Не вполне ясные перспективы. Что последует за безнаказанным проходом гонконгского корабля по украинскому морскому коридору?
Контейнеровоз Joseph Schulte под флагом Гонконга, ставший первым покинувшим украинский порт за месяц судном, встал на якорь в порту Стамбула. Об этом сообщило Министерство транспорта и инфраструктуры Турции.
Минувшая неделя ознаменовалась достаточно дерзким и рискованным демаршем со стороны Украины по отношению к России. Киев самостоятельно "открыл" коридор для движения контейнеровоза гонконгской принадлежности по Черному морю в нарушение договоренностей и при отсутствии гарантий безопасности со стороны России. Наблюдатели в Сети пристально следили за ситуаций, но в конечном итоге судно смогло без проблем достичь берегов Турции.
На Joseph Schulte находятся 2114 контейнеров, их содержимое ведомство не уточняет. Вместе с тем Анкара отметила, что судно находилось в порту Одессы с начала полномасштабных боев на Украине и не могло покинуть его в рамках зерновой сделки, так как не перевозило зерновые культуры. О том, как ситуация с движением судов в Черном море может сказаться на политическом имидже России, а также возможные действия российских властей в беседе с Новороссией обсудил основатель проекта "Балканист", политолог Олег Бондаренко.
"Сейчас эта ситуация развивается в формате политической. Это искусство возможного — если с точки зрения военно-политической безопасности физически будет возможно обеспечить коридор без России. Тем более мы знаем, что сейчас появилась рабочая схема проводить суда через Дунай. То есть вопрос исключительно состоит в том, чтобы эти суда могли добираться из устья Дуная до Одессы.
Мы слышали заявления бывших крупных военных начальников НАТО о том, что всё-таки Чёрное море — это зона международного судоходства. Исходя из этого тут всё зависит исключительно от позиции Турции.
Турция обладает ключом от ворот в Чёрное море. Когда началась СВО, Турция согласно доктрине Монтрё закрыла проливы для прохода иностранных военных кораблей. Если Турция допустит возможность их прохода в Чёрное море, то я думаю, что они будут курсировать вместе с любыми другими товарными и гражданскими судами, которые будут забирать в украинских портах зерно и привозить туда оружие, — это очевидно", — высказал свое мнение собеседник агентства.
"Сможет ли Россия там противодействовать? — задается вопросом политолог. — Не уверен. Одно дело, когда вертолёт морской пехоты зависал над турецким сухогрузом и российские морпехи проводили там досмотр. А если там будет караван судов, сопровождаемый военными судами НАТО, кто-то предполагает, что Россия пойдёт на военное столкновение с ними? Нет, конечно.
Всё-таки все находится в здравом уме, на политическом уровне они будут продолжать бросаться громкими заявлениями. Но по факту слабо представляется история, при которой так же российский вертолёт с морской пехотой завис бы над натовским кораблём и осуществил бы десантирование на него. Это означало бы начало военного конфликта России и НАТО.
"Соответственно, вопрос исключительно в позиции Турции: допустит ли она проход в Чёрное море иностранных военных кораблей, которые могут обеспечивать безопасность судов на северо-западной части Чёрного моря без всякого на то разрешения России?
Вряд ли турки на это пойдут, потому что Эрдоган ведёт свою игру, в которой ему нужен Путин в качестве союзника больше, и, скорее всего, он этого не допустит. Значит, иностранных военных судов в Чёрном море не будет, а судоходство, которое там есть, будет происходить довольно рисково. Но, с другой стороны, вряд ли Россия будет топить перевозящие что-либо сухогрузы, потому что Россию заботит не вывоз зерна или что-то там ещё, а Россию заботит привоз иностранного оружия.
Какие-то суда будет получаться досматривать, вероятно, по той же схеме, что и этот турецкий сухогруз, какие-то не будет получаться досматривать. Как бы банально ни было, но всё так же зависит от погодных условий, поэтому физически это не всегда будет возможно. Судоходство, обеспечивающее какой-то транзит украинских товаров на внешние рынки и обратный их транзит, будет проходить через Дунай, это уже совершенно очевидно. Это единственная альтернатива проходу через турецкие проливы", — резюмировал Олег Бондаренко.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО