Ну что, Пашинян, помогли тебе твои янки? Почему Иран отвернулся от Армении

Чем интенсивнее идут бои в Нагарном Карабахе, тем сильнее ситуация в этом регионе напоминает события прошлых веков: армяне отчаянно бьются с превосходящими их по силам противниками в одиночку. И за это армянскому народу, безусловно, стоит благодарить не только правящий проамериканский режим, подпорт

Чем интенсивнее идут бои в Нагарном Карабахе, тем сильнее ситуация в этом регионе напоминает события прошлых веков: армяне отчаянно бьются с превосходящими их по силам противниками в одиночку. И за это армянскому народу, безусловно, стоит благодарить не только правящий проамериканский режим, подпорт

Чем интенсивнее идут бои в Нагарном Карабахе, тем сильнее ситуация в этом регионе напоминает события прошлых веков: армяне отчаянно бьются с превосходящими их по силам противниками в одиночку. И за это армянскому народу, безусловно, стоит благодарить не только правящий проамериканский режим, подпортивший отношения не только с Россией, но и с Ираном, но и своих многочисленных горлопанов, которые считают, что им все должны.

Умрите за нас, так и быть

Наш рассказ мы начнем со своего — с русского. Сейчас усилиями различных, надо отметить популярных военкоров и журналистов, России пытаются внушить, что Армения — братская страна, остро нуждающаяся в российской помощи. Причем желательно российскими солдатами. Подразумевается, что за это последует благодарность.

Однако на деле все выглядит несколько иначе. Против российской военной помощи Армения, действительно, совсем не против. Настолько не против, что, если верить азербайджанским СМИ, которые, впрочем, предоставили фотодоказательства, готовы идти на откровенные провокации: на границе Армении и НКР армянские подразделения (правда, не уточняется самой ли Армении, или же непризнанной республики) подняли российские триколоры, чтобы избежать нападений азербайджанцев. А потом даже пошли под ними в атаку…

Что удивительно, поскольку еще совсем недавно, ратуя за прозападный выбор Армении, толпы прогрессивных армян те самые российские триколоры яростно топтали. Например, одним из усердствовавших в этом был некий Давид Геворгян, который поначалу пытался сжечь российский флаг у посольства России, а после того как ему с сотоварищами сделать это помешали полицейские, просто швырнул его на землю и стал топтать. После победы Никола Пашиняна этот чудесный человек стал губернатором Арагацотнской области, знал, как идти к успеху, как говорится.

Другая красноречивая реакция на российские триколоры наблюдалась у граждан Армении совсем недавно, когда в апреле несколько десятков наших сограждан, застрявших в Армении из-за закрытия границ по причине COVID-19 провели автофлешмоб с российскими флагами, призывая отправить их домой — то есть проехали небольшой колонной по Еревану. Реакция добрых людей не заставила себя долго ждать:

«Сжечь их грязные тряпки!», «В Ереване все-таки провели гей-парад», «Они слишком много себе позволяют в чужой стране!»…

И это все удивительным образом сочетается с убежденностью армянских оригиналов в том, что Россия просто-таки обязана отправить своих солдат умирать за чужое карабахское счастье.

«Русские предатели, вон 140 миллионов населения, могли бы тысяч сто послать на помощь армянам, — написал в твиттере некий Андроник Сасунян, который, судя по количеству подписчиков, является довольно популярным блогером. — Даже если погибнут, то за братьев-армян, за святое дело, станут героями Армении, а земля русская не оскудеет, нарожают еще, а армян жалко, нация — арийская, самая древняя, беречь их надо».

И подобными обращениями к «предателям» армянский интернет просто кипит. Притом что больше половины кипящих на войну за родные карабахские камни особо не спешат.

Ну, и, наконец, в середине этого месяца стало известно, что армянское правосудие после сорока дней ареста выпустило на свободу убийцу российского спецназовца Никиту Белянкина. Бойца, который прошел Донбасс, Сирию, и нашел смерть в Подмосковье. Шел с девушкой, увидел, как компания армян возле очередной принадлежащей им этнической забегаловки избивает местного. Вступился. Толпой одолеть подготовленного парня не получилось, тогда один из армянской гоп-компании ударил парня ножом. Удар оказался смертельным. Убийца бежал в Армению. Выдавать своего соплеменника Ереван отказался.

