О чём думает посткрымская Россия

Посткрымская эйфория стала уходить из российского общества уже в конце 2015 года. В середине 2017 года большинство россиян снова вернулось к повестке начала 2010-х. Противостояние с Западом беспокоит только 7% россиян, зато дороговизна жизни — 65%. «Полностью устраивала» политическая

Посткрымская эйфория стала уходить из российского общества уже в конце 2015 года. В середине 2017 года большинство россиян снова вернулось к повестке начала 2010-х. Противостояние с Западом беспокоит только 7% россиян, зато дороговизна жизни — 65%. «Полностью устраивала» политическая система российского общества лишь 20% граждан. По мнению 75% россиян, «людям у власти нет никакого дела до простых людей». Лидирующее политическое предпочтение россиян — демократическое (29%). Единственное, что в этих условиях удерживает общество от распада (или массового протеста) — фигура Путина. Его сакральность остаётся почти незыблемой.

К 2013 году российская верхушка стала стремительно терять легитимность. Рейтинги одобрения Путина сваливались к отметке 40-50%, в стране, несмотря на высокие цены на нефть, начинался экономический кризис, повлекший за собой падение реальных доходов. Присоединение Крыма весной 2014 года на 1-2 года отодвинуло вопросы общества к власти. Но уже в 2017-м году большинство россиян было разочаровано и внутренней, и даже внешней повесткой власти. О том, каковы были основные претензии и запросы к власти летом 2017 года, рассказывается в мониторинге Центра стратегических социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН (ФГБУН ИСПИ РАН). Эти данные приведены в статье «Кризис и риски устойчивого развития российского общества». По материалам XLVI этапа социологического мониторинга, май- июнь 2017 года» на сайте института. Мы приводим основные тезисы этого исследования.

+++
В июне 2017 года основной беспокоящей респондентов проблемой была «дороговизна жизни» — 65%. За ней следовали «произвол чиновников» (41%), «повышение тарифов на услуги ЖКХ» (34%), «повышение цен на продукты питания» (33%). Далее структура тревожности сложилась следующим образом: «высокая инфляция» (10%), «экономические санкции против России» (7%), «ухудшение отношений с США и Европой» (7%). Наименьшие значения за все годы проведения мониторинга зафиксированы у следующих показателей: «наркомания», «экономические санкции против России» и «мировой экономический кризис».

+++
Социально-политические риски развития российского общества, связанные с обострением межнациональных отношений, а также с ухудшением отношений с США и Европой всё меньше тревожили россиян. По сравнению с данными исследования, проведенного в декабре 2014 года, в июне 2017-го с 15% до 8% и с 13% до 7%, соответственно, снизилось число граждан, обеспокоенных обострением межнациональных отношений, а также ухудшением отношений с США и Европой.

+++
В условиях кризиса и санкций риски устойчивого развития общества, отражающие отношения респондентов к курсу проводимых руководством страны экономических реформ, продолжали расти. С июня 2014 года число россиян, положительно относящихся к курсу проводимых экономических реформ, уменьшилось с 36% до 25%. За тот же период количество граждан с отрицательным отношением к курсу экономических реформ возросло с 20% до 33%. С декабря 2015 года количество противников курса экономических реформ в очередной раз стало постепенно превышать число их сторонников.

+++
По мнению большей части респондентов, политическая система страны нуждается в изменениях: многие её недостатки «можно устранить реформами» (44%), или «необходимо изменить политическую систему радикальным образом» (26%). «Полностью устраивала» политическая система российского общества лишь 20% граждан. За год количество граждан, которых полностью устраивала политическая система российского общества, снизилось на 4 п.п. (с 24% до 20%). За это же время на 4 п.п. (с 22% до 26%) увеличилась доля «радикалов», а за два года их стало на 10 п.п. больше

+++
Политические взгляды респондентов распределились следующим образом: 29% – демократические, 28% – как патриотические, 10% – коммунистические, 9 % – либеральные, 9% – социалистические, 7% – социал-демократические, 4% – консервативные, 3% – националистические, 20% – затруднились определить свои политические взгляды.

+++
Фактором сохранения и укрепления социополитической устойчивости общества может стать лидер, способный вывести страну из кризиса. По мнению граждан, В.Путин оставался главным политическим лидером страны, способным вывести Россию из кризиса (56%). Второе место осталось за С.Шойгу (21%). По 5% было у Кадырова и Навального. По данным мониторинга с апреля 2012 года число граждан, считавших, что В.Путин способен вывести Россию из кризиса, возросло на 14 п.п. (с 42% до 56%)

+++
В июне 2017 года большинство респондентов считали, что государство лучше всего выполняло основные обязанности по «обороне страны» (81%), «налогообложению и взиманию налогов» (51%), «обеспечению мира и поддержанию мирового порядка» (64%). По оценкам участников опроса, наихудшим образом государство выполняло свои обязанности по «интеграции в мировую экономику» (26%) и «обеспечению достойной жизни и всестороннего развития граждан» (14%).

+++
Обострились социополитические риски устойчивости общества в сфере трудовой мотивации. В июне 2017 года 36% считали, что «сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить своё материальное благополучие» (за 2,5 года снижение на 11 п.п.) и 52% утверждали, что «сколько ни работай, материального благополучия себе не обеспечишь» (за 2,5 года рост на 10 п.п.).

+++
По мнению 75% опрошенных, «людям у власти нет никакого дела до простых людей», и 41% респондентов утверждали, что «главное для центральной власти в Москве – это решить свои проблемы за счёт областей и республик России».

+++
За три года число граждан с мнением о том, что «людям у власти нет никакого дела до простых людей», выросло с 64% до 75%. За 2,5 года число россиян, считавших, что «власти заботятся о жизни простых людей», сократилось с 12% до 7%.

+++
В июне 2017 года данные мониторинга показывали следующее распределение ответов на вопрос: «В политических выступлениях можно встретить утверждение, что России не нужна демократия, что для неё нужна единоличная власть сильной руки». Согласны ли вы с этим?». По мнению 47% граждан, «России не нужна демократия, что для неё нужна единоличная власть». Противоположных взглядов придерживались 34% россиян. Затруднились ответить на вопрос 19% респондентов.

+++
По вопросу приемлемого пути экономического развития России граждане сформировали устойчивое видение собственного пути. По мнению 42% россиян, «у России должен быть свой особый путь развития». 13% граждан выбрали модель социально-ориентированной экономики наподобие Швеции, 10% – экономики с преобладанием государственных форм собственности по образцу Китая, ещё 9% – свободной рыночной экономики, как в США, Великобритании, ФРГ, Франции, а 26% – затруднились ответить.

+++
По мнению 40% россиян, для выхода из кризиса России необходима такая форма государственного устройства, как президентская республика, в которой основная исполнительная власть находится в руках президента. Советскую республику, основанную на власти Совета народных депутатов, выбрали 14% респондентов. 10% граждан высказали точку зрения о том, что России необходима парламентская республика. По 3% россиян посчитали военную диктатуру и конституционную монархию лучшими антикризисными формами государственного устройства для России. Абсолютную монархию выбрал лишь 1 % респондентов. Затруднились ответить на вопрос 29 % опрошенных.

(Иллюстрации — художник Олег Целков)

Источник: Толкователь

Новости партнеров