Наталья Короткова: Гонка за автокефалию

Сегодня стало известно, что самозванные иерархи «Киевского патриархата» и архиепископы так называемой украинской автокефальной православной церкви подписали обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею и президенту Порошенко с просьбой о создании на Украине «собственной автокефальной

Сегодня стало известно, что самозванные иерархи «Киевского патриархата» и архиепископы так называемой украинской автокефальной православной церкви подписали обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею и президенту Порошенко с просьбой о создании на Украине «собственной автокефальной поместной церкви». Украина как никогда близка к созданию автокефалии поместной церкви, заявил при этом Порошенко.

Автокефалы и раскольники на этот раз выступили единым фронтом, сделав еще один шаг в сторону усиления религиозного противостояния на Украине, считает Короткова. «Шаг этот, по сути, можно назвать ожидаемым, поскольку еще в 2011 году собрались пять из двадцати патриархов (Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима и Автокефальной церкви Кипра) с Римом во главе, что тоже вполне объяснимо, которые начали призывать Русскую Православную Церковь «придерживаться своей канонической территории», прозрачно намекая, что «Украина никогда не являлась канонической территории Русской Православной Церкви». Лживость этого утверждения очевидна, ведь даже раскольник Филарет, не скрывал, что так называемая пентархия (собор пяти патриархов) – всего лишь «способ Константинопольского патриархата дать понять РПЦ, «кто в доме хозяин».

Стоит отметить, что   собравшиеся патриархи, церкви которых находятся в мусульманских странах, все как один, кроме Рима, имели самые большие финансовые проблемы (в первую очередь из-за малочисленности паствы). Конечно, они прекрасно понимали какой лакомый кусок (с многомиллионным населением) представляет собой Украина. Позиция Рима, который возглавил всю эту клоунаду, тоже вполне понятна, учитывая его вечную заинтересованность в продвижении на Восток.

Нашелся и документ якобы обосновывающий утверждение о неканоничности РПЦ на территории Украины. Это был указ об автокефалии Православной церкви подписанный почему-то в Польше и выданный в 1924 году Константинопольскому патриархату, враждебно настроенному к России, который тогда заявил, что якобы никогда законным образом не отказывался от своей юрисдикции над Киевской митрополией.

Сейчас ныне здравствующий Константинопольский патриарх Варфоломей ссылается на еще один указ 1589 года, согласно которому территория нынешней Украины не входит в состав Московского патриархата. Это вторая спекуляция, ведь Варфоломей прекрасно знает о том, что 8 ноября 1685 года состоялся переход Киевского митрополита в юрисдикцию Московской (Российской) православной церкви. Однако с канонической точки зрения этот акт не мог считаться легитимным без его одобрения (даже задним числом) со стороны Константинопольского Патриарха.

Следует отметить, что восточное православное духовенство с воодушевлением воспринимало и всячески поддерживало политическое усиление Москвы, надеясь, что со временем именно московский царь поможет грекам свергнуть ненавистную власть турок. Поэтому еще в 1686 году Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви издали Томос (указ) о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха. Эти исторические документы полностью опровергают лживые измышления Варфоломея и самозванных иерархов Украины о якобы неканоничности территории. Но, как говорится, когда дело идет церковном рейдерстве на очевидные факты приходится закрывать глаза.

Поэтому вполне естественно заявление, сделанное в марте 2005 года архиепископом Скопльским Всеволодом, которого не без оснований считали куратором «украинской политики» Константинопольского Патриархата. На встрече с президентом В. Ющенко он заявил, что оказывается Константинопольский Патриархат на самом деле никогда не признавал законности перехода Киевской Митрополии в состав Московского Патриархата и потому Константинополь и по сей день продолжает считать Украину своей канонической территорией.

Хотя это заявление вызвало жесткие протесты со стороны Русской Православной Церкви, официальный Константинополь никак не прокомментировал заявление архиепископа Всеволода, давая понять, что фактически игнорирует эти протесты.

Позднее особый посланник Константинополя, владыка Иов, в свою очередь, передал Петру Порошенко приветствие от Патриарха Варфоломея и подчеркнул, что Константинопольская Церковь остается Матерью Киевской Церкви, которая находилась в ее прямом подчинении до конца XVII века.

«Подобно матери, которая всегда заботится о своих детях, Святая и Великая Христова Церковь, Вселенский Патриархат, не перестает интересоваться судьбой Украины и ее народа, не перестает работать для возрождения единства церковного тела», – сказал архиепископ Тельмисский Иов.

Осталось ожидать второго акта этого дележа – предложения иерархам и священству УПЦ переходить под начало новоявленной, если таковая действительно возникнет, украинской поместной «церкви», так необходимой Порошенко и раскольникам Филарета. Президенту – в качестве политического инструмента, раскольникам – для осуществления их давнишней мечты о захвате храмов и окончательном изгнании «неправильной» каноничной Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

Новости партнеров