К этому добавим, что официальная Армения, будучи членом ОДКБ, не признала Крым российским, а также Абхазию с Южной Осетией, ничем не помогла ЛДНР. При этом режим Пашиняна, идя на поводу у западных покровителей, которые в критический момент притворились овощами, начал запрещать в стране вещание российских телеканалов. Добавим к этому, что в Армении нет русских школ, в отличие от того же, кстати, Азербайджана, где их более трех сотен, и местная русская община имеет официальный статус, чего близко нет у их исторических оппонентов. Но этот текст отнюдь не о том, что в армяно-азербайджанском конфликте России следует держать сторону Азербайджана, нет, с этим все четко понятно: Баку, к сожалению, двигается в фарватере неоосманистской экспансии Эрдогана. А тот, как известно, тот еще «друг» России, что лишний раз показал его недавний визит на Украину.

Непомерные амбиции и здравый смысл

Нет, наш текст о том, каким заклятым другом и союзником может быть Армения. И как умеет «союзничать» во вред самой себе.

Любой армянин с легкостью может обосновать армянскую принадлежность Карабаха вхождением этой территории в состав Великой Армении задолго до Рождества Христова. Равно как и то, что львиная доля исторических армянских земель принадлежат теперь Турции, в чем, кстати, армяне при случае нет-нет, да обвинят нынешнюю Россию как наследницу СССР (именно советский режим в пику Российской империи, поддерживавшей армян, сделал ставку на младотурков, и помог им после разгрома в Первой мировой войне собрать все малоазиатские владения с последующей этнической чисткой — правда, в этом непосредственной помощи красная Москва кемалистам не оказывала).

С таким подходом, правда, могут изойтись на территориальные претензии многие народы, необязательно древние, имевшие собственную цивилизационную лебединую песню. Например, евреи, исходя из того, что «в этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до реки Евфрата», потребовать себе еще и территории Сирии, Иордании, Ливана и Египта. А греки — половину Балкан, Малую Азию, Ближний Восток, Северную Африку. Наконец копты — изгнать из Египта всех арабов, а также вернуть им Ближний Восток, Восточную Ливию, Судан и Эритрею.

Однако дело в том, что с ветхой древности, как говорится, много воды утекло, и много что поменялось. А вот если брать не настолько далеко отстоящие от нас времена, то до того, как Российская империя отвоевала у Персидской империи вассальные Эриванское и Нахичеванское ханства, заселив оные армянами из других территорий Персии и Османской империи, армяне были разделены между государствами османских султанов и персидских шахов. И даже беря во внимание тот факт, что персы-шииты были на порядок гуманнее османов, в любом случае армянам приходилось несладко и от тех и от других. А вот при Москве смогли и вздохнуть, а после 1917 года и о восстановлении собственной государственности задуматься. Весь этот краткий экскурс в относительно недавнюю, по сравнению с древней, историю мы провели потому, что Иран, помня о том, что территория нынешней Армении когда-то принадлежала ему, никогда особых реваншистских территориальных претензий к этому государству не высказывал. Что вполне понятно: активно в регионе действует давний оппонент персов — Турция, которая к тому же еще и член НАТО — блока, возглавляемого явно враждебными Тегерану США. Как у всех мусульман у Ирана традиционно плохие взаимоотношения с Израилем, да и с суннитским арабским миром они также не сильно хорошие. Поэтому если не дружить, то хотя бы партнерствовать пусть с христианами, но близкими соседями, все же надо.

Тем более что и с единоверцами из Азербайджана у Ирана отношения изначально не заладились: с момента обретения независимости Баку потянуло в пантюркистскую геополитическую орбиту Турции, к тому же и с Израилем и Западом прагматичный клан Алиевых поспешил установить доверительные взаимоотношения. Но еще до этого пригрел у себя различные сепаратистские организации, добивавшиеся вычленения из Ирана территорий, населенных преимущественно азербайджанцами — по разным оценкам в этой стране проживает от 15 до 30 миллионов азербайджанцев. Потому в первой армяно-азербайджанской войне Тегеран выступил на стороне Армении.

Мастерство сидения на двух стульях подвело

Впрочем, и в первую войну не обошлось без нюансов. Так, в 1992 году Тегеран пригласил президентов Армении и Азербайджана на переговоры, по итогу которых было заключено перемирие. Однако сразу же после них армяне, использовав момент, взяли штурмом Шушу. И вроде бы иранцы тут были совершенно ни при чем, но осадочек , как говорится, остался.

