Павел Раста: Гости третьего сорта

Вы когда-нибудь испытывали гордость за то, что ваша страна — Россия? Нет, не официальный патриотический экстаз. И не эмоциональный суррогат, испытываемый во время пения гимна, слов которого вы не знаете. И даже не радость от спортивных побед выступающего под российским флагом чужого для вас ч

Вы когда-нибудь испытывали гордость за то, что ваша страна — Россия? Нет, не официальный патриотический экстаз. И не эмоциональный суррогат, испытываемый во время пения гимна, слов которого вы не знаете. И даже не радость от спортивных побед выступающего под российским флагом чужого для вас человека, или команды чужих людей, которые в свободное от спорта время устраивают драки и ведут себя так, словно закона не существует. Нет, я говорю о чём-то настоящем. Совсем настоящем. Пробирающем до самых дальних закоулков души. О невообразимо остром чувстве сопричастности к этому огромному и великому миру, именуемому Россией. Невероятная, истинная гордость, которая испытывается от осознания своей принадлежности к этой стране и этому народу. Испытывали вы когда-нибудь такое? Вряд ли. А мне вот довелось. Потому, что единственное место на планете, где такое чувство просто захлёстывало — это Донбасс. Оно носилось в воздухе. Оно было растворено в воде. Оно ощущалось каждой молекулой. Жители Донбасса были и остаются теми, кто наиболее остро и явственно испытывал эту гордость. Теми, кто чувствовал себя людьми России больше всех других. Больше кого угодно на этом свете. За это граничащее с эйфорией чувство они были готовы воевать и умирать. Не правда ли: просто идиллическая картина, достойная героического эпоса? А ведь так оно и было. Вот только настоящей идиллии мешало одно “НО”.

У этих людей паспорт не того цвета. И когда с этим восторженным чувством жители Донбасса приезжают в матушку Россию, то там их ждёт на удивление холодный приём. Так встречают не детей и даже не пасынков. Так встречают чужих людей, непонятно зачем забредших в ваш подъезд. Так встречают гостей третьего сорта.

О проблемах жителей Донбасса на исторической Родине сказано не мало, да и написано не меньше. Но ситуация продолжает сохраняться год за годом в практически первозданном виде. Стабильность, так сказать. И не менее стабильно официальной пропагандой заявляется о желании её изменить (разумеется, к лучшему). Именно так: заявляется о желании. Причём, необходимость кардинальных решений в этом направлении логично и ультимативно следует из самой же этой пропаганды — её основ. Из таких её столпов и опор, как концепция Русского Мира — одна из идеологем, разделяемых народом абсолютно. Казалось бы, для идеи Русского Мира что может быть важнее? Даже не смотря на то, что многое, связанное с ней, уже превращено в самый кондовый и беспросветный официоз. Но и с учётом этого вопрос гражданства для жителей Донбасса в рамках данной темы невозможно обойти.

Его и не обходят. И вот мы узнаём, что именно к очередному “русскомирному” мероприятию в Москве-столице приурочили “новые прорывные инициативы” по облегчению получения гражданства жителями ДНР и ЛНР. Я говорю о мероприятии с длинным названием “VI Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом”. Мероприятие крайне официозные во всём. От цели (практически цитирую: “VI конгресс призван подвести итоги выполнения решений V конгресса” — вы оцените концентрацию бюрократической мысли!), до официально заявленной повестки (а вот теперь просто цитирую: “*дальнейшая консолидация зарубежной российской общины; вопросы защиты прав и законных интересов соотечественников; проблемы русскоязычного образования за рубежом; развитие СМИ соотечественников; усиление роли молодежи; борьба с фальсификацией истории, русофобией и антироссийскими настроениями в странах проживания соотечественников*“ — то есть банальная чиновничья компиляция обо всём и не о чём или за всё хорошее против всего плохого). Ну, и документ, который был на нём представлен, в принципе, из той же серии: новая “Концепция миграционной политики Российской Федерации”. Вроде как заявлено, что жителям Донбасса он жизнь облегчает. Ну, точнее, “призван облегчить”. Такой вот маленький нюанс. Но не единственный. Потому, что “концепция”, вообще-то, не является законом. Она даже не является нормативно-правовым актом. Это некая декларация о намерениях в данной сфере. Благие пожелания, которым правительству настоятельно рекомендовано следовать в 2018-2025 году. Да, собственно говоря, и всё. С точки зрения реальной жизни реальных людей, которым надо как-то жить прямо сейчас — это даже не пыль в глаза.

