Николай Андреев: Отказ Украины от ядерного оружия – просто жест доброй воли
Украинские официальные лица, да и не только они, достаточно часто ссылаются на Будапештский меморандум. Данный документ 1994 года предусматривал отказ Украины от ядерного оружия, а взамен другие стороны меморандума (Великобритания, Россия, США) гарантировали неприкосновенность границ и неприменение
Украинские официальные лица, да и не только они, достаточно часто ссылаются на Будапештский меморандум. Данный документ 1994 года предусматривал отказ Украины от ядерного оружия, а взамен другие стороны меморандума (Великобритания, Россия, США) гарантировали неприкосновенность границ и неприменение силы, кроме как в порядке самообороны). О том насколько это обосновано исходя из норм международного права ИА «Новороссия» рассказал кандидат юридических наук, участник экспертной инициативы «Юг России» Николай Андреев.
По его словам, то, что Украина пошла на отказ от ядерного оружия, означает просто жест доброй воли.
«Что самое интересное, в общем-то, все равно, что было записано в меморандуме. Дело в том, что в международном праве, а если точнее, в Венской конвенции о праве международных договоров зафиксировано несколько способов вступления в силу международных договоров. Так, зачастую просто подписать международный договор не означает принять на себя обязанность по его соблюдению. Требуется его ратифицировать. Ратификация — это процесс по признанию силы международного договора парламентом или иным уполномоченным органом соответствующего государства. Необходимость ратификации может быть предусмотрена как самим текстом договора, так и национальным правом. В случае России — это Федеральный закон о международных договорах РФ.
В статье 15 данного закона указано, в частности, что ратификации подлежат международные договоры, связанные с основами межгосударственных отношений, с вопросами, затрагивающими обороноспособность Российской Федерации, с разоружение или международным контролем над вооружениями, с вопросами обеспечения международного мира и безопасности, а также мирными договорами и договорами о коллективной безопасности», — рассказал юрист.
«Легко заметить, что Будапештский меморандум подпадает сразу под несколько условий. Из этого следует, что для вступления для нас в силу меморандума, нужно было его ратифицировать —Госдуме принять соответствующий закон. Такой закон не был принят. Кстати, в украинском законодательстве имеется аналогичный нашему закон о международных договорах, и по имеющимся сведениям Верховная Рада также не осуществляла ратификацию меморандума», — отметил собеседник ИА «Новороссия».
По его словам, не ратифицированный меморандум можно не соблюдать, юридически он в таком случае для страны просто не существует.
«Коротко говоря, украинское официальные лица могут ссылаться на Будапештский меморандум, но с такими же основаниями они могут ссылаться и на Вестфальский мир 1648 года или на первый договор между Хеттским царством и Древним Египтом: все они одинаково не имеют никакой юридической силы для Украины, ни один из трёх указанных документов так и не стал частью правовой системы Украины», — добавил эксперт.