К началу нового витка армяно-азербайджанского конфликта нынешнего года Ереван пришел в полной уверенности, что если что — Тегеран его поддержит, а Москва, как формальный глава ОДКБ поддержит еще и в военном плане. При этом страна вела себя так, что теперь и Россия защищать светлую идею об армянском Карабахе не спешит, да и Иран занял далеко не проармянскую позицию, устами своего руководства заявив, что поддерживает территориальную целостность Азербайджана. То есть лишний раз подчеркнул, что Карабах — азербайджанский. Правда, с оговоркой, что в крае «преимущественно армянское население». Соответственно, вопрос нужно решать, желательно мирно.

При этом Иран преспокойненько передал азербайджанцам Гудаферинскую ГЭС, работу над которой вел аж с советских времен и эту же территорию на период строительства временно контролировал. Чем, по сути, отрезал мятежную НКР от собственной территории. После чего все разговоры о подпольном снабжении Карабаха иранским оружием, опровергнутые официальным Тегераном, были лишены какой-либо основы.

Почему Тегеран так поступил? А вот за это нужно благодарить Никола Пашиняна и его прозападную клику. Который наводнил страну западными эмиссарами и пошел на сближение с США и Израилем. Злейшими врагами Ирана. И где теперь, когда азербайджанские снаряды и бомбы утюжат пока еще де-факто армянский Карабах, эти США и Израиль? Спустя месяц с начала конфликта обе стороны приглашены в гости к Трампу, который, безусловно, не упустит возможности вырвать инициативу дипломатического урегулирования ситуации у Москвы и попиариться на ее «счастливом» разрешении аккурат перед выборами. Как свое время очень своеобразно он замирил Косово и Сербию (на самом деле нет), а также Израиль и ОАЭ. Но можно ли верить, что визит в Вашингтон остановит войну, когда Алиев, а особенно его верный друг Эрдоган пришпорили коней и вовсю машут кривыми саблями, алча головы неверных? И состоится ли вообще этот визит, учитывая сложившуюся обстановку и расклад сил?

Конечно, в Армении в связи с новой прозападной повесткой никто не стоял возле посольств с плакатами «Персы, убирайтесь вон!» и не топтал иранских флагов — себе дороже, ибо Иран не настолько готовое к ножам в спину образование, как РФ. Но выводы о ненадежности Армении, как союзника в Тегеране сделали. Что как нельзя своевременно упредило и назревающий собственный внутрииранский конфликт: с самого начала войны иранские азербайджанцы активно поддерживали соплеменников, причем на грани бунта против иранских властей за их половинчатую позицию. Местами дело дошло даже до погромов…

При этом Иран предупредил обе стороны, что если в ходе конфликта на его территорию будут падать снаряды и ракеты, то Тегеран оставляет за собой право на адекватный ответ. Пока известно, что на территорию приграничного городка Ходаафарин упало 70 ракет.

«Много артиллерийских снарядов и ракет случайно попало на территорию Ирана. Пограничники нашей страны, в соответствии со своими обязанностями, предупредили Армению и Азербайджан, и обе эти страны признали свою ошибку», — прокомментировал ситуацию замком иранскими погранвойсками, генерал Касем Резаи.

Однако по итогу в наименее выгодном положении опять оказалась Армения, поскольку с ее стороны вероятность попасть по Ирану в разы больше. А, следовательно, и использование артиллерии по наступающему противнику придется серьезно ограничить. Из опасения получить вдобавок к враждебному азербайджанско-турецкому альянсу еще одного мощного противника.

Понятное дело, что прекращение Ираном союзнических отношений с Арменией вовсе не означает, что Тегеран перейдет в стан союзников Азербайджана. Нет, тандем Алиева с Эрдоганом, те же хорошие отношения Баку с Израилем и США не способствуют этому. Поэтому Иран постарается по мере возможностей оставаться невольным наблюдателем войны у своих границ. Если, конечно, не ровен час чей-то шальной, или не очень шальной снаряд не попадет в жилой дом…

Все же Армении стоит задуматься над тем, почему вчерашние союзники не горят особым желанием спасать самую древнюю арийскую нацию. И поменять что-то в себе. Пока еще есть что менять.

Алексей Топоров

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров