Падение рубля – диверсия Минфина против политики президента?

29 июня в ходе торгов курс доллара к рублю опустился до уровня около 50 рублей — это минимум за семь лет. Однако с июля российская валюта начала ослабевать по отношению к американской.

29 июня в ходе торгов курс доллара к рублю опустился до уровня около 50 рублей — это минимум за семь лет. Однако с июля российская валюта начала ослабевать по отношению к американской.

Сейчас в медиа активно развивается точка зрения, что наблюдаемый процесс — нормальная реакция на условия рынка, а более дешевый рубль играет на руку экспортерам, которые много теряли при прежней стоимости валюты. Обратного мнения придерживается руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. В беседе с ИА "Новороссия" эксперт рассказал, что эти аргументы являются притянутыми, а лоббируют такую политику именно экспортеры, которые привыкли получать спекулятивную выгоду.

Вместе с тем у падения рубля есть и другой фактор. На ситуации сказалась серьезная коррекция на рынке нефти, из-за которой ее цена снизилась со 120 до 103 долларов за баррель. Это отразилось негативно на имидже рубля как международной расчетной валюте. Но факт остается фактом — восстановление потребительского спроса было прервано искусственными мерами, инициированными экспортерами. В довесок к этому негативно сложилась ситуация на международном поле — Запад сделал много для ослабления рубля.

"Это всё является притянутой за уши историей, которая сводится к стремлению получить максимальную прибыль, уменьшив расходы на внутренних потребителей, то есть ударив по домашним хозяйствам, переложив на них всё, что можно, при этом заработав на мировом рынке большую прибыль.

Экспортеры, особенно металлурги (они главные в этой истории), привыкли зарабатывать таким образом, они привыкли к девальвациям рубля, на каждой из которых они получали немалую выгоду просто потому, что расчеты с населением у них производились в инфляционных рублях, а прибыль они фиксировали в западных валютах.

Однако нынешняя ситуация в мировой экономике принципиально новая, и это стоило бы учитывать всем, особенно тем, кто пролоббировал и реализовал обрушение российской валюты, нанеся ей немалый моральный ущерб.

Начнем с того, что Банк России занял принципиально иную позицию, нежели Министерство финансов. Банк России в лице своих представителей заявил, что они будут поддерживать курс российской валюты. Более того, в условиях атаки на российскую валюту, организованных Министерством финансов, Банк России занимал позицию обороняющего рубль. На это указывает ставка в 9,5 процентов. Банк России ключевую ставку не снижал", — рассказал Василий Колташов.

В принципе, для того чтобы притормозить укрепление российской валюты, не нужно было её искусственно обваливать, нужно было просто понизить ставку до 4%, — продолжает эксперт. — С такой ставкой можно было бы активизировать кредитование малых и средних предприятий, дать деньги фермерам, потребителям и активизировать спрос на внутреннем рынке.

"Нужно было дать кредитные стимулы экономике на основе пониженной ставки. Но это решение о прекращении защиты рубля должен был принимать Банк России или кто-то выше.

Понижения ставки не произошло. Рубль обвалился при высокой ставке при том, что Министерство финансов взяло на себя ответственность за это. По меньшей мере, ситуация странная, если не сказать, что она провокационно-деструктивная и очень вредная для российской экономики. В принципе, нам не нужен был обвал рубля. Домашние хозяйства едва начали приходить в себя после страшной девальвационной волны конца февраля и марта 2022 года. Только зафиксировалось обратное движение цен, которые взлетели на ввозимые в Россию продукты питания и промышленные товары. Появилась надежда на то, что в результате укрепления рубля станет возможно и покупать автомобили, продажи которых упали в несколько раз после начала санкционной войны против России и обрушения рубля в феврале-марте 2022 года.

Теперь это всё находится под огромным вопросом. Теперь очевидно, что рубль — это валюта, с которой плохо обращаются и которую никто не собирается делать международной резервной валютой. Никто не заботится о том, чтобы она была устойчивой. Все разговоры о том, что это перспективная валюта, можно забыть, потому что её специально атаковали в условиях, когда на рынках нефти и так происходила коррекция, которая должна была потянуть рубль немного вниз", — подчеркивает собеседник агентства.

Всё произошедшее выглядит как диверсия Министерства финансов против российской валюты и против политики президента, полагает Колташов. Недавно выступая, он заявил о том, что мы должны стремиться к четырехпроцентной инфляции, напомнил экономист.

