Нелиберальная русская культура рубежа XX-XXI веков: живопись, кино, скульптура и архитектура

Часто мне встречается мнение о том, что у России сегодня нет качественного оригинального культурного продукта, что все наши деятели искусства – это либеральные западники и что нужно переосмыслить основы нашего бытия и мировоззрения, чтобы русская земля снова начала "рожать таланты". Этот тезис несправедлив и по отношению к ныне живущим современникам, и к тем, кто лишь недавно ушёл в лучший мир, воспев в своём творчестве Россию и русский народ.

Часто мне встречается мнение о том, что у России сегодня нет качественного оригинального культурного продукта, что все наши деятели искусства – это либеральные западники и что нужно переосмыслить основы нашего бытия и мировоззрения, чтобы русская земля снова начала "рожать таланты". Этот тезис несправедлив и по отношению к ныне живущим современникам, и к тем, кто лишь недавно ушёл в лучший мир, воспев в своём творчестве Россию и русский народ.

Четыре столпа современной русской культуры

Для меня русская культура рубежа конца XX - начала XXI - это, прежде всего, режиссёр Алексей Октябринович Балабанов (1959-2013), художник Илья Сергеевич Глазунов (1930-2017), скульптор Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006), певец Игорь Владимирович Тальков (1956-1991). И никто из них не был либералом. Мировоззрение этих деятелей искусства было сложным и разным, но их творчество в любом случае пропитано сильнейшими национальными чувствами, любовью и состраданием к русскому народу.

Как известно, Клыков был национал-патриотически настроен и активнейшим образом участвовал в общественной жизни, в т.ч. пытался возродить Союз Русского Народа. Игорь Тальков поддерживал ультраправый Национал-Патриотический Фронт "Память", Балабанов снял фильм "Брат", который не только привёл в восторг миллионы наших сограждан, но и стал культовым среди русских националистов. Глазунов был связующим звеном между националистами-диссидентами и частью советских чиновников, желавших русского, правого поворота в политике страны. Если бы его деятельность и чаяния увенчались успехом, не было бы того ужасного массового вымирания русских, начавшегося после либеральной перестройки.  

Надо сказать, что с подобной несправедливостью сталкиваются и национал-патриоты прошлых веков. Так существует популярное заблуждение, что западники-либералы – это сплошь передовые люди, двигавшие Российскую Империю по пути развития, в то время как славянофилы – примитивные, ничего не понимающие лавочники. Однако, всё не так, вклад славянофилов в русскую культуру и науку – просто гигантский и недооцененный, но это явно тема для другой статьи.

В мире отрицательной селекции

К большому сожалению, долгие годы в Российской Федерации была выстроена система, когда национально-патриотическое искусство подавлялось. В то время как либеральные культурные потуги получают самые высокие трибуны и награждаются господрядами. До недавнего времени мы жили в обществе, где на "квартирники" Коловрата, певшего о Святом Дмитрии Донском и Бородино, приходит ОМОН, а в государственном (!) театре "Современник" ставили "Голую пионерку" – "художественное произведение" о том, как в годы Второй Мировой войны умственно отсталая девочка-подросток сексуально обслуживала советских солдат. Кстати, в этом же театре государство 46 лет (!) оплачивало русофобию Лии Ахеджаковой. Сейчас мы живём в обществе, где русская правая музыкальная сцена, по большей части зачищена, целое поколение музыкантов и поэтов запугано и затерто. В то время как любой известный русофобский гнус может получить отличное кормовое место в системе, если хоть что-то промолвит в поддержку сложившегося на данный момент политического курса страны.

Относительно скоро, в 2024 году, состоятся выборы президента, и я считаю высоковероятным, что, как и раньше, товарищи "приближенные политехнологи" будут зазывать на должности доверенных лиц известного нам кандидата или его преемника, наиболее известных оставшихся в стране либералов от культуры, особенно с нерусскими корнями, чтобы там за океаном вдруг не подумали, что власть в РФ слишком русская, сильно правая.

