Павел Раста: «Крым». Этюд в невесёлых тонах

Я не часто пишу рецензии на кинематографические произведения. Ну, может быть раз в полгода. Чаще — реже. И сейчас мне этого делать откровенно не хотелось. По целому ряду причин, в основном, относящихся к качеству того, о чём сейчас пойдёт речь. И я бы этого не сделал, если б не одно обстоятел

Я не часто пишу рецензии на кинематографические произведения. Ну, может быть раз в полгода. Чаще — реже. И сейчас мне этого делать откровенно не хотелось. По целому ряду причин, в основном, относящихся к качеству того, о чём сейчас пойдёт речь. И я бы этого не сделал, если б не одно обстоятельство. Впрочем, об этом чуть позже. Тем более, что "рецензированием" то, о чём я хочу поговорить, называть вряд ли уместно. Это не рецензия. Это приговор.

Некоторое время назад посмотрел я, наконец, распиаренный фильм "Крым". Посмотрел не в кинотеатре, а скачав пиратскую копию с торрента. Отвратительного качества, если честно — это была классическая "экранка" снятая едва ли не на смартфон производства КНР. Но я об этом ничуть не жалею, потому, что качество самого фильма вполне соответствовало качеству съёмки, и уплата денег за его просмотр была бы с моей стороны серьёзным грехом. На художественных аспектах произведения я заострять внимания не хочу. Я не сильно продвинут в высоком искусстве, так что могу чего-то не понять. Тем более, что, как минимум, операторская работа там, местами, реально очень достойная. Но не о том речь. Давайте вдумаемся, что это за фильм? Что он из себя представляет в государственном смысле слова? А представляет он из себя, на самом деле, очень знаковую вещь — первый большой российский фильм о Русской Весне с момента её начала. Да ещё и проспонсированный министерством обороны РФ. Это должно было быть эпическое пропагандистское полотно, ярко, чётко, доходчиво и экспрессивно манифестирующее наш взгляд на вопрос. А что мы увидели? Пустое место. Причём, настолько пустое, что те, кто прорецензировал фильм одними из первых, даже усомнились, министерство обороны какой именно страны его спонсировало — российское или украинское. В фильме не оказалось ничего. Складывается впечатление, что буквально всё, из чего состояла крымская часть Русской Весны, было для сценариста под категорическим запретом. Словно от этого шарахались, как чёрт от ладана. Ни причин выступления населения Крыма, ни даже самого этого выступления в фильме нет. Русский язык, украинизация, многолетнее национальное и культурное подавления — то есть ни о чём том, из-за чего крымчане подняли, пусть не вооружённое, но восстание, в фильме не обмолвились ни словом. Так же не было в нём и самих крымчан, вышедших на улицы всем полуостровом. Знаете, с некоторых пор у меня сложное отношение к Крыму, но я безоговорочно признаю одно — его народ тогда совершил гражданский подвиг. И вот так стыдливо его затирать — это скотство. Которое ничем не лучше молчания о продолжающемся гражданском подвиге народа Донбасса. На экране же, вместо сотен тысяч людей на улицах, практически самостоятельно, ещё до прихода подмоги, скинувших с себя позорное украинское ярмо, показана унылая массовка в полсотни калек, бредущих непонятно куда и непонятно зачем. Зато щедро продемонстрированы десантирующиеся российские войска. И даже не важно, что показанная схема этого десантирования соответствовала реальной, мягко говоря, весьма условно, а, местами эти кадры откровенно абсурдны. Важно другое — если не показано восставшее и молившее о подмоге население, то зачем тогда этот десант вообще появился? Фактически, Россию показали оккупантом. Не по злому умыслу, но это тоже не важно. Важен результат. Что ж, г-ну Пиманову самое время начинать петь украинский гимн. После того, что он наснимал, это вполне уместно. А ещё его вполне можно начать исполнять тем чиновникам министерства обороны РФ, которые дали денег на такой сценарий. Чего они хотели добиться? Пропагандистского эффекта? Ну, да. Вот только пропаганда должна указывать верную точку зрения и вызывать воодушевление. А в фильме ни то, что "верной точки зрения" нет — из него даже невозможно понять, что вообще происходит. И чем там воодушевлять, вообще? Хотя, кто-то, скорее всего, был вполне воодушевлён освоением бюджетных средств, но то такое.

На самом деле, я сейчас не сказал ничего нового. Всё написанное выше про этот фильм уже было сказано так или иначе теми, кто комментировал его до меня. И я не стал бы всё это повторять, если бы не одно "НО".

