Палестинско-израильский конфликт как зеркало юридической ничтожности решений ООН

ООН объединяет почти все суверенные государства на планете и, по сути, представляет собой гигантский мировой совет. В структуру Организации Объединённых Наций не входят только Ватикан и частично признанные государства (типа Косова и Западной Сахары). Решения ООН, фактически, можно считать выражением воли представительного органа всего человечества. При этом у ООН нет особо эффективных рычагов принуждения стран к выполнению большинства его решений. ООН запомнился многим российским гражданам своей "обеспокоенностью" по самым разным вопросам, меньшему числу людей – гуманитарными миссиями, жителям постсоветского пространства за пределами РФ также может быть знакома программа ООН "Цели устойчивого развития".

ООН объединяет почти все суверенные государства на планете и, по сути, представляет собой гигантский мировой совет. В структуру Организации Объединённых Наций не входят только Ватикан и частично признанные государства (типа Косова и Западной Сахары). Решения ООН, фактически, можно считать выражением воли представительного органа всего человечества. При этом у ООН нет особо эффективных рычагов принуждения стран к выполнению большинства его решений. ООН запомнился многим российским гражданам своей "обеспокоенностью" по самым разным вопросам, меньшему числу людей – гуманитарными миссиями, жителям постсоветского пространства за пределами РФ также может быть знакома программа ООН "Цели устойчивого развития".

Между тем одним из первоначальных направлений деятельности этой структуры было проведение "миротворческих миссий", самым первым военным конфликтом, скорейшее завершение которого взялась проконтролировать ООН, была арабо-израильская война в 1947 – 1949 гг. И вот спустя более 70 лет (!) активного международного вмешательства конфликт всё ещё грозит разгореться с новой силой в любой момент. 

За последние дни в Иерусалиме произошло сразу два антиеврейских теракта. 28 января 13-летний подросток открыл огонь по гражданским в археологическом парке "Город Давида", ранив 2-х человек. Ранее минимум семь человек были расстреляны возле синагоги в районе Неве-Яаков. Палестинцы воспринимают это как ответ на смерть 9 человек в итоге израильского обстрела лагеря беженцев в Дженине. В то же время победившие на демократических выборах ультраправые власти Израиля утверждают, что из Дженина велся обстрел, в результате которого, впрочем, никто не пострадал. Всего в наступившем году из-за действий израильских силовиков погибло не менее 30 палестинцев Западного Берега Иордана, что, в свою очередь, привело к выходу Палестины из договора по безопасности с Израилем. Подсчёты AFP, основанные на официальных источниках, говорят о том, что в 2022 году не менее 26 израильтян и 200 палестинцев были убиты по всему Израилю и Палестине, большинство на Западном берегу. Наиболее мощные военные действия были осуществлены в рамках операции ЦАХАЛ "Рассвет", сопровождавшейся бомбардировкой Сектора Газа и ответными ракетными ударами по Иерусалиму. Для сравнения – в 2021 году (предшествующему российско-украинской эскалации) в ДНР и ЛНР суммарно погибло 90 военнослужащих и 8 мирных жителей.

При этом накануне нового витка напряженности ООН, похоже, окончательно заняла палестинскую сторону конфликта. В своем докладе, выпущенном в октябре 2022 года, организация прямо обвиняет Израиль в аннексии палестинских территорий и расценивает это как международное преступление.

"Недавние заявления Генерального секретаря и ряда государств-членов ООН ясно указывают на то, что любая попытка односторонней аннексии территории государства другим государством является нарушением международного права и не имеет юридической силы. 143 государства-члена ООН, включая Израиль, проголосовали за принятие резолюции Генеральной Ассамблеи, подтверждающей этот принцип. Без универсального применения, в том числе к ситуации на оккупированной палестинской территории, этот основополагающий принцип Устава ООН теряет всякий смысл", – об этом говорит Нави Пиллэй, глава комиссии ООН по расследованию предполагаемых израильских преступлений против палестинцев (ранее Пиллэй была президентом Международного уголовного трибунала по Руанде).

Из этого следует, что если ООН утверждает, что присоединение 4-х областей востока Украины к Российской Федерации незаконно, то аннексия Западного берега Иордана Израилем – тоже. Если действия ВС РФ будут объявлены ООН терроризмом или военными преступлениями, то таковыми же должны быть признаны аналогичные действия Израиля по отношению к Палестине. В виду очевидности этого факта Израиль не голосовал за ооновскую резолюцию, говорящую о том, что РФ может быть привлечена к ответственности за действия на Украине, в том числе к выплате репараций. Отметим, что эта была резолюция Генассамблее, которая, в отличие от резолюций Совбеза ООН, не является обязательной к исполнению. И, тем не менее, Израиль, очевидно, посчитал для себя опасным прецедентом принятие подобного документа.

Также ООН говорит о том, что "израильская политика оккупации" вынуждает арабов Палестины покидать свои земли: "снос домов и уничтожение имущества", "чрезмерное применение силы, массовое лишение свободы, ограничения на передвижение и отказ в доступе к средствам к существованию, предметам первой необходимости, услугам и гуманитарной помощи" (в том числе в докладе говорится об ограничении доступа к воде). Утверждения комиссии ООН о том, что действия Израиля направлены на изменение этнического состава целых районов выглядят как обвинения в геноциде.

Кроме того, несмотря на то, что Израиль окружён численно превышающими его мусульманскими странами с традиционно высоким уровнем антисемитизма, многие из которых (тот же Иран) Тель-Авив воспринимает как реальную военную угрозу, ООН приняла резолюцию, которая требует, чтобы Израиль отказался от своего ядерного оружия и передал его в ведение МАГАТЭ (являющееся структурой ООН). Власти Украины, регулярно призывающие Израиль к большей военной и гуманитарной поддержке в связи с боевыми действиями на юго-востоке страны, также поддержали принятие этого документа.

Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Израиль – единственное демократическое государство Ближнего Востока, а с другой – ключевые организации для международной правозащитной архитектуры чаще всего обвиняют в нарушении прав человека именно Тель-Авив, и именно от него требуют разоружения и шагов по деэскалации.

Несмотря на давление правозащитников и ООН, правительство Нетаньяху объявило о том, что "еврейский народ имеет исключительное и неоспоримое право на все районы Земли Израиля".

Ситуация, складывающаяся вокруг Западного берега Иордана, может привести к ещё большей поляризации мирового сообщества, в котором ЕС и США будут проводить радикальную произраильскую политику, а остальные страны или будут соблюдать нейтралитет или выступят на стороне Палестины. Ровно так же, как это произошло в итоге российско-украинского конфликта. Таким образом, локальные боевые действия на Ближнем Востоке и в Восточной Европе не дают мировому парламенту в лице ООН вырастить наконец-то работающие исполнительные органы и инструменты, ведь Запад не заинтересован в таком мировом правительстве, в котором не будет иметь большинства для отставания своих интересов и интересов своих ближайших политических партнёров.

Автор: Ярослав Меркулов

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров