Павел Таранов: Эмоциональный эффект
«Укрзализныця» планирует увеличить стоимость грузоперевозок. В зависимости от тарифных уровней, подорожание составит от 10 до 49 %, что может сильно повлиять на украинский экспорт и цены на продукты в стране. Экономист, кандидат экономических наук Павел Таранов считает, что настолько высокий диапазо
«Судя по информации, которая была заявлена, делать какие-либо выводы пока сложно. «Укрзализныця» заявила достаточно широкий диапазон возможного повышения тарифов от 10% до 49% – и это сильно большой разброс. Если инфляция на Украине в 2017-м году была 13,6-14%, то для транспортного предприятия поднять тарифы на 10-15% вполне ожидаемое решение. Но если это будет 30-40%, то это уже совсем другой вопрос.
Такой большой разброс в цифрах, возможно, рассчитан на какой-то эмоциональный эффект: большая часть обратит внимание именно на высокую ставку в 49%, что выглядит, как какая-то угроза. «Укрзализныця» – монополист, и может диктовать свои рыночные условия, но с другой стороны государство с помощью своих механизмов должно контролировать повышение тарифов. Монополист все равно не может поднимать тарифы так, как ему вздумается. Хотя это при условии, что антимонопольное регулирование хоть как-то работает в стране.
Диапазон поднятия тарифов большой – какими они будут в итоге, сказать трудно. Конечно, если «Укрзализныця» поднимет тарифы сразу на 49%, то это скажется на всей экономике страны, и еще больше ускорит инфляцию. При этом стоит отметить, что в постсоветских странах инфляция, как правило, очень часто происходит в результате действий монополистов: они пересматривают тарифы, и если правительство не может их удержать, то они становятся источником инфляции. Украинская железная дорога контролирует серьезный объем отрасли – на железнодорожные перевозки приходится около 25% всех грузоперевозок. И потому повышение тарифов станет фактором повышения цен в стране в целом, а также скажется и на экспорте.
В любой стране с развитым законодательством и государственным регулированием экономики действия монополиста регламентируются антимонопольным ведомством. И в ситуации с «Укрзализныцей» мы должны видеть действия именно этой структуры, а имеем реакцию Американской торговой палаты, что, конечно, немного странно».