Вчера я посмотрел трейлер к аналогичному фильму, выпущенному врагом. Нет, он не про Крым. Он про Донецкий аэропорт. И называется он "Киборги". Я не знаю, вышел ли он уже на экраны на вражеской территории. Кажется, ещё нет, но выйдет со дня на день. Так вот, друзья мои, даже судя по трейлеру эта бандеровская агитка откровенно делает творение г-на Пиманова по всем показателям. Чёткий пропагандистский посыл. Идеально выверенный художественный ряд. Нажатие на правильные психологические кнопки. Банальщина, в общем-то, но технически верная. Скажете, хвалю врага? Ну, так я несколько лет уже повторяю, что в плане пропаганды наш враг молодец. Это единственное, в чём он нас делает. На поле боя не может, но зато потом даже свои сокрушительные и позорнейшие поражения показывает, как надо. Так, что это даже на "перемогу" смахивать начинает. Видал я этих "киборгов". В том числе и живьём. Как они на самом деле выглядели. И что на самом деле из себя предстваляли. Сортиры они мыли у нас на казарме и полы драили. И все, как один утверждали, что были водителями и поварами. А когда увидели, что в качестве половичка в ополченском сортире лежит "жовто-блакитный прапор" — они его постирали и положили на место. Туда, где он и лежал. Сами. Без малейшего принуждения с нашей стороны. Такие вот "герои". Вот только покажут их иначе. А, значит, и увидят их не так. В том числе и в России. Потому, что живём мы в информационном веке и качать с тех же торрентов данное творение бандеровского агитпропа будут не только те, которые свiдомые. И всё было б ничего, если бы наша пропаганда отвечала на этот бред хоть сколь-нибудь качественным контентом. Но что мы имеем вместо этого? Убогую и унылую ересь под названием "Крым".

Но почему так? Да потому, что г-н Пиманов снимал данное кино не как творческий человек, а как депутат Совета Федерации. То есть, как чиновник. И результат чисто чиновничий. Серый, трусливый и ни о чём. Результат, сделанный по стандартной схеме: вычистить всё живое, вложить банальный и неинтересный сюжет, присыпать это всё умеренной дозой кастрированного эрзац-патриотизма (от которого тошнит всех, и патриотов в первую очередь) и ждать начальственного одобрения. А то, что получилось, можно охарактеризовать тремя буквами "б" — беззубо, бездарно, бессмысленно. А значит — откровенно вредно. Сам он полное отсутствие любых смыслов в своём фильме "оправдывает" тем, что "никого не хотел обидеть". Кого "никого", г-н депутат? Бандеровцев? Ну, так они не оценят. Уж можете мне поверить. Крымских татар-меджлисовцев? Так и им ваша политкорректность как-то до одного места. Так, что я не знаю, кого вы там "обидеть не хотели". Но я знаю, кого вы оскорбили. Тех, благодаря кому Крым наш. И тех, благодаря кому Донбасс выдержал удар не самой слабой армии в Европе, да ещё и размолотил её, вдобавок. Вот их вы оскорбили, г-н Пиманов.

Однако меня это не удивляет. Ведь вы, г-н Пиманов, уже давно не журналист и, тем более, не режиссёр. Вы чиновник. От всех прочих, вам подобных, не отличающийся ни чем. А такие, как вы, относятся к таким, как они, как к "челяди". Эй, челядь, поди сюда! Эй, челядь, подай! Эй, челядь, принеси! И страшно удивляются, видя у этих людей самоуважение. А потом пугаются и пытаются загнать этих людей за можай. За все три года войны эти люди удостоились лишь одного скромного памятника в Ростове-на-Дону, так и то он установлен на частные деньги и без вашего участия. И это стандартное поведение чиновников в таких ситуациях. Дескать, а давайте перед чужими расшаркаемся, а свои могут в сторонке перетоптаться. Вот только враг не дремлет. И делает то, что считает нужным, совершенно не заморачиваясь на то, что может кого-то "обидеть".

В целом ситуацию с фильмом "Крым" можно оценить только одним образом — это приговор официальной пропагандистской машине. И все возражения о том, что она, "всё же пыхтит" не стоят выеденного яйца. Где она "пыхтит"? На постановочных телешоу ублюдков с Ковтуном в главной роли? Или на таких вот откровенно идиотских и бессмысленных фильмах? Да уж, заметно. И каков результат? А результат через несколько дней пойдёт в укропских кинотеатрах. Причём, пойдёт совершенно безответно.

Те, кто не желает или боится транслировать собственную государственную идеологию, обречены на то, что их население будет употреблять чужую.

Невесело? Мне тоже.

Новости партнеров