Недалеко летал Boeing Cobra. Эксперт дал честный расклад по взрыву ракеты "Сармат"
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков переадресовал вопросы журналистов о неудачном испытании ракеты "Сармат" Министерству обороны. Военное ведомство, в свою очередь, предусмотрительно хранит молчание. Что же там случилось? Подробности – в материале "Новороссии".
Впервые ракету РС-28 "Сармат" запустили в апреле 2022 года, вскоре после начала специальной военной операции. В феврале этого года комплексы поступили в войска. И тут такое ЧП…
В администрации президента России не стали комментировать якобы имевший место инцидент со взрывом ракеты комплекса РС-28 "Сармат" на испытательном полигоне космодрома Плесецк.
Мы не располагаем никакой информацией на этот счет. Это скорее вопрос, который относится к компетенции наших военных, поэтому я рекомендую туда обращаться, — заявил пресс-секретарь президента Песков.
Первыми о неудачном тесте системы, которую на Западе называют "супероружием Владимира Путина", заявили сотрудники OSINT-проект MeNMyRC. Они же опубликовали спутниковый снимок стартовой площадки, на котором видна раскуроченная пусковая шахта с воронкой около 60 метров.
Подобные ракеты запускаются минометным способом, и, судя по всему, после старта изделия маршевые двигатели не смогли штатно отработать. В итоге корпус ракеты рухнул на стартовый стол, разметав часть шахты, а также прилегающие к ней инженерные сооружения.
В Сети публикуются спутниковые снимки после взрыва в пусковой шахте.
Специалисты MeNMyRC предположили, что Россия проводила плановые испытания боевой системы или же вела подготовку к ним. Позже стало известно об активности в это время американского самолета-разведчика Boeing RC-135S Rivet (Cobra) Ball, который базируется на Аляске. Пентагон задействует подобные борты для мониторинга пусков межконтинентальных баллистических ракет. Они о нас хотят знать всё. И, похоже, знают немало...
Сэкономили и получили?
Это настоящее ЧП масштаба страны, ведь "Сармат" является частью русской ядерной триады. По мнению военного эксперта Ильи Крамника, России не стоит экономить на высокотехнологичных проектах и их испытаниях.
Крамник дал честный расклад по взрыву ракеты "Сармат". Он пишет в своем канале о ГОСТе, который закладывается на этапе технического проекта:
У заказчика периодически наблюдается соблазн экономить на техпроекте, что должно по идее пресекаться на уровне ВПК, но тут этого не произошло.
Эксперт говорит о необходимости увеличения финансирования тестовых пусков, об автономных предварительных тестах и заводских испытаниях. Чем больше анализа, тем больше вероятность, что на испытания конструкторы попадут с готовым продуктом.
А там рецепт успеха один: больше стрелять. Это не тот случай, когда что-то решает моделирование, оно может отсечь некоторые вещи заранее, но от физических испытаний по-прежнему зависит очень многое.
Крамник привел статистику тестов комплекса "Воевода", который в СССР испытывали с 1973 по 1976 год. Тогда военные провели 43 пуска ракет, из которых семь оказались неудачными.
Стрелять надо чаще, по пять изделий в год, лучше по восемь, а не раз в полгода, чтобы не лезли уже проблемы с кооперацией и текучкой кадров, которые не на цепи сидят, и то работу получше находят, то карьерно растут, то на пенсию сваливают, то новые приходят. Вот вам картинка от гражданина, который знает, что жечь изделия на испытаниях нужно как можно больше, — заключили Илья Крамник.
На замену "Сатане"
С мнением автора Telegram-канала согласен и военный аналитик, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин. В интервью корреспонденту "Новороссии" он напомнил, что РС-28 "Сармат" приходит на замену РС-36М "Воевода" ("Сатана" по кодификации НАТО) и "это полностью новое изделие, в которое необходимо постоянно вкладываться".
Офицер подчеркивает, что в такой высокотехнологичной технике слишком много переменных, которые нужно учитывать на всех этапах производства.
Это 200-тонная ракета, которая забрасывается на 18 тыс. км. У нее 10 разделяемых боевых блоков по 750 килотонн каждая. А еще она создавалась с комплексом преодоления систем противоракетной обороны противника. Поэтому тут все сложно, от проектирования до испытаний и боевой работы.
Поэтому нет ничего удивительного в неудачах при испытаниях, это скорее стандартная работа инженеров и представителей РВСН. В качестве примера Дандыкин привел твердотопливные баллистические ракеты комплекса Д-30 "Булава", которые создавались с конца 90-х годов для подводных лодок проекта 955 "Борей":
Тяжело шла работа у конструктора Соломонова. Мне люди рассказывали, что порой опускались руки и были мысли, что ничего не получится. Но сегодня они стоят на вооружении.