О прозорливом князе Владимире и загадках Крещения Руси: Исторические зарисовки Новороссии

Крещение Руси (празднуется 28 июля) одно из наиболее знаковых событий русской истории. Под этим термином в современной исторической науке подразумевается введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществленное в конце X века князем Владимиром Святославичем.

Крещение Руси (празднуется 28 июля) одно из наиболее знаковых событий русской истории. Под этим термином в современной исторической науке подразумевается введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществленное в конце X века князем Владимиром Святославичем.

Традиционно Крещение Руси принято относить к 988-му году, хотя источники дают противоречивые указания на этот счет. Но споры историков, продолжающиеся более 200-х лет, касаются не только точного времени принятия новой религии. Само Крещение Руси является наиболее таинственной и загадочной частью истории России, несмотря на официальную и множество альтернативных версий и столько же источников, включая древние.

Новороссия обратилась к историку, религиоведу Светлане Вольной с просьбой попытаться расставить все точки над «и», и рассказать, почему до сих пор ломают «копья» ученые и богословы. 

Новороссия: Почему многие историки не разделяют официальную точку зрения, что именно Византия была прародительницей русского Православия?

Светлана Вольнова: Если кратно ответить на этот вопрос – на Руси до 988 года уже были христианские общины, и их представители играли значимую политическую и хозяйственную роль в обустройстве древнерусского государства. Более того, княгиня Ольга  по некоторым данным вовне не была крещена в Константинополе.

Новороссия: То есть ведения, которые касаются Крещения Руси, настолько противоречивы?

С.В.: Да, так что здесь точки над «и» ставить рано… Скорее больше вопросов… Противоречия, касаемые событий, связанных с крещением Руси, содержаться уже в древних источниках, именно там описываются разные версии происходящего. Надо сказать, что к концу 10 века на Руси, с укреплением княжеской власти и ростом социального неравенства, элите было понятно, что необходимо принимать монотеистическую веру. Во всяком случае, для одного из самых прозорливых государственных деятелей того времени, каким был князь Владимира, это стало важнейшей задачей. Но именно с этого момента, в летописных сводах 11 века, описывающих события предшествующие крещению, исследователей находят множество версий... 

Первое, с чем столкнулись историки, полнейшее отсутствие каких либо византийских свидетельств о крещении Руси. Первыми об этом написали арабские авторы, в частности, Ихъянтий Охийский в первой половине 11 века, то есть спустя 35 лет после самого события. Позднее об этом напишет Михаил Псел, византийский историк 11 века. Далее противоречия в летописях и других источниках нарастают, как снежный ком.

Например, в известной повести «Временных лет» описывается, что  Владимир подступает к Корсуню (Херсонес) и осаждает его. Город не сдается и тогда находится предатель, греческий монах Анастас, который выпускает из лука стрелу с запиской в стан княжеской дружины. В записке Анастас указывает, в каком месте надо перекрыть воду осаждающим... Но на самом деле греческий монах никогда, и ни при каких обстоятельствах не мог в то время брать в руки оружие.

Более поздний летописный вариант жития князя Владимира более правдоподобен. В нем говорится, что предателем был не монах, а  наемник-варяг.

Второй интересный факт состоит в том, что в Киеве отсутствовала в течение пятидесяти лет греческая митрополия, и это после так называемого «официального» крещения. Первый митрополит Феопент появился при Ярославе Мудром в 1117 году. Кстати, это противоречие было выявлено еще в 16 веке, в Никоновской летописи отмечается, что до Феопента якобы в Киеве были три митрополита. Но, к сожалению, никаких сведений об этих людях нет.  

Новороссия: Почему в древнем Киеве столько времени не было греческой митрополии?

С.В.: Дело в том, что к 10-му веку в городе уже находились разные христианские общины. Второй момент, князь Владимир естественно хотел сохранить, как можно больше самостоятельности, и избежать зависимости от византийского престола.

Новороссия: А что это за христианские общины, которые существовали на Руси до крещения? Откуда о них известно?

С.В.: Информация о крещении русов содержится в двух ранних источниках, датированных 8 веком, это жития Стефана Сурожского и Георгия Мастрицкого.

