Новые горизонты Михаила Саакашвили

В течение весьма непродолжительного периода Михаилу Саакашвили удалось из недоразумения, каковым он стал после отстранения от должности губернатора Одесской области, превратиться в едва ли не самую заметную на Украине оппозиционную фигуру Это ставит вопрос о перспективах экс-президента Грузии, кот

В течение весьма непродолжительного периода Михаилу Саакашвили удалось из недоразумения, каковым он стал после отстранения от должности губернатора Одесской области, превратиться в едва ли не самую заметную на Украине оппозиционную фигуру

Это ставит вопрос о перспективах экс-президента Грузии, который еще совсем недавно казался предельно токсичным персонажем, не имеющим шансов на сколько-нибудь серьезную роль в украинской политике.

Если заглянуть в прошлое этого, в высшей степени экстравагантного человека, то там можно обнаружить не только провалы, но и поразительные успехи, одним из которых, несомненно, была проведенная Саакашвили в Грузии административная реформа. Другой удачной, продуманной и счастливой находкой бывшего грузинского лидера стало партийное строительство. Созданная им партия «Единое национальное движение» явилась настолько мощным ресурсом, что опора на него дала возможность достигнуть очень серьезного, хотя и неоцененного результата.

Несмотря на то, что в 2012 году Саакашвили с треском проиграл борьбу за депутатские мандаты, все последующие выборы показали, что с помощью административного ресурса и активистов ЕНД, действовавших на местах, ему удалось отвоевать примерно 20 лишних процентов мест в парламенте. После того, как страх, поддерживавшийся в Грузии жесточайшими полицейскими методами, сошел на нет, люди начали голосовать так, как считали нужным, не опасаясь никаких последствий. В этот момент и стало ясно, что, выкручивая стране руки, Саакашвили как раз и выцыганил те самые дополнительные, не принадлежавшие ему голоса.

Понятно, что на Украине ситуация даже близко не напоминает грузинскую, и партия нужна совершенно для иных целей. Сейчас поддержка Саакашвили в основном локализована столицей. Но еще Майдан 2013 года показал, что критически важной опорой протеста, которая способна обеспечить ему победу, является провинция. Разбудить регионы посредством создания отделений «Движения новых сил» — так может быть сформулирована задача партийного строительства в новых условиях.

ЕНД было националистической и государственнической партией, подобных которой — новых и старых — на Украине — воз и маленькая тележка. Ноу-хау Саакашвили является принципиальный отказ от всякой идеологии, что, кстати, можно считать очень верным подходом, поскольку ни одна позитивная программа не имеет сегодня шанса завоевать доверие населения. Слишком много обещаний было роздано всеми в предыдущие годы, и слишком мало исполнено. Экс-президент Грузии довольствуется исключительно идеей отрицания нынешней власти и олигархического капитала. И эта платформа, на которой готовы сомкнуть объятия политические силы, идеологически не слишком родственные друг другу, а именно: националисты и евроинтеграторы.

Совсем недаром и те, и другие сегодня вполне уживаются под знаменами, развернутыми Михаилом Николозовичем на центральных киевских площадях. При этом системные политики объединяются с внесистемными, голуби с ястребами, интеллигенция не брезгует соседством с откровенными бандитами из националистических батальонов. Естественно, что точно определить, кто кого в этой ситуации в большей степени использует, невозможно, но, похоже, что все участники протестного карнавала действуют, исходя из ситуационного интереса, объединившего на короткой дистанции партии, которые по достижении поставленной цели моментально разбегутся по своим углам.

Саакашвили им необходим в качестве тарана, человека, играющего на постоянное повышение ставок и готового пройти весь путь до конца. Но и они нужны экстравагантному апатриду и не только в качестве массовки. С одной стороны, привлекая на свою сторону депутатов, он выламывает из системы ее части целыми кусками. По сути дела, сегодня можно говорить о формировании в Раде просаакашвилевской фракции, в которой представлены политики из разных партий.

С другой стороны, совсем не исключено, что традиционные партийные силы, поддержавшие инициированное Саакашвили протестное движение, помогут ему в создании региональных офисов для того, чтобы разнести семена «бессмысленного и беспощадного бунта» по всей стране. Новый майдан должен пропитать Украину через местные структуры. Саакашвили будут охотно оказывать широкую поддержку все оппозиционные силы, прежде всего потому, что, по мнению его нынешних соратников, у него отсутствуют перспективы закрепиться в украинском политикуме за пределами той узкой задачи, которую он себе поставил — свалить Петра Порошенко.

Но я полагаю, что экс-президент еще способен удивить многих — популярность его растет и вероятность того, что, добившись перевыборов или даже отставки Порошенко, он добровольно сойдет с политической сцены, равна нулю. Украина осталась его последним политическим активом, если и этот занавес упадет, то его карьера закончится. А в изобретательности Михаилу Николозовичу не смогут отказать даже его самые отчаянные хулители.
Все сказанное будет справедливо лишь в одном случае: если через некоторое мы время вдруг не узнаем из выпуска новостей о его состоявшейся депортации из страны, где он мечтает повторить однажды уже удавшуюся ему революцию.

Андрей Бабицкий

Источник: ukraina.ru

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров