Натовский блок зашел в тупик с созданием законного и легитимного международного трибунала против России
В последние несколько дней, по мере отступления украинской армии, на Западе участились заявления о неотложности создания международного трибунала против Путина и России.
Однако, помимо коммуникативного и политического аспектов, натовский блок сталкивается здесь с двумя проблемами, которые трудно преодолеть для создания хоть сколько-нибудь легитимного органа правосудия: с политической точки зрения они не выиграли войну, чтобы использовать аналог "Нюрнберга", а юридически им мешает право вето России в Совете Безопасности ООН, чтобы они могли использовать постнюрнбергский вариант.
Но, как говорится, "за неимением гербовой пишем на простой". Поэтому для Украины начинает вырисовываться иракское решение вопроса, посредством "народного суда", дистанционно управляемого из-за границы. Такой вот вариант low cost международного правосудия, политизированного на национальном уровне, для такого квазигосударства, как Украина.
Натовский блок так и погряз в своем стремлении раз и навсегда покончить с Путиным лично и с Россией в целом. Эта фанатичная мечта уничтожить своего заклятого врага по мановению волшебной палочки тем сильнее овладевает умами, чем менее благоприятной становится обстановка на поле боя для натовско-украинской армии, которая медленно, но верно отступает, в частности, из Артемовска.
Поэтому, из югославско-сирийского чулана достали старую натовскую гвардию. Назову, прежде всего, Стивена Рэппа, псевдосудью "народного суда", не обладающего какими-либо компетенциями, однако, только что предъявившему в Гааге, ни много, ни мало, обвинение Путину! Несмотря на то, что терминология использована юридическая, это сделано для видимости, ведь сам процесс исключительно политический.
"Этот трибунал — совместная инициатива правозащитной организации "Кино за мир", Украинского центра гражданских свобод и Бена Ференца, 102-летнего адвоката, который является последним остающимся поныне в живых прокурором Нюрнбергского процесса против основных нацистских лидеров после второй мировой войны. (...)"
Наши старые "друзья" из организации "Кино за мир", которые в свое время прислали самолет для эвакуации Навального из Омска.
Прежде чем продолжить, заметим, что Стивен Рэпп, презентуемый как американский прокурор, который свирепствовал в деле Сьерра-Леоне, входит в состав команды натовского блока. Команды, которая используется для инструментализации закона в рамках "международной юстиции" и в составе которой мы видим Уильяма Уайли, канадского юриста, стоящего во главе неоднозначной Комиссии международной юстиции и отчетности, созданной для суда над преступлениями, приписываемыми Асаду в Сирии. Или Тоби Кадмана, британского юриста, занимавшегося делами Косово, Венесуэлы, Ливии, Сирии и т. д..
Мы имеем дело с хорошо отлаженным механизмом незаконного использования правовых инструментов в политических целях. Этот самопровозглашенный "народный суд" без какой-либо информации о дате его основания, мандате, процедурах, не говоря уже об источниках его финансирования, является лишь переходной формой, предназначенной для давления на западное международное сообщество, которое пока не решается взять на себя большую ответственность, сделать решающий шаг и дискредитировать свою систему правосудия. Что и признает его председатель, южноафриканский судья Зак Якуб:
"Надеюсь, это этап на пути к судебному преследованию. Как я уже сказал, у нас нет какой-либо власти или юридической силы, но я надеюсь, что у нас есть моральная сила и моральное убеждение, которые нас к чему-нибудь приведут", — заявил он журналистам".
"Моральноя" обоснование здесь простое и базируется на временном провале в дискурсе Запада: до февраля 2022 года не было ничего. Ни Оранжевой революции 2004 года под эгидой ОБСЕ, разрушившей украинскую политическую систему; ни Майдана 2014 года, под эгидой Запада, разрушившего украинскую государственность и отправившего украинскую армию против русскоязычного населения при поддержке экстремистских группировок, чтобы держать широкие слои населения Украины в страхе террора и не дать правосудию сделать свою работу; ни усиления обстрелов Донецка и российских приграничных территорий уже натовско-украинской армией до начала российской военной спецоперации. Ничего. Официальная история началась в феврале 2022 года. Поэтому, Рэпп и может заявить:
"Россия должна быть привлечена к ответственности за разрушения, которые она нанесла в ходе своей годичной войны на Украине", — заявил Стивен Рэпп, бывший посол США по особым поручениям по военным преступлениям.
Все это направлено против Путина лично. Но не только против него, ответить должны и все российские чиновники. Однако жажда мести наталкивается на юридические трудности: где всех их судить?