В летописи о Стефане Сурожском, например, говорится о том, что Сурож (современный Судак) решили пограбить русы, и начали это с собора. Однако, во время его разграбления, князь этого воинства неожиданно упал с коня и вскорости заболел. Во сне к нему пришел духовный патрон города, Стефан Сурожский и попросил вернуть награбленное, и затем принять крещение. «Выполнишь, здоровье к тебе вернется», говорит ему. Князь на это предложение соглашается и выздоравливает. У Мастрицкого сюжет аналогичный. Кто были эти русы, и кто их князь, ничего не сообщается, но события происходили задолго до рождения Владимира. 

Есть еще свидетельство о первых христианах в Киеве.  В 944-м году в летописи описывается знаменитая клятва дружинников князя Игоря в церкви св.Илии согласно договору с Византией. 

Новороссия: Но знаменитое крещение княгини Ольги, которое изложено в Повести временных лет,  оно происходило в Константинополе?

С.В.: Крещение княгини еще более загадочно и потому овеяно разными легендами. Первое греческое известие об этом находим в трактате Константина Багрянородного «О церемониях», где подробно рассказано о поездке Ольги в Константинополь. В «Повести временных лет» также описывается поездка Ольги в столицу Византии, и ее крещение там. Но согласно более ранней версии Константина Багрянородного, никакого крещения Ольги в Константинополе не было. Путаница даже с датами. Вообще существует предположение, что в 946 году поездок Ольги в Византию было несколько.

Если опираться на греческий источник, более ранний чем «летопись Временных лет», Ольга прибыла в столицу Византии не одна, а со многими христианскими священниками. В таком случае можно допустить, что Ольга была причастна к христианству, или уже крещена. На этот счет, есть в той же летописи любопытное свидетельство, что дары, которые получила Ольга при прощании, то есть выезде посольства русов из Константинополя, были меньше, чем при встрече Ольги с императором.

Новороссия: И какую информацию содержит этот факт?

С.В. А это значит, что миссия Ольги закончилась неудачей, в противном случае, даров и при встрече и при расставании было бы одинаково. Соответственно, Ольга в тот год не была крещена в Константинополе, вероятно, она уже была христианской, но не в рамках византийского обряда. В дальнейшем Ольга пригласила немецкого католического священника, но его миссия закончилась неудачей, его выдворили с Руси в 962.

Новороссия: Кто же крестил Ольгу, это известно?

С.В.: Это большой вопрос. Достоверно известно то, что в Киеве проживала большая общность христиан, которая была достаточно влиятельна. Поэтому ничего нет удивительного, что относительно крещения князя Владимира также существует несколько версий, причем древних.

Например, согласно официальной, изложенной в повести «Временных лет», говорится, что Владимир крестился в Корсуне (Херсонесе). Причем, излагается, как он ослеп, а после крещения прозрел.

В других источниках, более ранних, события излагаются несколько иначе. Согласно этим источникам, Русь во второй половине 80-х годов 10 века, уже была достаточно могучим государством, князь Владимир имел хорошо вооруженное войско и успешно занимался государственным строительством. В Византии же было наоборот, власть императоров была непрочна, а в 987 году против молодых братьев, императоров Василия и Константина был поднят мятеж. Именно это обстоятельство вынудило Василия пойти на союз с Русью, стратегическим противником Византии. Василий попросил князя Владимира дать русское войско для подавления мятежа, и князь пошел на встречу императору, выслав большой отряд в шесть тысяч человек. Но как дальновидный политик, одновременно решил воспользоваться ситуацией и попытаться обеспечить себе права на византийский престол. Он предложил, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Она носила титул Багрядородная и это обеспечивало бы в дальнейшем притязания русских князей на земли Византии.

Новороссия: То есть, современной Турции?

С.В.: Да, если хотите, это приятная новость для монархистов.

Император в то время это тоже понимал и всячески противился этому союзу. Анна тоже была против династического брака с князем Владимиром, считая русов варварами. Поэтому Владимир совершил военную акцию, то есть знаменитый поход на Корсунь. Город был взят, и императору не оставалось другого выхода, как согласиться на  условия князя Владимира...

Новороссия: А что было потом?

С.В.: Потом невеста прибыла в Киев, была свадьба, где была и слепота князя Владимира и крещение в Днепре и многое другое…

Новости партнеров