Павел Кухмиров: Орбан и иностранные агенты

Когда уходит большая политическая эпоха, то происходит это, порой, весьма не очевидно, не бросаясь в глаза. Но понять, что произошло нечто подобное, всё же можно достаточно достоверно. Например, ориентируясь на некоторые второстепенные детали, изменения в которых как раз и служат признаком такого я

Когда уходит большая политическая эпоха, то происходит это, порой, весьма не очевидно, не бросаясь в глаза. Но понять, что произошло нечто подобное, всё же можно достаточно достоверно. Например, ориентируясь на некоторые второстепенные детали, изменения в которых как раз и служат признаком такого явления. Одним из таковых, вне всяких сомнений, являются моменты, когда старый политический юмор вдруг резко теряет актуальность и становится либо непонятным, либо не смешным.

Американское посольство

Пожалуй, все мы слышали известную шутку о том, что Америка является единственной страной в мире, в которой Майдан не может произойти по естественным причинам — в ней нет американского посольства. Шутка эта была актуальной много лет и казалось, что измениться такое положение дел не может. Но теперь вдруг она перестала быть забавной. И в свете творящегося безумия Америка даже начала вызывать сочувствие, сколь бы странным это ни было, учитывая наш собственный печальный опыт. В числе прочего нынешние события в США показали ещё и то, что в подобных вещах наличие американского посольства — штука, конечно, нужная, но не критически важная. А вот что оказалось куда более важнее — так это наличие на данной территории структур г-на Сороса и прочих организаций, которые в мировой практике принято обозначать аббревиатурой «НКО». Борьбу с которыми, по некоторым данным, планировал развернуть Дональд Трамп. Но, похоже, не успел, к своему глубочайшему сожалению.

В законодательстве РФ подобные структуры незатейливо обозначены, как «иностранные агенты». Их деятельность на территории современного российского государства регулируется вполне драконовским законом и его принятие — это одно из немногих решений, которое лично у меня не вызывает вообще никаких вопросов. Совершенно понятно, что оно подвергается довольно яростной обструкции со стороны «международного сообщества». Ну, или тех, кто себя таковым называет. Но одна ли современная Россия столь жёстко реагирует на присутствие у себя подобных «иностранных агентов»? О, нет. И пример подобного же отношения есть не где-нибудь, а в самом сердце Евросоюза — в Венгрии.

Закон о прозрачности

Организации т.н. «гражданского общества» не должны находиться в Венгрии, если они получают деньги из-за рубежа. Именно на это ориентирует свою политику премьер Виктор Орбан. И изменить именно это потребовал от него не так давно Европейский суд. Причины, озвученные судебной инстанцией ЕС, состоят в том, что линия поведения нарушает законодательство ЕС, и что т.н. венгерский «Закон о прозрачности», затрудняющий работу местных (и не очень местных) НКО нарушает основные акты нынешней Европы. Обо всём этом и заявил Европейский суд в Люксембурге. Впрочем, то, что от венгерская политика реально изменится, отнюдь не является фактом.

«Закон о прозрачности» Венгрии был принят в 2017 году. С тех пор каждая венгерская НКО должна была сообщить властям, если она получает более 24 000 евро в год поддержки из-за рубежа. Их так же обязали сообщить венгерскому государству обо всех индивидуальных донорах, от которых они получали более 1400 евро в год. Кроме того, подобные организации опубличивались на государственном сайте, что как бы намекало на то самое второе значение термина «иностранные агенты», которое у венгров ничем не отличается от аналогичного в России. И это лишь подкреплялось наиболее критикуемым требованием закона: данные организации должны были указывать во всех своих публикациях, что являются «структурой, поддерживаемой из-за рубежа». В случае же нарушений данных правил им грозит лишение права на деятельность в Венгрии.

Собственно, с самого начала никто и не скрывал, что данный закон был направлен, прежде всего, против того самого венгерско-американского «миллиардера и филантропа» Джорджа Сороса, известного отнюдь не только у нас. Того, которого глава правительства Венгрии Виктор Орбан систематически возводит в ранг врага государства номер один.

Самый Европейский суд в мире

Не удивительно, что борьбу со строптивым венгерским премьером сам Сорос повёл в европейских судах, которые, как показал недавний скандал, переполнены его ставленниками и много лет принимали решения в русле именно его деятельности, оказывая давление на европейские страны и напрямую меняя жизнь в Европе. В частности это касалось легализации т.н. «однополых браков» и ещё многого, против чего сейчас всё более резко выступают консервативные политики, включая Орбана.


И теперь тот самый Европейский суд постановил, что закон сразу несколько раз нарушает законодательство ЕС. По его мнению это, во-первых, нарушает свободу движения капитала внутри ЕС. Причина: закон устанавливает иные правила обработки платежей из-за рубежа, чем платежей внутри страны. По мнению данного суда, это может удержать доноров от поддержки оных структур и способствовать «установлению климата недоверия» вокруг таких НКО.

Кроме того, данный европейский суд полагает, что закон нарушает несколько «основных ценностей», защищаемых в ЕС, в частности свободу объединений и право на защиту данных.

При этом Европейский суд всё же признал, что прозрачность организаций гражданского общества может быть в общих интересах, особенно когда речь идет о поддержке со стороны государств, не входящих в ЕС. Но, по его мнению, в этих случаях прозрачность должна быть ограничена организациями, «которые действительно могут оказать значительное влияние на общественную жизнь и общественные дебаты».

Возмутитель спокойствия

Иными словами, даже с учётом оговорок из-под удара заранее выводятся практически все структуры, которые как раз и занимаются всей той деятельностью, которой знаменит г-н Сорос и терпеть которую на территории Венгрии как раз и не желает премьер-министр Орбан.

Так или иначе, теперь от Будапешта будут требовать отменить или значительным образом переработать «Закон о прозрачности», фактически выхолащивая его суть. Выполнит ли Венгрия эти требования — вот вопрос. Данная стана уже довольно давно считается в толерантном Евросоюзе кем-то вроде возмутителя спокойствия. А её многолетний глава Виктор Орбан — одной из самых ненавидимых фигур среди определяющего либеральную европейскую политику сообщества.

Даже если Венгрия и не решится на прямой отказ подчиняться, возможные пути обхода данного судебного решения очевидны уже сейчас: введение новых «правил прозрачности» взамен прежних, которые будут заявлены, как предназначенные для борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и организованной преступностью. Но также очевидно, что это будет полумерами. Рано или поздно Виктору Орбану и стоящему за ним политическому сообществу венгерских консерваторов придётся делать окончательный выбор. И он будет прост: сдаваться и идти по пути компромиссов (которые неизбежно приведут к полной сдаче венгерского консерватизма) или же вступать в жёсткий конфликт и отстаивать свой путь. Третьего не дано.

И это понимают все. И в Будапеште, и в Брюсселе.

(с) Павел Кухмиров.

Новости партнеров