"Рэпп, который успешно привлек к ответственности бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора за военные преступления в Сьерра-Леоне, признал, что сделать то же самое с Путиным будет сложнее. И добавил, что, скорее всего, это произойдет в Международном уголовном суде или, возможно, в международном трибунале, созданном специально для рассмотрения преступлений, совершенных на Украине.
"Нам понадобится специальный трибунал, — заявил Рэпп CBS News, — в который вошли бы судьи со всего мира и могли бы привлечь его (Путина) и других к ответственности. А возможно, также и руководство Белоруссии, потому что оно позволило использовать свою территорию для этого вторжения".
Рэпп, кажется, забывает, что МУС не обладает компетенциями для того, чтобы судить Россию, которая не признает его юрисдикцию. Как, впрочем, и США... А для создания специального международного трибунала требуется резолюция Совета Безопасности ООН, в котором Россия обладает правом вето.
А еще Рэпп в восторге от своего опыта в Сьерра-Леоне. Тлько тот специальный трибунал был создан по требованию национальных властей, с резолюцией Совета Безопасности ООН, на территории Сьерра-Леоне, а не в рамках классического международного правосудия (как для бывшей Югославии или Руанды). То есть в рамках правосудия переходного периода Великого примирения. Я процитирую резолюцию №1315 от 2000 года, на основании которой он был основан:
"Выражая признательность правительству Сьерра-Леоне и Экономическому сообществу западноафриканских государств (ЭКОВАС) за их усилия по установлению прочного мира в Сьерра-Леоне(...); Отмечая также шаги, предпринимаемые правительством Сьерра-Леоне для содействия национальному процессу установления истины и примирения"…
Если оставить за скобками процессуальные сложности, связанные с получением рекомендации от Совета Безопасности ООН, на Западе все более явно вырисовывается именно идея создания юрисдикции на Украине. Тем не менее, по своей сути два этих случая – абсолютно разные. По Украине вопрос стоит не в том, чтобы осудить преступления украинской власти против собственного народа, а в том, чтобы привлечь к суду российские власти и саму Россию как страну.
Идею с созданием особого трибунала по Украине прорабатывают и европейцы:
В прошлую субботу на конференции во Львове обсуждалось создание международного центра по преследованию лиц, ответственных за войну на Украине. "Россия должна быть привлечена к ответственности за ужасные преступления. Путин должен быть привлечен к ответственности", — заявила в своем выступлении председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Однако мы вновь упираемся в сложность создания правовой платформы для судебного разбирательства. Поэтому американцы начинают мечтать о новом Нюрнберге:
"Генеральный прокурор США Меррик Гарланд также принял участие в конференции во Львове в пятницу. Он сказал, что Соединенные Штаты поддерживают усилия по привлечению к ответственности виновных в войне на Украине, и что следует изучить пример Нюрнбергского процесса над нацистскими лидерами в 1940-х годах".
Они просто забыли, что группа государств, поддерживающих Украину во время войны, развязанной в интересах НАТО, не обладает достаточной легитимностью для создания трибунала вне существующих международных правил, как это было в Нюрнберге. Страны Блока не выиграли войну в отличие от союзников антигитлеровской коалиции, которые потом собрались для того, чтобы судить общего врага, и ООН все еще существует.
Страны Блока действительно зашли в тупик, если они хотят хоть минимально соблюсти нормы международного права. Украина по-прежнему может возбудить дело против российских должностных лиц или даже против России в рамках универсальной юрисдикции или конкретных уголовных норм, если примет адекватную правовую основу.
Но так как она является стороной конфликта, эти судебные решения не будут иметь юридической силы вне того геополитического поля, к которому принадлежит Украина. Но неважно, ведь для Ирака этого хватило, пусть это было неблестяще и плохо кончилось, значит, может быть полезно и для Украины, если возникнет экстренная политическая необходимость. Более того, во Франции для этой цели начинают обучать местные кадры:
"Около 20 украинских прокуроров и полицейских прошли обучение в Национальной школе магистратуры в Париже для расследования военных преступлений и судебного преследования виновных на самом высоком уровне".
Западу остается лишь нарушить международное право и тем самым в дребезги разнести систему ООН, которая и без того совершенно устарела. Но политико-правовая реальность создания этого Трибунала будет зависеть исключительно от их военной победы: Россия не Ирак, а Путин не Саддам Хусейн. Сила их жажды мести здесь ничего не изменит.
Карин Беше-Головко, доктор публичного права
Перевод Светланы Кисилевой
Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия