Неизлечимые язвы западничества: вечный каргокульт либералов

После выхода властей Украины из переговоров, практически наверняка осуществлённого под давлением западных партнёров (или, как минимум, получения кабинетом Зеленского гарантий о комплексной и длительной поддержке от стран НАТО в случае готовности Украины перейти к затяжному военному противостоянию), ценности российских либералов стали быстро эволюционировать на противоположные.

После выхода властей Украины из переговоров, практически наверняка осуществлённого под давлением западных партнёров (или, как минимум, получения кабинетом Зеленского гарантий о комплексной и длительной поддержке от стран НАТО в случае готовности Украины перейти к затяжному военному противостоянию), ценности российских либералов стали быстро эволюционировать на противоположные.

Лозунг "Мир Украине!" фактически стал подразумевать у них разгром Российской Федерации на поле боя; дискриминацию русских и других российских граждан, оказывающихся за пределами РФ – "грамотным подталкиванием к революционным действиям"; борьбу с русским языком в Украине – "исторической справедливостью". Раньше часть этих людей декларировала призывы к полному национальному равенству, пусть даже в ущерб титульной нации.

Год назад они бы не поверили, что будут поддерживать блокировки счетов по признаку происхождения или воспринимать как норму массовый отказ фармкомпаний и вообще больших корпораций работать в стране в рамках обложения народа коллективной ответственностью, равно как и то, что будут с пониманием относиться к попытке "отменить" какую-либо национальную культуру из-за межэтнической ненависти к её носителям. Если раньше к нарушению прав человека и Женевской конвенции либералы относились максимально чутко, то теперь всё стало не таким однозначным.

То, что раньше было вершиной неприемлемости, теперь в порядке вещей. Расстрелы безоружных пленных, пытки и издевательства над российскими солдатами, процедуры фильтрации для собственного гражданского населения, периодически осуществляемые ВСУ, – для вчерашних либералов не преступления, а понятные реалии войны, новости, которые обычно сопровождаются циничными комментариями "а чего вы хотели, вторгаясь в чужую страну?". Новости о горе, боли и новых проблемах украинцев, находящихся на подконтрольных Киеву территориях, у них никогда не вызывают вопрос "а чего они хотят, выйдя из мирных переговоров?".

Ни один этот вопрос не имеет смысла – ни рядовые солдаты, ни простые мирные жители не принимают решений подобного рода. Мёртвые дети и в целом погибшие гражданские – это то, что имеет значение, только когда они находятся в городах, контролируемых Киевом. При том, что либералы, позиционирующие себя защитниками всего украинского, они, как правило, почти не пишут о потерях ВСУ, принудительно мобилизованных молодых украинских парнях, 20-летних юношах, потерявших конечности. Не пишут из-за того, что Запад и подстраивающийся под позицию Запада коллективный Леонид Волков решили, что подобный подход измотает РФ и сделает её сговорчивее в переговорах с США и ЕС.

Либеральная оптика показывает "ужасные потери, колоссальную деморализацию и нежелание воевать" - только у россиян, и это всё, что якобы есть у россиян. Вы не должны смотреть ни на что другое - особенно на солдат ВС РФ, когда те проявляют мужество в боях и сострадание к местным жителям. В любых военных действиях есть место героизму и жестокости с обеих сторон, но нам пытаются навязать картину, где добрые, сильные, смелые, неуязвимые украинцы в бесконечном контрнаступлении преследуют злых и трусливых россиян, способных воевать только с женщинами и детьми.

Немного "магии" механического повторения, и этот совершенно сказочный лубок становится картиной мира для относительно небольшой, но социально активной части аудитории. Весенние призывы к гуманизму сменились апелляцией к страху и нескончаемым попыткам посеять массовую панику среди российских граждан. Блокировки СМИ и сайтов, аресты за неправильные политические взгляды и слова, массовое преследование священников УПЦ, которым даже не помогло осуждение СВО, – всё это не вызывает нареканий – это всё "у кого надо".

Вспомним травлю Amnesty International за то, что она опубликовала факты использования ВСУ гражданских объектов в качестве живого щита и призвала ОБЕ СТОРОНЫ так не делать. Сами изложенные факты были правдивыми, изложены с нейтральных позиций, но леволибералы требовали от правозащитников заткнуться, лживо называя людей, фактически пытавшихся защитить гражданских Украины от обеих армий, "агентами Путина".  

Что же осталось от прежних взглядов российских либералов сегодня? Только одно, то, что всегда составляло ядро их мировоззрения, – вера в Запад. В то, что там знают, как лучше для всех, в то, что там - старшие. Запад может представляться гуманнее, прогрессивнее, цивилизованнее и просто сильнее, но всегда неизменно лучше России, превосходя её во всём вчера, сегодня, всегда. И единственное для России и её народа спасение - это просто слушать западного куратора. Неважно, в скольких странах подобное привело к катастрофе, вера либералов в Запад иррациональна, как у самого мракобесного религиозного фанатика-сектанта.

История про западников и славянофилов входит в программу 8 класса. Часто конфликт объясняется излишне тенденциозно и упрощённо, в результате дети иногда начинают думать, зачем это деление, почему нельзя взять и из Запада, и из собственного прошлого и настоящего всё самоё лучшее и двигаться вперёд своим путём? В реальности же так как раз пытались делать славянофилы и их предшественники.

Такие, как граф Фёдор Васильевич Ростопчин, который, например, блестяще высмеивал слепое введение в земледелие некоторые западных практик, неадекватных в центральной России в виду её природных особенностей. Или промышленник Фёдор Васильевич Чижов, несмотря на фактическое участие в славянофильском кружке, выступавший за перенятие передового западного опыта, в том числе являясь сторонником федеративной республики.

Идея заимствования лучшего при следовании своим путем – определяющая идея славянофильства. Концепция, что Россия должна с запозданием, но мучительно ползти по пути, пройденному Западом, – стержневая для западников. Если раньше западники-несоциалисты требовали уничтожения местного демократического самоуправления – крестьянской общины, потому что на Западе её нет, то теперь - деколонизации и BLM с ЛГБТ.

"Британия ушла из Индии? Мы уйдём из Якутии" – плевать, что Якутия не колония, а часть страны, "Германия провела денацификацию? Мы тоже проведем" – не важно, что националистов нет у власти в РФ, они придумают российским властям и НСДАП формальное сходство, которое можно найти у большинства стран XX-XXI веков, типа патриотического образования или разговорах о соцподдержке граждан. Запад решил воевать до последнего украинца? "Отлично, значит этап мирных протестов и переговоров завершён, ползём по западному пути и не останавливаемся, там уж всё решили лучшие умы". Всё это похоже на слепое следование модным брендам, фанат модного дома может полностью поменять стиль одежды после очередного показа, где были представлены новейшие костюмы и платья, объявив всё старое устаревшим. Только речь больше не о вещах, а о политическом мировоззрении, на свалку отправляются не шляпки и свитера коллекции 2020 года, а ценности гуманизма и прав человека. Теперь в ходу другое "модное", а былое кажется "пропахшим нафталином".

Западничество – это вечный каргокульт с нелетающими "самолётами из пальмовых веток", "повторяющих заокеанские передовые образцы". Чтобы перестать быть подобного рода западником, надо начать ценить свой народ, изучать мировую историю, научиться думать и анализировать, что, конечно же, не всем даётся, гораздо проще и веселее следовать за западной политической модой, меняя шляпки по ходу движения.  

Автор: Ярослав Меркулов

Подпишитесь на телеграм-канал Новороссия и узнавайте первыми о главных событиях в Донбассе, России и мире. 

Новости партнеров