Олег Царёв: Санкции против Украины не должны остаться формальностью
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об ответных мерах на санкции Киева: ограничительные меры введены против политической и бизнес-элиты Украины. При этом украинский президент Порошенко, его компании, а также премьер-министр страны Гройсман в список санкций не попали. На да
«Насколько я понимаю, данный список составлялся уже давно. По крайней мере, у меня появилась информация об этом еще полгода назад. Вообще, очень странно, что эти санкции были применены с таким опозданием. Украина что только не делала в отношении России: вводила санкции, продляла их, грабила российские банки, нападала на российские посольство и культурные центры. Но никакой реакции не было. Поэтому вопрос, скорее, в том, за что введены санкции против Украины и против конкретных лиц, а почему так долго их не вводили.
Теперь основная задача состоит в исполнении этих санкций. В таких случаях есть два подхода. Первый – формальный подход. Если лицо владеет собственностью, счетами в Российской Федерации, то тогда на него или на конкретно названное предприятие распространяется санкционный пакет. Но есть и другой подход, который как раз практикуют США, Великобритания, Европейский Союз: санкции распространяются на все компании, филиалы, которые связаны с лицами в санкционном списке. Если компания, какая-либо другая собственность оформлена на подставных лиц и родственников, то санкции применяются и против них. И именно при таком подходе вводимые ограничительные меры могут быть результативными.
Если Россия будет использовать как раз этот принцип, то урон для Украины будет действительно ощутимым. В формальном подходе почти нет никакого смысла. Только в Крыму полторы тысячи объектов принадлежат украинским чиновникам и политикам. Санкции распространяются на депутатов, сотрудников министерств, администрации президента, судей Конституционного суда. Но кто-то видел хоть одного судью Конституционного суда или депутата Верховной рады, у которого недвижимость оформлена лично на него? Я таких не знаю. Поэтому при формальном внедрении ограничений указанные лица смогут избежать санкций.
Что касается Порошенко, который не попал в российский санкционный список, то тут есть возможный вариант объяснения. Если ничего не изменится, то 11 ноября состоится встреча Путина и Трампа в Париже. Я так понимаю, что Порошенко пригласили во Францию на тот случай, если Путин и Трамп договорятся, и он должен будет выслушать условия, которые необходимо выполнить. Но как можно ввести санкции против кого-то, а потом проводить с ним встречу? Так в мире не делают – к первым лицам санкции не применяют, если с ними еще нужно вести какие-то переговоры. А я полагаю, что Россия попытается заставить Порошенко выполнить Минские соглашения до президентских выборов, которые пройдут на Украине весной 2019 года».