Непогребённые

Много лет назад я воевал в Сербской Боснии. В 2014 и 2015 годах посещал Донбасс. Совсем недавно мне опять довелось там побывать. То, что я увидел на полях сражений в июне 2022 года, мне никогда не доводилось видеть раньше.

Много лет назад я воевал в Сербской Боснии. В 2014 и 2015 годах посещал Донбасс. Совсем недавно мне опять довелось там побывать. То, что я увидел на полях сражений в июне 2022 года, мне никогда не доводилось видеть раньше.

Речь идёт о непогребённых телах погибших украинских солдат. Фронт под натиском наших войск движется вперед, оставляя за собой разгромленные позиции ВСУ, на которых остаются лежать мертвые.

Известно, что украинская сторона не проявляет интереса к своим погибшим. Нет инициатив по сбору мёртвых с украинской стороны. На призывы наших военных забрать своих погибших украинская сторона упорно хранит молчание.

Вероятнее всего, это происходит потому, что украинскому государству в таком случае пришлось бы выплачивать огромные компенсации семьям погибших. Зеленский пообещал 15 миллионов гривен за погибшего бойца ВСУ. Это по сегодняшнему курсу 27 миллионов российских рублей. Украина в данный момент просто физически не в состоянии выплатить такие деньги всем семьям погибших. Поэтому несчастные мёртвые украинские солдаты лежат в обнимку с "джавелинами" на бескрайних донбасских полях. Как говорится, нет тела – нет и дела, то есть выплат.

Но тела всё-таки есть, и их очень много. И если уж украинскому государству до них нет дела, то забота об этих мёртвых должна лечь на наши плечи.

Конечно же, власти ДНР и ЛНР будут заниматься этим вопросом, это их земля, и они несут за неё ответственность. Но мне хотелось бы озвучить православный взгляд на эту проблему.

Погребение – один из самых древних религиозных обрядов. Люди всегда трепетно относились к проводам человека в иной мир. Души непогребённых вопиют к Богу. Мёртвый человек без погребения – всё равно что живой без одежды, хотя и "мёртвые сраму не имут". И если на наших глазах это происходит, то это в осуждение нам, и не надо придумывать лицемерные оправдания. Быть христианином – значит принимать на свою совесть больше ответственности за этот мир, чем не христиане.

Во всей этой истории очень важна роль Русской Православной Церкви. Большинство непогребенных – её чада. Даже если они не были церковными людьми, они крещены в русских православных храмах. Поэтому наша церковь и мы, церковные люди, несём за них ответственность, в том числе и за то, что они не удостоились достойного погребения.

Наши архиереи должны озвучить эту проблему и призвать церковных людей обратить на это внимание. Возможно, военным и местным властям сегодня не до этого. Но церковная общественность может многое сделать, например, сформировать отряды добровольцев, которые занялись бы этим вопросом. Очень важно и отпевание погибших.

Сегодня миру как никогда важно явить истинное христианство в наших делах. Войны приходят как следствие умножения грехов в людях. В свою очередь, деятельное свидетельство христианства производит на общество очень благотворное воздействие.

Напомню, как вели себя христиане в древние времена в Александрии и Карфагене во время чумы. Они выходили на улицы городов, чтобы убирать и хоронить тела умерших. Никто, кроме христиан, не имел смелости это делать. Такое поведение наших далёких предшественников было лучшей проповедью Евангельского учения. И мы знаем результаты такой проповеди – целый мир изменился.

Современный мир отрекается от Бога, от добра как такового. Но мы, христиане, не должны безучастно смотреть на это. Надо, несмотря ни на что, свидетельствовать о Христе в наших словах и делах.

Александр Кравченко

Новости партнеров