"Как мы можем выйти хотя бы на инфляцию в 14 процентов, если обесценивание нашей валюты является "главным инструментом защиты" некоторых экспортеров? Они абсолютно не заинтересованы вкладывать в современные технологии. Из-за обесценивания рубля для других многочисленных инвесторов создание новых производственных мощностей (а не с ориентацией на внутренний рынок) не имеет никакого смысла. Инвестирование становится бессмысленным, потому что потребитель не только обеднел, но и нет никаких шансов, что он восстановит свой спрос. Это проблема и вызов для производителей автомобилей, для строительных компаний, для производителей отделочных материалов, мебели и для огромного количества предприятий. Ситуация чрезвычайно неприятная.

Министерство финансов жаловалось, что этот год непростой, бюджет пополнить нечем. Но было очень много лет, когда был огромной профицит, и Россия имела резервы. Наконец, для того чтобы избавиться от лишних рублей, правительство специально выкупило акции Сбербанка у Банка России для того, чтобы просто убрать рубли из обращения. Сейчас можно было бы просто произвести обратный выкуп с премией, когда, например, Банк России выплатил правительству большее вознаграждение за то, чтобы переложить государственный портфель акций из одного кармана государства в другой. Дальше составили бы программу обратного выкупа правительством, но эта игра дала бы деньги в нужном объеме, без обвала рубля и позволила бы реализовать все заложенные планы, поддержав российскую экономику.

Зачем нужно было обрушивать рубль, зная, что в результате формальное наполнение бюджета, может быть, и получится от экспорта, но сметы по плану выполнить не удастся, потому что цены на всё вырастут? Это проблема. Сейчас западные валюты являются инфляционными, и для нас это то, от чего нужно держать дистанцию, а не то, в чём нужно фиксировать прибыль и что нужно поддерживать. И вот Банк России, обосновывая свою позицию, почему нельзя обрушивать рубль, говорит, что это фактически будет означать поддержку вражеских валют, и мы занесем в российскую экономику чужую инфляцию. Именно это сделано в результате атаки на рубль. Пока, к счастью, она не приняла каких-то грандиозных масштабов, но это серьезнейший вызов и для экономики, и для потребителей. Мы наблюдаем крайнее разногласие в действиях разных структур государства и крайнюю противоречивость политики. Я думаю, что президент, его администрация и правительство должны будут вмешаться в этот вопрос, потому что ситуация выглядит очень неприятной, а самое главное, что она является опасной, — считает спикер.

Эксперт отмечает, что ослабление рубля означает сохранение слабого покупателя, перенос в нашу экономику западной инфляции. Если ослабление рубля продолжится, то будет новый рост цен. Можно приготовиться к тому, что в результате мы будем иметь обедневшего массового потребителя, который не сможет покупать необходимые товары. 

"Эти товары останутся дорогими, замещать их не будет никакого смысла, потому что платежеспособного спроса не будет. На рынке будет застой, например, на рынке легковых автомобилей, когда в салонах полно машин, а цены недоступны для населения. Для того чтобы новые автомобили, произведенные в рамках промышленного импортозамещения, поступили на рынок, у покупателей должны быть деньги. А их не будет, потому что они все уйдут на продукты питания. Это всё будет из-за того, что кто-то принес нам западную инфляцию. Из-за того, что экспортеры врут, что они имеют низкую рентабельность или убыточность. Из-за того, что Министерство финансов лукавит, что они не могут пополнить бюджет и нет другого способа, иначе как обрушить национальную валюту.

Это очень неприятная история, которая наносит ущерб рублю и как международной валюте. Если рубль - такая валюта, которую будут гонять из стороны в сторону, и если он в ответ на обесценивание западных валют вслед за ними падает, то это плохая валюта, чтобы с ней работать и она не сможет стать резервной. По сути, это диверсия против рубля, направленная на то, чтобы сорвать план президента в том, чтобы Россия торговала в рублях и резервировала в нацвалюте. Непонятно, зачем мы вообще будем торговать чем-то за рубли, если рубль — это валюта, которая остаётся валютой страны периферийного капитализма, где всякий раз её обваливают, чтобы поддержать экспорт и задушить внутренний рынок. Эти выгоды для экспортеров невыгоды для тех, кто работает с внутренним рынком и потребителями", — резюмировал Василий Колташов.

Подготовил Иван Солдатов

Новости партнеров