Остались какие-то жалкие 600 миллионов. Кто забрал наследство Лужкова, сколько осталось детям, и что получила Батурина?
Кепка, суперпасека, агрокомплекс: в какие офшоры утекло наследство "непотопляемого" экс-мэра Москвы? Ровно 15 лет назад Юрий Лужков по утрате доверия ушёл с поста. При нем коррупция достигла невиданных масштабов.
Кепка, суперпасека, агрокомплекс: в какие офшоры утекло наследство "непотопляемого" экс-мэра Москвы? Ровно 15 лет назад Юрий Лужков по утрате доверия ушёл с поста. При нем коррупция достигла невиданных масштабов.
28 сентября 2010 года, ровно 15 лет назад, тогдашний президент России Дмитрий Медведев отстранил мэра Москвы Юрия Лужкова "в связи с утратой доверия". Эта формулировка произвела эффект разорвавшейся бомбы, ведь Лужков имел репутацию "бессменного градоначальника", управлял столицей 18 лет, все эти годы "обладал доверием", и вдруг в одночасье оказался на обочине истории.
Лето, которое сожгло мэра
Во всей Центральной России летом 2010-го творился настоящий апокалипсис: сорокоградусная жара, дым от торфяников. В самой Москве можно было снимать сцены для фильмов ужасов без декораций – мокрые тряпки на окнах, люди на улицах в респираторах, забитые водоёмы, очереди за таблетками от удушья, заоблачные цены на обычные вентиляторы, не говоря уже о системах очистки воздуха. И что делает мэр? Берёт отпуск. Пресс-служба объяснила весьма своеобразно:
В присутствии градоначальника на рабочем месте нет необходимости.Эта фраза обожгла москвичей сильнее солнца, и, похоже, стала последней каплей. Юрий Лужков вернулся уже не в ту Москву.
Но, конечно, один только отпуск в самый разгар горящих торфяников ему бы, возможно, простили. Закулисные интриги, свидетельствующие о подготовке к непростому кадровому решению, могли заметить все заинтересанты. Сначала – телевизионные фильмы на НТВ, где московского градоначальника и его супругу Батурину выставили символами коррупции. Потом публичные конфликты: Лужков критиковал Дмитрия Медведева за Химкинский лес и "малую авиацию", а в статье в государственной газете противопоставил президента премьеру, тогда еще Владимиру Путину. Кремль воспринял это как прямой вызов тандему, а Медведев лично – как удар по себе.
В пресс-службе президента пояснили, что Лужкову предложили либо уйти добровольно, либо его отстранят принудительно.
– заявила пресс-секретарь Наталья Тимакова. Медведев позднее добавил, что "коррупция в Москве достигла невиданных масштабов", тем самым закрепив за Лужковым образ мэра, превратившего столицу в рынок интересов. Сам Лужков не согласился с таким приговором и утверждал, что стал жертвой не борьбы с коррупцией, а большой игры Кремля о том, кто именно поведёт Россию к выборам-2012.
Кусочек сахара
Юрий Лужков родился 21 сентября 1936 года в Москве, в семье плотника. Он прошёл путь от инженера-механика в Нефтяном институте им. академика Губкина до директора Опытно-конструкторского бюро автоматики и гендиректора "Нефтехимавтоматики". В 1968 году вступил в КПСС, затем последовательно избирался в Бабушкинский райсовет, Моссовет и Верховный совет РСФСР.
Первый серьёзный политический успех – пост первого заместителя председателя Мосгорисполкома в 1987 году по инициативе Бориса Ельцина. В 1990-м стал главой исполнительного органа города. На первых выборах мэра в 1991 году он был вице-мэром при Гаврииле Попове. После августовского путча 1991-го поддержал Бориса Ельцина и вышел из КПСС. С 1992 года, когда Попов ушел в отставку, Лужков был назначен новым мэром, а в 1996 году победил на первых прямых выборах с ошеломляющими 88,5% голосов. В дальнейшем дважды переизбирался и один раз переназначался депутатами Мосгордумы.
Фото: Anton Belitsky/Russian Look/Global Look Press
Свою политическую философию Лужков описывал просто:
Я никогда не считал себя политиком! Если бы я был политиком, то я был бы кусочком приятного сахара... А я всегда был тяжёлым и несносным для высшего руководства, для министров.Красивая игра
В Москве под его руководством начался настоящий строительный бум: восстановление Храма Христа Спасителя, открытие Парка Победы на Поклонной, начало "Москва-сити", реконструкция Лужников и Манежа, запуск Третьего транспортного кольца и монорельсовой дороги, снос пятиэтажек и многое-многое другое. Громкое расследование НТВ "Дело в кепке" показало миллиардное богатство супруги Елены Батуриной, основательницы корпорации "Интеко".
Название расследования происходит от персонального стиля, которым был знаменит Лужков. Кепка, в которой градоначальник неизменно появлялся на публике, еще в 1990-х стала его символом: про неё сочиняли анекдоты, рисовали карикатуры.
Кепка защищает некоторые обнаженные части моего тела,– говорил он в одном из интервью.
