Освобождение Волновахи глазами военнослужащего Донецкой армии
Продвижение в режиме городских боев не могло быть быстрым. Прорвав несколько линий обороны противника – около 35 километров вглубь – армии пришлось практически неделю вынужденно рассредотачиваться по близлежащей к Волновахе территории и ждать, пока закончится филигранная работа пехоты под аккуратным прикрытием артиллерии.
Уже сейчас под нашим контролем находится весь город, а украинская армия предпринимает попытки хоть как-то сопротивляться. Правда… уже за чертой города. Нужно учитывать, что наши войска действительно пытаются не разрушать объекты инфраструктуры. Дома, да и города в целом мы пытаемся не трогать, уничтожая исключительно личный состав и технику противника. Однако когда я, артиллерист, впервые попал в начало Волновахи, то прозрел.
Когда во время переговоров происходила корректировка артиллерии, было непонятно, что, где и как вообще происходит. Пятиэтажки, жёлтый магазин, вражеские бмп, танки, пехота – лишь малая часть из запомнившихся фраз. Я увидел это в живую. Как оказалось, все эти названия связаны с началом города, где украинские войска пытались прятаться – высотки, частный сектор, танки за домами, церковь. Чтобы понимать нынешнее состояние окраин города, достаточно будет включить хронику, например, Грозного или Дебальцево.
Обрушенные подъезды пятиэтажек, чёрные от пожаров квартиры, огромное пламя из газовой трубы, тела украинских экс-военнослужащих, сожженные и брошенные машины, подбитая украинская техника – трудно передать словами то, что ждёт человека, который намеревается сейчас приехать в Волноваху.
К моему искреннему сожалению, перекинуться несколькими фразами удалось лишь с гражданскими, мародерившими местный строительный магазин. Один из которых, позже задавал молодому человеку на посту вопрос: «А что, Донецк правда все это время обстреливали?». Каюсь, когда я проходя мимо и услышал этот вопрос, не смог сдержаться, сорвавшись на грубость, послал его не литературным языком к себе в квартиру. Хотя буквально за минут 5-10 до этого, искренне сопереживал всем местным жителям, насмотревшись на совсем юную девочку лет десяти, которая стояла у костра возле подъезда и завороженно поглядывала на снующий туда-сюда личный состав и военную технику.
Однако вернусь к подробностям об освобождении города. По моим данным, благодаря работе разведки и их корректировке с помощью БПЛА, нашим артогнем удалось уничтожить в городе как минимум несколько танков и БМП, какое-то количество минометных расчётов, а также пункт дислокации вражеской пехоты и многое другое. Вообще, забавно слушать переговоры по рации, когда мужчины передают друг другу данные и, не сдержав накопившиеся за 7 лет позиционной войны эмоции и воспоминания о погибших боевых братьях, во весь голос кричат «Расшевелили муравейник, *** туда еще» или даже больше, переходя на какие-то истерично-радостные нотки, нарушая все мыслимые правила переговоров: «Да-да-да! Краса-а-авцы! Ещё, ещё, ещё! Мстите ублюдкам!»
Враг, понимая, что сил для отражения атаки освободительной армии у него явно не хватит, и дальше продолжает придерживаться террористической тактики. Гражданское население украинцы выпускать из города ни при каких обстоятельствах не хотели. Живой щит из гражданского населения, что может быть лучше... Поэтому информация об эвакуации мирняка из частично освобождённый Волновахи, которая просачивалась в сеть во время войсковой операции – чистая правда. Если мне не изменяет память, десяток мирных был обнаружен в первой же занятой пятиэтажке, откуда они были извлечены, посажены в автомобиль и отправлены в тыл, подальше от войны.
К сожалению, украинские военные, даже понимая безвыходность ситуации, не хотят сдаваться в плен или переходить на сторону победителя, теша себя иллюзиями о выматывании русской армии. Нет ни одного адекватного предположения, почему всё происходит именно так. Хотел бы их назвать типичными, но заблудшими русскими, которые не могут отойти от своих убеждений. Однако памятуя о том, что мы пытаемся уничтожать только врага, а они не дают выйти из обстреливаемых районов мирному населению, их русскость в моих глазах сходит на нет. Какие-то покалеченные малороссы, так и не достигшие уровня морального развития старшего брата с многовековой историей.
Описывая попытки противостояния украинской армии, надо уточнить, что изначально враг находился не только в Волновахе, но и с ещё 3-х сторон света вокруг армии ДНР. Поначалу украинские снаряды танков, артиллерии и миномётов свистели не то чтобы часто - правильнее сказать, что иногда это не происходило, при этом определить уровень опасности казалось невозможным. Однако со временем, даже не особо того желая, начинаешь по громкости, дальности выстрела и протяженности свиста определять, в тебя ли это летит, или можно и дальше продолжать стоять в полный рост. Происходит это на каком-то подсознательном уровне. Приведу в пример случай, произошедший, когда нас ненадолго отвели в более-менее спокойный тыл.
Многоэтажки, квартира, где живёт мой знакомый, с которым мы пьём кофе и ведём непринужденную, но быструю беседу, ведь свободного времени буквально минуты. В этот момент я слышу очень тихий и непонятный шелестящий звук. Полностью потеряв нить разговора, быстро перебирая в голове всевозможные варианты происходящего и не находя военного объяснения, соображаю, что этот непонятный звук исходит от соседей сверху. Профессиональная деформация во всей своей красе. Будучи на войне, постоянно приходится слушать и соображать - кто, куда, откуда и в кого стреляет.
Из самого неприятного, что было под Волновахой – вражеские танки, разбросанные по неподконтрольным зеленым насаждениям. Слишком быстрый полет снаряда, а это значит, что все зависит лишь от твоей реакции, громкого возгласа командира или банальной удачи. Справедливости ради, летящие снаряды РСЗО «ГРАД», также были малоприятны. За несколько недель около Волновахи бойцы нашего подразделения несколько раз наблюдали, как эта штука рычит во время полёта, а несколько раз и наблюдали разрывы снарядов. Даже издалека – выглядит страшно и завораживающе одновременно.
А еще безумно бесит, что во время освобождения русского города украинская армия была максимально неизбирательна в своих попытках «огрызаться». Глядя на жалкую игру украинской армии в контрбатарейную артиллерийскую войну, складывалось острое ощущение, что стреляют они исключительно на глаз. Поэтому в мирных или поля попадали не то чтобы часто, скорее регулярно.
На деле, как бы грубо это не прозвучало, подобное поведение врага приносит прекрасные плоды в виде поддержки со стороны населения теперь уже освобождённых территорий Донецкой Народной Республики. Уже не единожды я слышал от местных из подконтрольных нам поселков фразы о том, что когда заходили русские, то стреляли аккуратнее, а хохлы, мол, стреляют без разбора. Правоохранители Волновахи уже «наши» и готовы служить народу вместе с победителями. Уверен, что по аналогии с Крымом, чистки личного состава в рядах полиции обязательно будут, хотя уже сейчас я бы заставил каждого из них принести клятву верности России, под объективами видеокамер и десятка журналистов различных изданий.
Подводя итог, хочу сказать, что блестяще отработанная войсковая операция, проведённая 100-й бригадой НМ ДНР в районе Волновахи, ни в коем случае не должна дать повод расслабиться или потерять бдительность ни военным, ни гражданским. Украинские снаряды продолжают прилететь в центральные районы прифронтовых городов, а на горизонте воинов маячат хорошо укрепленные Авдеевка и Марьинка после которых, предстоит разобраться с пока ещё далекими для нас Краматорску, Артемовску или городу-герою Славянску.
Автор: Станислав Варг