О бедной чеченке замолвите слово: Лия Заурбекова сбежала из России, но проблемы остались

На повестке дня – тема такая, что бурление страстей она вызовет в любом случае, с какой стороны ни глянь. Мы поговорим о "красивых традициях" Кавказа и нашем сосуществовании с их носителями в одном государстве. Сразу скажем – простых решений не будет.

На повестке дня – тема такая, что бурление страстей она вызовет в любом случае, с какой стороны ни глянь. Мы поговорим о "красивых традициях" Кавказа и нашем сосуществовании с их носителями в одном государстве. Сразу скажем – простых решений не будет.

Иноагенты на страже Отечества

По прошествии многих лет я начал смотреть на эту тему более спокойно, к чему призываю и читателей. Разговор этот будет как раз про исключение из темы лишних эмоций и продолжение её с точки зрения здравого смысла.

Конкретно речь пойдёт об истории с очередной чеченской девушкой, пожелавшей сбежать от родни. Что на сей раз вроде как даже получилось. По крайней мере, Лии Заурбековой определённо повезло больше, чем Седе Сулеймановой (её печальную историю, кто не знает, легко найти в Сети). Что же до Лии Заурбековой, воздержимся от информации, которая не была верифицирована на 100%. А именно: был ли или есть ли у неё в самом деле русский парень – для темы не имеет значения.

Абсолютно достоверно другое: она бежала от семьи, где она по какой-то причине подвергалась психологическому давлению или даже физическому насилию, а когда те её нашли – попросила защиты в отделении полиции. После чего история и стала публичной.

А в информационном поле люди задались вполне правомерными вопросами о том, существуют ли законы России для представителей Чеченской республики (в составе России), на каком основании отделение полиции было окружено т.н. "роднёй" (которая, по ряду сведений, могла быть вооружённой) и по какой причине оная полиция не может оказать этому сколь-нибудь серьёзного противодействия.  

Фото: соцсети

В итоге, правда, опубличивание вопроса оказало свой чудодейственный эффект: девушка смогла выехать за рубеж. Что, само по себе, просто отвратительно. Потому что, во-первых, это показывает, что отечественная правоохранительная система расписалась в неспособности её защитить, а, во-вторых, теперь она – добыча разнообразных иноагентов, которые данную историю с самого начала отрабатывают на полную катушку.

И мы задаемся вопросом: почему права этой девушки (которые у неё, несомненно, есть, чего не понимает и не принимает её чеченская родня) в нашей стране защищают иноагенты? Как минимум, не находите ли вы это опасным, друзья?

Чеченский взгляд

Но есть и ещё кое-что.

История и в самом деле довольно похабная. Но очень многие, если не все, забывают, что у всего бывает минимум две стороны. Есть она и с противоположной стороны – той самой родни. Здесь как раз тот уникальный случай, когда выражение "бьёт, значит любит" действительно имеет под собой почву. Давайте-ка поговорим о том, чего конкретно опасалась Лия Заурбекова – а именно, о так называемых "убийствах чести", принятых, к слову сказать, не только на Кавказе.

Суть явления в том, что если кто-то из членов семьи нарушит определённые нормы, принятые в данном национально-культурном сообществе, то другие члены семьи должны будут его убить. В первую очередь такое относится как раз к женщинам. А если они этого не сделают, то семья будет обесчещена.

И это отнюдь не умозрительное понятие. Оно имеет вполне практические последствия. Данная семья потеряет уважение окружающих. Люди начнут терять работу, с ними перестанут вести бизнес, дочерей перестанут брать замуж, а у сыновей появятся проблемы с невестами. И относится это ко всем членам семьи.

Понимаете? Ко всем. Ну, и как вы думаете, почему не реагируют так, как реагируют? Бьют, значит любят. Потому что мер иного характера применять не хотят. И это тоже правда – их правда.

Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru

Разумеется, мы не оправдываем "красивые традиции". Речь о другом: чеченцы так поступают не потому, что им так нравится (хотя, может быть, кому-то и нравится), а потому, что такова этика их общества. Это поведение обусловлено социумом, в котором они живут. Полностью им детерминировано. И менять эту ситуацию эмоциями или даже законами невозможно.

Изменить такое положение дел можно лишь одним путём: набраться терпения и заниматься тем, чем занимался Советский Союз – просвещением и образованием. Изменить поведение в рамках социума можно, лишь изменив сам социум. Цивилизовав его. Постепенно выведя из родоплеменной, аульной схемы поведения. Этот процесс всё равно идёт и будет идти дальше. Ему надо просто помогать. Но делать это аккуратно – не всё в этом мире нужно форсировать.

А покуда этого не произошло, надо относиться к ситуации через призму имперского подхода. С одной стороны, не допуская того, чтобы аульные "красивые традиции" тащили на территории, где они, мягко говоря, не приняты (того, что произошло в Москве, допускать нельзя, причём не только в Москве).

С другой стороны, свести к минимуму вмешательство в то, как они решают вопросы внутри своего этнокультурного сообщества. При всём нашем совершенно искреннем сочувствии к Лии Заурбековой и Седе Сулеймановой.

Соломоново решение

Да, это соломоново решение. Но правда в том, что другое вряд ли возможно. В конце концов, если мы хотим, чтобы уважали нас, – мы и сами должны уважать другую сторону. Или, как минимум, понимать её побудительные мотивы.

Лично мне осознание этого далось непросто и приходить к нему пришлось долго. В том числе и через войну, где у меня были боевые товарищи и из чеченцев тоже. Ничего плохого о них сказать не могу. Это, разумеется, не отменяет всего того, что произошло в Чечне и по поводу Чечни в известный исторический момент. Никто не забыт, ничто не забыто. Между нами много чего тогда случилось. Но нам жить в одной стране, нравится это кому-то или нет (опять же, с обеих сторон). Правда-истина в том, что только в единстве мы можем выжить: те и другие. Давайте это понимать в первую очередь.

Ну, и напоследок ещё одно ведёрко бензина. Когда шло активное обсуждение истории с беглой девушкой, кое-кто с противоположной стороны высказался о том, что следование традициям своего народа – не "средневековая дичь", а нечто, имеющее вполне практические последствия. В числе которых перечисли вот что (цитирую): "…самая высокая рождаемость; самое здоровое, трезвое, спортивное население; самое молодое население (средний возраст 28 лет); у нас нет беспризорных детей и детских домов; мы уважаем и бережем пожилых людей и не сдаем их в дома престарелых (которые у нас тоже отсутствуют)" (с).

И знаете… А мне нечего возразить. Ещё раз, я не собираюсь нахваливать их "красивые традиции". Но мне бы очень хотелось, чтобы к нашим собственных традициям, которые не менее красивые (причём без всяких кавычек), мы повернулись, наконец, лицом, а не задницей.

Быть может, тогда и предмет для таких разговоров исчезнет?

Новости партнеров