Павел Раста: Партия сбитых и не взлетевших

После недавних выборов, сменивших одну политическую эпоху на другую, Украина замерла в ожидании. И вопрос у неё, в общем-то, один: а дальше-то что? Мифологизированное до предела сознания её современного население ультимативно требует чуда. А та сверхмалая его часть, всё ещё сохраняющая хоть какое-т

После недавних выборов, сменивших одну политическую эпоху на другую, Украина замерла в ожидании. И вопрос у неё, в общем-то, один: а дальше-то что? Мифологизированное до предела сознания её современного население ультимативно требует чуда. А та сверхмалая его часть, всё ещё сохраняющая хоть какое-т

После недавних выборов, сменивших одну политическую эпоху на другую, Украина замерла в ожидании. И вопрос у неё, в общем-то, один: а дальше-то что? Мифологизированное до предела сознания её современного население ультимативно требует чуда. А та сверхмалая его часть, всё ещё сохраняющая хоть какое-то рацио, как минимум, ожидает очень серьёзного обновления. Возможно ли оно в глубинном смысле? Это мало вероятно. Чего не скажешь про обновление «внешних скинов». И, поскольку в президентском кресле такой «внешний скин» уже обновлён, то очередь за Верховной Радой.

Здесь, на первый взгляд, всё очевидно. Виртуальная партия «Слуга народа», существующая, пока что, только в области украинского «коллективного бессознательного», бьёт рекорды популярности. И, надо сказать, что такого рода ситуация не уникальна. Примерно так же обстояли дела и с нынешним президентом Франции, г-ном Макроном, который формировал свою партию уже по ходу собственного избрания. Ожидаемо, что такая партия стала заложницей его же рейтинга, утратив популярность вместе с ним и пропустив на первое место обновлённую партию Марин ле Пен. Но только ли о виртуальной партии Зеленского речь? Ведь обновление, запрос на которое сформулирован довольно чётко, касается не только его. И уже сейчас понятно, что как только у его партии появится реальное лицо и реальная программа — поклонников у неё убавится. Существует ещё, как минимум, одно новое лицо в украинской политике, ещё практически никак себя не проявившее и стремящееся выйти на сцену сейчас. Это лидер группы «Океан Эльзы», Вакарчук.

Точнее сказать, лидером рок-группы сейчас он уже является, скорее, во вторую очередь. На самом деле, он уже какое-то время проявляет себя исключительно как политик. Кое в чём даже опережая Зеленского. К примеру, он, в отличии от новоизбранного главы Украины, уже вполне реально создал и зарегистрировал свою партию, назвав её «Голос». Что довольно забавно, так как вызывает аллюзию на партию «Удар» Виталия Кличко — как говорится, кто на чём прославился, тот так и называет свои партии. Хотя, оба этих примера ещё довольно скромны — ведь профессии бывают разные. Впрочем, не суть. Людей на презентацию новой партии пришло немного. Но, при хорошо поставленной пропагандистской работе, это поправимо (будет ли она — вот вопрос). Программа партии так же ещё не сформулирована чётко. Что тоже поправимо при наличии квалифицированной экспертной поддержки (будет ли она оплачена — вопрос номер два). Показателен же тот факт, что Вакарчук уже сейчас демонстрирует готовность к торгу с Зеленским, заранее озвучивая условия, при которых им может быть оказана поддержка новой администрации ). Главный вопрос, актуальный в связи с этим — кто такой Вакарчук в данной ситуации, чего от него следует ожидать и с каким объёмом политического капитала он придёт ко дню выборов в Раду. Именно осознание этого даст возможность понимать, насколько плодотворно на самом деле он может торговаться с Зеленским и какую роль в действительности может сыграть на поствыборной Украине.

Один раз Вакарчук уже пытался войти в большую украинскую политику. Двенадцать лет назад он уже избирался народным депутатом, и пробыл в этом качестве год. Он — активный участник обоих майданов. Но в нынешней ситуации имеет значение не это. Правда в том, что Вакарчука готовили к той роли, которую, в итоге, сыграл Зеленский. Причём, готовили в прямом смысле слова — его вывозили за границу на обучение, проводили предварительную информационную кампанию, готовили под него определённые структуры и планировали определённые действия. Но в определённые момент его просто опоздали включить в большую игру — по каким-то причинам слишком промедлили и банк сорвал Зеленский. По сути, они легко могли бы дублировать друг друга: если присмотреться, становится очевидным, что они являются одним типажом, предназначенным для одной и той же политической комбинации. Но, в итоге, Вакарчук оказался даже не «сбитым лётчиком», а даже не взлетевшим — подбитым на взлётной полосе, а то и вовсе ещё в ангаре. Тем не менее, определённый политический и оргструктурный капитал за ним остался, что, скорее всего, и попытаются разыграть на парламентских выборах.

Логично было бы предположить, что именно его партия может составить конкуренцию виртуальной организации Зеленского в рамках всё того же политического обновления. Но это только на первый взгляд.

На самом деле, даже если поверхностно изучить предысторию Вакарчука и то, какие взгляды он транслирует, чтобы понять — он играет не на политическом поле Зеленского. Его электорат — это электорат Порошенко. Именно его «Армiя. Мова. Вiра» — это то, что вполне воспроизводит Вакарчук. И готовили его на замену Порошенко именно как представителя этих взглядов. Вакарчук — это стопроцентный кандидат от бандеровцев. В то время, как Зеленский эксплуатирует ожидания условного Юго-Востока, который даже в нынешнем, подавленном и униженном состоянии за откровенных бандеровцев голосовать не желает, что и показал во время минувшей выборной кампании. И именно эта политическая ориентация Вакарчука в полной мере проявляется в том, что в его команду уже потянулись перебежчики именно из обоймы Порошенко.

Но стоит задаться вопросом: а может ли Вакарчук в самом деле его обыграть? Или, хотя бы, оттянуть на себя существенную часть голосов.

Ответ: вряд ли. Потому, что досрочные парламентские выборы сейчас выгодны Порошенко не меньше, чем тем, кто стоит за Зеленским. Причины просты. Во-первых, электорат мобилизован после президентских выборов — и это именно электорат Порошенко, а не Вакарчука, которому, напротив, необходимо время на раскачку. А время, в данной ситуации, работает как раз на Порошенко. И, во-вторых, мобилизован не только избиратель, но и организационный ресурс. Те самые комиссии, сформированные ещё при президенте Порошенко, прикормленные им и лояльные ему. Разумеется, лояльность, в украинской реальности, штука очень относительная. Но, всё же, не настолько.

В этой борьбе у Вакарчука есть только один шанс — если новые власти сведут счёты с Порошенко до того, как пройдут выборы. Только в этом случае Вакарчук со своей «партией сбитых и не взлетевших» может претендовать на сколь-нибудь заметную часть его электората. Но не иначе. И кто знает — быть может именно в этом заключался скрытый смысл его намёков на возможную поддержку Зеленского?

Впрочем, так или иначе, для нас не важно, чем эти игрища закончатся. Я в сотый раз повторю банальность: в современной украинской политике пророссийских нет. А, значит, не имеет значения, кто именно победит в Киеве. Имеет значение лишь то, что бы с данными гражданами не начали всерьёз «договариваться» в Москве. И не принципиально с кем: хоть с Зеленским, хоть с Вакарчуком.

Это единственный способ соблюсти интересы России. На всё прочее можно смотреть только с интересом натуралиста.

Всего вам доброго.

Павел Раста

Новости партнеров