О казачьем имени. Кому выгодно разделять русских?
Многих волновал и волнует вопрос происхождения казаков. Время от времени этот вопрос приобретает политический характер. Основная цель политических игр – посеять смуту в головах, представив казачество вне русского народа со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Тюркское племя
Есть мнение, что казаки – это славянизировавшееся тюркское племя.
Кто такие тюрки? Это народ из состава алтайской языковой семьи. К тюркам относятся татары, казахи, узбеки, турки и ещё три десятка народов.
Слово "казак" тюркского происхождения, точнее, в русский язык оно попало из тюркских языков. В этих языках слово "казак" означает свободный человек, по своей воле вышедший из подчинения своему роду или сюзерену (баю, хану).
Чингисхан первоначально создавал своё ханство из таких людей. О завоевателе Тимуре сообщается, что он в молодости покинул своего начальника и ушел в "казак лык", попросту казаковать. Казахское ханство (Қазақ хандығы) возникло вследствие ухода нескольких родов на "волю" от узбекского хана. Тюркский казак мог и прекратить быть казаком, вернувшись в свой род, общину под начало своего старейшины. Таких вольных людей-казаков многие тюркские правители нанимали на военную службу.
Да, к русским слово "казак" пришло из тюркского. Но, как оказалась, сами тюрки заимствовали его из других языков.
Наследие великого Турана
Многие тюрки по своему происхождению (по генетике) являются индоевропейцами, при этом они утратили свой индоевропейский язык, как хакасы или киргизы. Их предки были индоевропейцами – туранцами. И вполне возможно, что они от своих предков получили понятие и явление, как казак и казачество.
Что такое Туран и кто такие туранцы?
Многие представители тюркских народов считают Туран своей общей прародиной. Даже есть идея Казахстан переименовать в Туран.
Однако Туран как геополитическая реальность возникает задолго до того, как тюрки и их первое государство выходят на историческую арену.
О Туране мы узнаём из священной книги иранцев "Авесты", название этой книги созвучно русскому слову "весть", это не случайно и очень важно.
"Авеста" сообщает, что Туран – это земля туров, то есть диких, буйных быков. Буйный Туран, где живут кочевники, противопоставляется Ирану, цивилизованной, земледельческой стране, так называемая "битва Турана и Ирана". Персы помещали Туран севернее реки Сыр-Дарьи, на персидском слово "дарья" – дарованная, благодатная, это тоже надо запомнить.
Так вот, туранцы – это родственные иранцам (персам) народы, которые вели кочевой образ жизни и время от времени нападали на земледельцев иранцев. В языковом отношении иранцы и туранцы представляли одно целое.
Туранцы на всей территории Евразии оставили множество названий и понятий. Например, название реки Дон – родственно русскому "дно", или слово "стан" означает "страна".
Туранцы – это хорошо нам известные скифы, сарматы и другие многочисленные ираноязычные племена.
Тюркские народы поселились на землях Турана и очень многое позаимствовали от своих предшественников. В том числе и понятие казак.
Известный казачий историк и писатель Валерий Шамбаров пишет, что у слова "казак" "в тюркских языках нет корней, от которых оно производилось бы! Нет и никаких близких и родственных слов. Следовательно, в лексикон тюркских народов оно попало уже "готовым", откуда-то извне.
Слово "казак" в своей основе имеет древнейший индоевропейский корень "аз" или "ас", этот корень означает "свобода". От этого корня происходят такие слова, как "Азаде" на хинди или "озадки" на таджикском. Оба эти языка являются не тюркскими, а индоевропейскими.
Шамбаров также пишет:
"Всплеск активности сарматских народов случился в III в. до н.э. Они создали тяжелую панцирную конницу, ряд племен объединился в союз "асиев", который изгнал завоевателей-македонян и основал Парфию, первой ее столицей стал г. Асаак (возле Ашхабада). А военное служилое сословие Парфии называлось "азады", что как раз и значило "свободные". Позже в сасанидском Иране название этого сословия произносилось "газа".
Происхождение самого корня "аз" можно проследить через древнеперсидское слово "аша", что означает "истина". Истина - это то что "есть" и в единственном, уникальном виде. Другими словами, это одно из обозначений Бога. Он единственен и совершенно свободен. Именно по такой логике у древних индоевропейцев возникает корень "аз", обозначающий свободу. В этом понимании свободен тот, кто одинок. Корень "раз" и слово "разведчик" тоже происходят от древнего корня "аз".
Слово и понятие "казак" восходит к древним иранским языкам. Иранские, индоарийские и славянские языки составляют единую восточно-индоевропейскую общность. У этих языков когда-то был общий прародитель, в этом древнем языке и зародился корень "аз", который стал впоследствии основой для слова и понятия "казак".
Отсюда можно сделать вывод, что слово "казак" древнеславянского соответственно русского корня, через тюркский язык вернулось к своим прежним носителям с новой удивительно глубокой наполненностью.
Что говорит генетика?
С точки зрения генетики казаки однозначно являются частью русского народа, у казаков точно такое же соотношение гаплогрупп (47% R1a1, более 16% к I2a), как и у большинства русских людей.
В генетическом смысле тюркские народы не представляют единого целого. У них нет преобладающей гаплогруппы. Можно с большой натяжкой объявить гаплогруппы C и O тюркскими, так как они распространены среди жителей Средней Азии, среди казаков эти гаплогруппы почти не встречаются.
***
Докопавшись до самых что ни на есть изначальных корней слово-понятия "казак", может показаться, что казачество имело три периода – туранский, тюркский и российский.
Но туранско-тюркское условное казачество не являет собой сколько-нибудь заметное общественное, культурное явление. Проще говоря, нет никаких сведений о таких образованиях, как, например, Донское казачье войско или Запорожская сечь, нет городов таких как Раздоры, Черкасск, нет сведений о государствах, которые расширяли и обороняли древние казаки, нет песен и литературных произведений. Всё это есть только у русских казаков.
Русское казачество неповторимо, потому что возникло и развивалось вне традиционных для своего времени форм организации общества. В этом процессе отсутствовали элитарные группы – военно- административные, духовные, экономические. Элита как организующее начало полностью отсутствовала.
Казаки воистину возникли и развивались как свободный народ и были сорганизованы истинным народовластием.
Казачеством водит некая вдохновенная сила с самых начал до сего дня.
Только в русский период казачество явило всю свою красоту и силу. Думаю, что тайна этого явления заключается в принадлежности казаков к Истинной Православной вере.
Автор: Александр Кравченко