Очередной "жест доброй воли". Зерновая сделка стала подарком Украине и Западу
Россия возвращается к участию в "зерновой сделке", сообщили в Минобороны РФ. Украина в свою очередь дала "письменные гарантии" не вести огонь по тем маршрутам, которыми зерно поставляется за рубеж, заявили в ведомстве.
Доктор экономических наук, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев в комментарии Новороссии отметил, что восстановление ранее достигнутых договоренностей логичности "зерновой сделке" не добавляет.
"Было такое впечатление, что это какая-то именно логическая неловкость. Данное заявление Минобороны – это какая-то попытка ликвидировать данную неловкость", – отмечает экономист.
Что касается споров и дискуссий вокруг "зерновой сделки", это не экономический, а политический вопрос.
"Если иметь в виду украинское зерно, то с нашей стороны это такой жест доброй воли. Украинцам, конечно, можно вывозить зерно по железной дороге на Запад, но это зерно – это громоздкий товар, который несравненно выгоднее перевозить по морю. Мир тесен. Все украинские элеваторы, которые грузят зерно в морские суда, будете смеяться, строил мой отец. В Николаеве, в Херсоне, в некоторых других городах такие, оказывается, до сих пор существуют. И элеваторы неслучайно строили на берегу моря. Причем элеваторы бывают разные: импортные и экспортные. Была ужасная тоска, когда во времена Хрущева начали закупать зерно и работа моего отца практически пропала даром", – вспоминает эксперт.
Собеседник Новороссии напомнил, что хранить зерно в элеваторах было можно, но свою главную функцию по отгрузке зерна они не выполняли, поскольку нужно было иметь сооружения, которые позволяли бы сгружать конечный продукт.
"Теперь же мой отец на том свете может порадоваться, оказалось, что его труд оказался востребованным. Элеваторы строили на берегу именно потому, что громоздкий товар, например, уголь, вопрос перевозки становится очень важным. Потому что стоимость транспортировки составляет значительную часть затрат на приобретение товара. С зерном, конечно, не в полной мере так, потому что оно все-таки подороже, чем уголь. Тем не менее, это все равно громоздкий товар, который выгодно поставлять по морю", – отмечает Павел Медведев.
Он добавил, что, когда российская сторона не стала возражать против того, чтобы украинское зерно пошло на экспорт, она сделала "сразу два подарка".
"Один подарок – Украине, что, пожалуйста, ваше зерно не пропадет, и вы получите какие-то деньги. А второй подарок: Путин много-много раз повторял, что необходимо везти зерно в бедные страны. Действительно, многие страны очень сильно зависят от зерна. Эти арабские революции были вызваны тем, что данные страны не получили должного количества зерна. Отчасти по нашей вине, если быть честными. Мы, конечно, не обязаны были посылать зерно, поскольку не было контрактов, а контрактов не было, но они оказались без хлеба, главного продукта питания. Но в итоге зерно шло не в бедные страны, так что второй подарок сделать не удалось. Но отбирать первый и не везти зерно в бедные страны было бы странно", – считает доктор экономических наук.
Министерство обороны фактически восстанавливает статус-кво: украинцам будет разрешено продать зерно, а бедным странам его купить.
"Кроме того, был договор с Турцией, своего рода размен. Мы разрешаем украинцам везти зерно, ну а вы заодно заберите и наше. В условиях санкций продажа любого массового товара — это проблема. И вот мы получили возможность отвезти зерно в Турцию. А турки славятся наличием мощностей по его переработке. Так что, с одной стороны, это предложение выгодно, а с другой, упираться долго просто неловко", – резюмировал Павел Медведев.