Целые институты в РФ, типа "Шанинки", штампуют поборников толерантности, русофобии и гендерных теорий, не хуже (!) западных учебных заведений. При этом возможно единственного ректора ВУЗа, известного в качестве националиста, Сергея Бабурина (Народная Воля, РОС и пр.), Минобразования сняло своим прямым приказом в 2012 году. Я, конечно же, не призываю к репрессиями против либералов, а просто обращаю внимание на то, что в РФ существует культивирование и взращивание либеральных деятелей культуры, и такой либерал, он может быть как за власть, так и против, что-то поддерживать, а что-то нет. В то время как на правом политические фланге творческие люди или очень забиты системой (часто из-за этого происходит их радикализация), или достаточно хорошо и плотно встроились наверху (но без возможности продвигать свою идеологическую линию), причём последних очень мало, единицы из тысяч. А на уровне какой-то средней общественной прослойки – заметных национал-патриотов вообще нет, потому что они сразу поляризуются отработанным общественным механизмом. Или ты в маргинальном "андеграунде 2.0", где, условно, единственная твоя площадка для презентации нового альбома или книги - это яндекс-диск, которым ты вынужден пользоваться через тор-браузер. Или ты особо не высовывавшаяся, и снимаешь тоже условно эпический фильм о "Битве на Калке" за деньги Минкульта, тебя подберут по остаточному принципу - если на этот госзаказ не найдется либерального или хотя бы просто нерусского режиссёра. Последнее обозначенное делается для того, чтобы ни в коем случае не было очередных обвинений в "русском фашизме" из-за экранизации русской истории, "разговорчиков" о чём-то русском.

Кроме того, либеральных деятелей культуры "накачивают", тянут к известности либеральные журналисты, регулярно тиражируя их зачастую банальные и некомпетентные комментарии по самым разным общественным вопросам. Даже в официальных биографиях и подводках либеральные взгляды деятеля искусства подчёркиваются, а национально-патриотические – игнорируются, либо, когда игнорировать уже невозможно по причине яркой манифестации, сопровождаются обвинениями в "человеконенавистническом русском фашизме" и "бездарности".

То есть получается двойной контур селекции. Один - со стороны, осуществляемый несколькими государственными институтами, будь то по каким-то вопросам излишне настороженное МВД, Министерство образование или Министерство культуры, другой со стороны – либеральной номенклатурой, отрастившей щупальца как в области непосредственно искусства, так и в сфере журналистики. Годами и даже десятилетиями везде сидят коллективные "Мараты Гельманы" и душат всё светлое и русское. Но, тем не менее, всё не так плохо, как могло бы быть при таком подходе. Попробуем чуть ближе рассмотреть заметные фигуры современных русских деятелей культуры и искусства. 

Среди художников патриотической направленности выделяются:

Илья Сергеевич Глазунов, который был ярким антикоммунистом, монархистом и национал-патриотом, в своей книге "Россия распятая", художник большой истории пишет о самых древних страницах истории нашего народа. При этом Глазунов осуждал распад СССР и высказывал тревогу за судьбы русских, оставшихся в новых "независимых республиках" под угрозой ассимиляции. Перечислим некоторые картины Глазунова: "Христос и антихрист", "Храни Бог Россию", "Раскулачивание", "Возвращение блудного сына", "Сеятель", "Россия, проснись!", "Черный Белый Дом" "Рынок нашей демократии", "Вечная Россия", "Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус", "Последний воин", "На колхозом складе", Мистерия ХХ Века, циклы работ "Русь", "Поле Куликово" и др.

Борис Михайлович Ольшанский, выдающийся художник, в основном сконцентрировавший свое внимание на исторической тематике, включая батальные сцены. Автор таких картин как "Слава Руси", "Пересвет на поле Куликовом", "Битва Пересвета с Челубеем", "Осада Доростола Святославом", "Предание о Святославе", "Русь Великая", "Иван Вдовий сын", "Берегиня", "Древняя Русь", "Рождение воина", "Терем царевны Зимы", "Ледовое побоище", "Былинная Русь", "Ночь Воина", "Богатырь Вольга Всеславович", "Русь ведическая", "Тени забытых предков", "Клятва Сварожича", "Сеча на Днепре", "Ночь на Ивана Купалу", "Из темной глубины веков" и пр.

Православный патриотический художник Дмитрий Белюкин ("Белая Россия. Исход", "Ярослав Мудрый").

 Сергей Николаевич Присекин (картины: "Куликовская битва", "И клятву верности сдержали…" Смоленск. 1812 год"", "Невская битва", "Кто к нам с мечом придёт", портрет Бориса Годунова и пр.).

 Филипп Александрович Москвитин, блестящий выпускник школы Ильи Глазунова (картины "Николай II", "Врангель", "Патриарх Тихон", "Александр Невский", "Минин и Пожарский" и др .).

Отметим также оригинальную эстетику и воспевание Древней Руси в работах Святослава Игоревича Ожиганова.