Фото: Viktor Chernov/Russian Look/Global Look Press
Первоначально "Интеко" занималась производством пластмассовых изделий, посуды и стройматериалов, а в эпоху мэрства Лужкова доросла до девелопмента и строительства недвижимости – жилой, коммерческой и инвестиционной. В каком городе бизнес "Интеко" шёл особенно бурно, пожалуй, пояснять излишне, однако Лужков несколько раз объяснял, что к статусу самой богатой женщины России, каковой при нём стала Батурина, он не имеет никакого отношения:
Чем хороша Лена, кроме того что она моя жена? Она человек широкий. Она не просто зарабатывает деньги, для нее бизнес – процесс красивой игры. Моя жена – талантливейший человек и без меня она была бы еще богаче.В результате "красивой игры" Елена Батурина много лет подряд возглавляет списки Forbes, который в 2017 году оценивал её состояние в 1 млрд долларов, в 2025 году в 1,3 млрд долларов.
Мёд и сыры после мэрства
После отставки Лужков не захотел уходить в пенсионеры. Он стал аграрным магнатом. Его пасека в Калужской области насчитывала 90 семей по 60 тысяч пчел каждая. В 2010 году он возглавил компанию "Веедерн" и создал агрокомплекс "Медовые лужки" площадью более 5 тыс. гектаров. Здесь выращивали гречку, пшеницу, овес, ячмень и рапс, планировались поставки в Москву. Также Лужков занялся сыроварением: производил мягкие сыры, бри и камамбер, с последующим планом твердых сыров вплоть до пармезана. Уставной капитал составлял 424,2 млн руб.
Видимо, "свергнутый император" до последнего пытался доказать, что умение управлять городом и умение управлять пасекой – почти одно и то же.
Наследство в офшорах и на Тверской-Ямской
Когда в 2019 году не стало Юрия Лужкова, в газетных заголовках писали о "многомиллиардном наследстве", рассуждали, какая теперь пойдёт за него война. Но когда были обнародованы документы, оказалось: Лужков беден, как церковная мышь. Формально за ним числилась лишь квартира в Москве – на 3-й Тверской-Ямской улице. То есть всё наследство Лужкова, брошенную квартиру на Маяковке в доме дореволюционной постройки, оценивали, по выражению адвоката Сергея Жорина, в жалкие 600 млн руб.
Фото: Anatoly Lomokhov/Global Look Press
Сергей Жорин высказывал предположение о том, что часть имущества Юрия Лужкова могла быть спрятана. Он отмечал, что многие состоятельные люди такого уровня часто владеют активами через офшорные компании или фонды, и в случае с Лужковым такая схема вполне возможна. Адвокат подчеркнул, что из-за отсутствия прямых доказательств и прозрачности схемы, часть имущества может быть "утеряна" или скрыта от публичного внимания.
Главным держателем капитала семьи всегда была Елена Батурина. В 2000-х её "Интеко" строила целыми кварталами в самых "вкусных" районах Москвы, скупала цементные заводы и торговые площадки. В 2011 году "Интеко" была продана, если верить открытым данным, за 1,2 млрд долларов. После этого Батурина практически вышла из отечественного бизнеса и сосредоточилась на зарубежных проектах. Именно поэтому в наследственном деле Лужкова нет привычных "заводов-газет-пароходов": активы изначально были оформлены иначе.
Часть активов Батуриной в офшорных юрисдикциях управляется через иностранные трасты и британские компании. В знаменитом расследовании Международного консорциума журналистов ICIJ "Досье Пандоры", основанном на крупнейшей в истории утечке данных из офшорных регистраторов, её имя упоминалось среди владельцев "островных" структур. Для наследников это означает простую вещь: то, что оформлено на иностранный фонд, автоматически не попадает в "наследственную папку" в Москве. Именно поэтому официальное имущество Лужкова выглядит скромно, тогда как реальные богатства семьи рассредоточены по зарубежным юрисдикциям. Сыновья Лужкова – Михаил (инженер-химик, бывший топ-менеджер "Газпрома") и Александр (экономист, работал в "Интеко" и Русском земельном банке). Дочери – Елена и Ольга Лужкова – заняты управлением активами, открывали кафе и бары в Лондоне и Австрии, впоследствии вернулись к более спокойной жизни.
Фото: Anatoly Lomokhov/Global Look Press
В России же помимо квартиры на Тверской-Ямской время от времени появляются сообщения про элитные участки земли. Так, к примеру, СМИ писали о компании "Резерв – Управление активами", владевшей до 20 гектарами на Рублёвке, в Горки-2. Только кадастровая стоимость этих земель оценивается в миллиарды рублей. Но и эти активы оформлены на юридические лица, а не напрямую на членов семьи.
За рубежом самая богатая вдова России Елена Батурина инвестировала в гостиничный бизнес – в Австрии, Чехии, Марокко, а также в Лондоне. В британской прессе регулярно появлялись сообщения о её недвижимости в центре столицы, хотя часть публикаций сопровождалась судебными тяжбами и опровержениями. Но факт остаётся фактом: Батурина, сделавшая состояние в России, давно перевела свой капитал в международный портфель.