Более существенный документ приняла на днях уже Госдума — уже не “концепцию”, а целый законопроект “упрощающий получение гражданство для русских и русскоязычных граждан бывшего СССР”. И на эту тему официальные патриоты от журналистики также уже доблестно отчитались: вот он, новый очередной прорыв, скоро всё будет прекрасно, надо только подождать. Будет ли этот законопроект, после того, как станет законом, облегчать получение гражданства жителям Донбасса на самом деле? Ну, скажем так: почти. Знаете, был когда-то такой английский юмористический сериал “Да, господин премьер-министр”. Посвящён он был тяжким будням британской правительственной бюрократии. Так вот, там один из главных героев произносит замечательную фразу: “Когда ты пишешь закон, проблема должна содержаться в его названии, а не в его содержании”. Понимаете, о чём я? Так вот, этот закон подходит к вопросу крайне цинично: он действительно облегчает бюрократические процедуры для тех, кто “экономически выгоден”. Для тех, кто младше 40 лет и имеет в кармане сотню тысяч рублей на патент. А другие авторам закона просто не нужны. Они, по выражению одного донецкого блогера, “идут по категории шлак и балласт”. А ведь это подавляющее большинство. По сути, этим законом жители Донбасса приравниваются к таджикам, узбекам, киргизам и прочим гостям нашей Родины третьего сорта. Ну, а что, вполне прагматично. Только где здесь Русский Мир? И где уважение к людям, которые взялись за оружие за право быть с Россией. По сути это тоже даже не пыль в глаза. Это ложь. Простая и банальная ложь.

А правда в том, что к жителям Донбасса, зачастую, относятся гораздо хуже, чем к таджикам. И я не буду здесь говорить, по какой причине таджики им гораздо удобней. Правда в том, что жителям Донбасса массово отказывают даже во временном убежище, нередко просто выдворяя их обратно на Украину, где многих из них ждёт тюрьма, пытки и смерть. При этом факт нахождения человека в рядах ополчения ни на что не влияет. Зачастую, от депортации в руки врагов спасают только общественные организации и гражданские активисты. На эту тему “Коммерсант” недавно очень предметно отписался. Приведу только один фрагмент данной им статистики только по Белгородской области за начало 2018 года: “За временным убежищем обратилось 12 иностранных граждан, одному был предоставлен статус. За продлением статуса временного убежища обратилось 496 иностранных граждан, 220 из них отказали”. Вы, вообще, понимаете, что означают эти цифры? При том, что Белгород — приграничный регион и обращается по данному вопросу там вполне конкретная категория людей. Что достойным внимания наша великая страна считает только одного из двенадцати. И что половине уже имеющих временное убежище предписано убираться вон.

“Мы люди без бумаг — толпа бродяг!

Не можем мы угла себе найти.

Открой ворота нам, о Нотр Дам!

Пусти! Пусти!

У нас над головой — лишь небосвод сырой,

Ни крыши, ни тепла — всё отняла судьба.

И кто поможет нам? А только Божий храм.

Пусти! Пусти!” (с).

Как же точно эти слова из мюзикла “Собор Парижской Богоматери” подходят для того, что происходит. Ведь и обращаться сейчас они, по сути, могут только к Богу. Как к высшему воплощению справедливости, вероятно.

Кстати, о ней — о справедливости. Быть может, я сейчас скажу банальность, но, раз за разом наблюдая в сети откровения “дорогих россиян”, рассуждающих о том, достойны ли люди Донбасса российского гражданства, я всё чаще вспоминаю Роберта Хайнлайна. А, точнее, его книгу “Звёздный десант”, в которой гражданство никому не доставалось на халяву, по праву рождения — его нужно было заслужить. И, чаще всего, добывалось оно с оружием в руках. Так вот, вопрос мой прост до наивности: а достойны ли российского гражданства сами эти “дорогие россияне”? Или кто более его достоин: они или люди Донбасса? И для меня ответ очевиден: дончане и луганчане своей кровью оплатили право на это гражданство для себя, своих детей, внуков и всех своих потомков до Страшного Суда. Именно это справедливо.

Так может, хватит обращаться с этими людьми, как с грязью? Может, хватит обманывать и кормить их официозными отговорками, пока на Донбассе каждый день гибнут их близкие? Может, хватит вместо паспортов давать им “новые концепции миграционной политики”? Хватит этого лицемерия и лжи! Эти люди — граждане милостью Божьей, а не гости третьего сорта.

И те, кто подобным образом обращается с ними, совершают преступление против страны, которую в итоге, может оказаться просто некому защищать.

Павел Раста (позывной “Шекспир”)

Новости партнеров