Важный вклад в развитие новой эстетики в русском стиле внёс художник Владимир Киреев ("Князь Святослав", "Покров", "Георгий Победоносец", "Не в силе, а в Истине!",  диптих  "Святой Андрей Апостол", Оборона Смоленска (1609-1611), "Святая ночь", "К тому берегу", "Зеркало", "Осень", "Зима" и пр.).

Георгий Георгиевич Шишкин – автор картин цикла "Русские сны", почтовых марок Монако и России (включая марку "400 лет восстановлению единства Российского государства").

Интересны также работы Андрея Владимировича Ремнёва, совмещающего приемы древнерусской иконописи, русской живописи XVIII века и русского конструктивизма.

Пейзажист Владимир Глебович Никонов, о котором сам Глазунов говорил: "Когда я посмотрел миниатюрные работы-пейзажи, написанные Владимиром Глебовичем Никоновым, — я с новой силой испытал чувство любви к нашему столь милому сердцу пейзажу средней полосы России. Художник влюблен в русскую природу, в бескрайние дали с храмами на косогорах, в голубые весны, в разливы рек, в золото осенних листьев".

Ещё одним выдающимся патриотично настроенным пейзажистом является Александр Павлович Афонин.

 Безусловно переполнен национальным чувством художник Валерий Николаевич Балабанов ("Реквием" (2000—2002), "Молитва о Романовых" (1989—1999), "Поля русской славы"; "Под благодатным Покровом", "Полёт Троицы" (1988), "Пловец" ("Храм Христа Спасителя"), "Тальково поле" и др). 

 Станислав Семёнович Молодых – автор картин, связанных с историей России ("Коллективизация. Год 1929", "Восстание Емельяна Пугачева", осенний вариант Пугачевщины "1773 год").

Степан Гилев, прекрасный иллюстратор из Барнаула, изображающий русских воинов и богатырей.

Воспевший "Белую Армию" Андрей Ромасюков ("Ледяной поход", "Генерал Брусилов", "Адмирал Колчак. Последняя звезда", "Сибирские стрелки", "Его Императорского Величества Пажеский корпусъ", "Жертвоприношение", "Гражданская война", "Бой под Канделем", "Застывшие во времени", "Северный ветер", "Тайный советник", "Бой за знамя 29-го пехотного Черниговского полка под Орлау" и пр.).

Русский художник баталист Дмитрий Александрович Шмарин ("Прощание. Осень 1919", "Белые пришли! Христос Воскресе!", "Рыцари Православия", "Юный белогвардеец"). Дмитрий Александрович - монархист, уверенный в том, что: "Задача современного русского художника, работающего над исторической темой, — вернуть России её украденную историю, показать истинный образ Православной Святой Руси, послужить возрождению вечных основ Русской жизни".

Замечательный и одарённейший художник-график Дмитрий Альшаев, также создавший множество работ посвящённых героике "Белого Движения", поддержал СВО, и даже провёл тематическую выставку с новыми работами.  

Художники-графики Виктор Глебович Бритвин и Олег Юрьевич Михайлов. 

Отметим также живописцев, гипер-реалистов Константина Мирошник и Наталью Кургузову -Мирошник, вполне достойных для своего жанра.

Великое русское кино

Кинематограф до сих пор является наиболее доступным для широких масс способом получения культурного продукта, а стало быть самым важным участком для транслирования тех или иных ценностей и мировоззрения. Современные режиссёры – разные, от совсем сусальных квази-патриотов до крайних либералов, есть сильно колеблющиеся и меняющие позиция раз в несколько лет. Сделаем краткий обзор.

Гениальнейший режиссёр Алексей Балабанов ("ТрофимЪ", "Счастливые дни", "Брат", "Про уродов и людей", "Брат 2", "Война", "Груз 200", "Морфий", "Кочегар", "Я тоже хочу" и пр.). Безусловный русофил, как нельзя более деликатно повествующий о тяжёлых для русского народа вопросах и проблемах. 

Патриотичный Никита Сергеевич Михалков ("Утомлённые солнцем", "Сибирский цирюльник", "Солнечный удар" и пр).

Внесенный в санкционный список Украины гениальный Андрей Сергеевич Кончаловский, который одновременно поддерживает действующую российскую власть и выступает с русофобскими высказываниями о том, что русского человека надо бить, чтобы он не высовывался (фильмы "Рай" и "Дорогие товарищи").

Один из наиболее сильных режиссёров, безжалостно препарирующий язвы общества, Валерия Гай Германика ("Все умрут, а я останусь", "Школа", "Да и да") – считает себя патриотом и выступает против абортов. В настоящее время Германика работает над сериалом о русской княгине  Ольге.

 Кирилл Серебренников, талантливый режиссер, до поры до времени чрезмерно обласканный властями, несмотря на либеральные взгляды. Уже в 2008-ом он проводил пикеты с плакатом "Я -грузин", в связи с известными событиям в Грузии, что не помешало Департаменту культуры Москвы в 2012 году назначить его новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. В 2020 году Серебряков активно призывал к защите ЛГБТ, а в 2022 – к снятию санкция с Абрамовича – "покровителя искусств". Наиболее удачные в творческом плане фильмы Серебрянников - "Рагин", "Изображая жертву", "Юрьев день", "Ученик" (адаптация пьесы Мариуса фон Майенбурга спектакль "(М)ученик", переносящая проблемы протестантского видения реальности в российскую глубинку, фильм может задевать, может оскорблять, но он весьма качественно сделан с художественной точки зрения), "Петровы в гриппе".

 Павел Лунгин, этнический еврей, активно участвовавший в общественной жизни российского еврейства. На первый взгляд очевидных политических убеждений не имеет, но при этом пытается занять, кажущуюся ему выгодной "сторону истории". В 2012-ом был против запрета гей-пропаганды среди несовершеннолетних, в 2014-ом поддержал присоединение Крыма, в 2016-ом стал сторонником "Партии Роста", в 2022-ом призвал "вернуть Крым", чтобы остановить конфликт в Украине. Творческая деятельность Лунгина протекает неровно, его киноленты "дело о "Мёртвых душах"" и "Остров" - заслуживают высокой оценки, в то время как русофобский и неисторичный фильм "Царь" вызывает откровенное отторжение. Сериал "Родина" является плагиатом одноимённой американской киноленты, его демонстрация на России – 1 вызвала насмешки над русской культурой и российским телевидением в среде либералов.  И, конечно же, совершено бездарная, настолько, что просто невозможно смотреть - "Дама Пик".

Интересно, что у наиболее удачных фильмов Лунгина ("Дело о "Мёртвых душах") и Серебренникова  ("Юрьев день") – один сценарист, Юрий Николаевич Арабов.

 Александр Сокуров, которого, наверное, из-за его известности, нельзя не включить в обзор, я не нахожу талантливым. Хотя Сокуров и пытается воспроизвести стиль большого авторского кино в своих работах, раз за разом эти потуги оканчиваются полным фиаско. Всё его творчество - это жалкая, не цепляющая, тусклая попытка изобразить что-то большее, что-то на что явно не способен данный режиссёр. Возможно, для Сокурова слишком важны его кабардинские корни, поэтому он не может снимать пригодное русское или европейское кино. Зато может, находясь в должности члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, лично просить Путина о том, чтобы он отсоединил кавказские республики от России (событие, имевшее место в 2021 году).

 Андрей Петрович Звягинцев – один из самых мрачных и тяжёлых режиссёров современности, его напряжённые и глубокие, часто тягучие киноленты способны оставить в душе гнетущее впечатление на несколько дней ("Елена", "Левиафан", "Нелюбовь"). Безусловно, это искусство с большой буквы. Звягинцев это Сокуров, у которого получилось. В украинской трагедии режиссёр, как это принято у либералов, традиционно обвиняет только российскую сторону.

 Андрей Александрович Прошкин, снявший фильм "Орда", являющийся лучшим фильмом, отражающим реалии татаро-монгольского ига. Кинолента получила большую поддержку со стороны РПЦ. Также среди произведения Прошкина можно отметить фильм "Миннесота", о желании вырваться из российской глубинки в "лучшую жизнь". В 2014-м с другими членами союза кинематографистов выступил в защиту Украины. Последние годы работал над фильмом "Дело Бейлиса".

Игорь Аронович Гостев, член КПСС с 1962 года.  Автор необычных и талантливых фильмов "Серые Волки" (о заговоре с целью смещения Хрущёва), "Беспредел", "Загон", "Европейская история".

Режиссёр Николай Николаевич Досталь (20-серийный сериал "Раскол", фильмы "Мелкий Бес", "Монах и бес" и пр.). Фильмы отражают как патриотическое, так и православное видение мира. Интересно, что мачехой Николая Николаевича была Наталья Николаевна Андросова – правнучка Николая I.

Существует целый пласт режиссёров, которые выпустили один или два по-настоящему сильных фильма, таковыми являются:

  • Алексей Владимирович Андрианов (сериалы "Грозный" и "Годунов");
  • Сергей Олегович Снежкин ("ЧП районного масштаба", "Похороните меня за плинтусом");
  • Режиссёры Наталья Меркулова и Алексей Чупов ("Капитан Волконогов бежал");
  • Сергей Соловьёв ("Нежный возраст");
  • Александр Рогожкин ("Чекист", "Блокпост");
  • Филип Янковский ("Статский советник");
  • Антон Мегердичев ("Сердце Пармы");
  • Александр Невзоров ранее бывший или мимикрировавший под национал-патриота и выпустившей знаковый фильм для целого поколения "Чистилище", ныне же идеологически выродившийся, и неспособный ни на что, кроме марания либеральных телеграм-каналов псевдо-публицистическими русофобскими козявками;
  • Сценарист Алексей Алексеевич Саморядов, выпустивший совместно с режиссёром Петром Луциком фильм "Окраина".
  • Юрий Быков, имеющий социал-патриотические убеждения (фильм "Дурак").

Конечно же уважаемый читатель, поклонник и противник вышеназванных режиссёров, может и вправе в чём-то со мной не согласиться. Восприятие искусства – вещь в какой-то степени субъективная.

Скульпторы и архитекторы

В отличие от кино или музыки, русофобским деятелям искусства чрезвычайно редко удаётся создать в данной области что-то, имеющее художественную ценность. Перечислим несколько патриотично настроенных деятелей в этой сфере, из числа наших современников, и отметим, что их намного больше:

Скульптур Вячеслав Михайлович Клыков (памятники князю Святославу Игоревичу, Дмитрию Донскому, Александру Невскому, протопопу Аввакуму, Игорю Талькову, Илье Муромцу, княгине Ольге; Георгию Победоносцу; Святославу Игоревичу; памятник русским воинам в Пирее (Греция) и пр.).

Скульптор Николай Петрович Криволапов (Памятники скорбящей матери, морякам погибшем на подлодке "Курск", Георгию Васильевичу Свиридову, скульптурная композиция "Слово о полку Игореве" и пр).

Архитектор Николай Иванович Шумаков (станции метрополитена "Бутырская", "Фонвизинская", "Петровско-Разумовская",  "Битцевский парк"; "Шипиловская", "Борисово", "Зябликово"; "Сретенский бульвар"; второй вестибюль станции "Маяковская" (2005); "Парк Победы"; "Воробьёвы горы"; "Крестьянская застава"; "Ясенево"; "Новоясеневская"; "Крылатское"; "Савёловская"; "Коньково"; "Тёплый Стан"; "Красногвардейская" (1985), "Хорошёвская", "ЦСКА", "Петровский парк", "Савёловская", "Волхонка", "Плющиха", "Дорогомиловская", "Селигерская", "Верхние Лихоборы", "Окружная".

Архитектор Борис Иванович Тхор, почётный строитель города Москвы, автор проекта "Москва-Сити".

Архитектор Дмитрий Михайлович Смирнов, автор проектов Храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской (на Лубянке), и Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации (Патриарший собор во имя Воскресения Христова). На мой взгляд, архитектура главного храма ВС РФ выше всяких похвал, - с одной стороны стилистика храма полностью укладывается в русскую традицию, с другой - он производит впечатление не банальной, новаторской работы, оставляя самые сильные эмоции у своего зрителя. И, поэтому, безусловно, это самое обсуждаемое церковное сооружение в России за последние 100 лет.  

Культурная "приватизация"

Люди искусства в России, как и во всё мире, являются носителями самых разных убеждений. По ряду позиций националисты и патриоты явно обходят либералов, качественно и количественно. И, тем не менее, левые и либеральные агитаторы пытаются навязать нам идею о том, что только их идеи и видение мира несут нам прогресс и культуру. Там, где заканчивается их политический дискурс, должна, по их утверждению, заканчиваться цивилизация. Чем ниже в стране уровень базового гуманитарного образование, тем проще ей поверить в доктрины новых левых любых мастей, искажающих историю и культуру.

Они должны решать, что искусство, а что нет, как нам думать и чувствовать. Либералы в 99 из 100 случаев будут отрицать, что националистически настроенный художник – талантлив, и с радостью будут продвигать посредственного "единоверца", особенно если он может дать несколько "политически грамотных комментариев". К счастью, в нашу эпоху множеству русских талантов удалось прорости как придорожным цветам, пробив давящий их асфальт сложившейся системы. Эта борьба за умы и сердца идёт уже несколько столетий, и вряд ли она будет завершена на нашем веку.

Автор: Ярослав Меркулов

Новости партнеров