Песен не поют, митингов не устраивают: Как живут беженцы в Донецке

В Мариуполе продолжаются жестокие бои. Чтобы спасти свою жизнь, многие жители решают покинуть город, несмотря на зверства украинских нацистов, которые открывают огонь по мирным гражданам, не позволяя им эвакуироваться. Свидетельств тому множество. Люди, которым все же удается выбраться из мариупольского ада, направляются в пункты временного размещения, которых в ДНР становится все больше. В Донецке эвакуированных расселяют в том числе и в школах. Мы побывали в одном из таких пунктов временного размещения и узнали, как живут беженцы.

В Мариуполе продолжаются жестокие бои. Чтобы спасти свою жизнь, многие жители решают покинуть город, несмотря на зверства украинских нацистов, которые открывают огонь по мирным гражданам, не позволяя им эвакуироваться. Свидетельств тому множество. Люди, которым все же удается выбраться из мариупольского ада, направляются в пункты временного размещения, которых в ДНР становится все больше. В Донецке эвакуированных расселяют в том числе и в школах. Мы побывали в одном из таких пунктов временного размещения и узнали, как живут беженцы.

ВРЕМЕННОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Пункт, который находится в донецкой школе № 27, рассчитан на то, чтобы принять до 200 беженцев, и сейчас заполнен почти полностью.

"Люди в основном из Мариуполя, из-под Новоазовска. Разные приезжают: есть пожилые и больные. Стараемся в первую очередь отправлять дальше тех людей, кому мы помочь не в состоянии. У нас есть медпункт, но, если человеку нужна серьезная медицинская помощь, вызываем скорую.

Нуждаемся в медикаментах, средствах для дезинфекции, бытовой химии, питьевой воде, одноразовой посуде", — рассказала директор школы, а теперь и начальник пункта временного размещения Ирина Клещукова.

В ее школе пункт был открыт относительно недавно. 26 марта туда привезли первую группу беженцев из 137 человек, через несколько дней приехали еще около тридцати эвакуированных.

ДОНЕЦКИЕ "ПАЛАТЫ"

В школе организовали спальные места. Привезли новые кровати, которые помогали собирать военные. Сейчас учреждение действительно превратилась в подобие лагеря. Спальные места находятся в коридорах и классных комнатах (их здесь теперь называют "палатами"), в столовой круглосуточно дежурят ее работники. Еду для беженцев готовят здесь же, а во всех процессах — готовке, уборке, оказании первой помощи — задействованы работники школы. Вместе с директором, которая теперь носит звание начальника пункта, в школе круглосуточно дежурят ее заместители. Одна смена — 12 часов.

Не стоит забывать и о том, что недавно в республике возобновили учебный процесс. Он проходит в дистанционном формате, но от этого у учителей работы не становится меньше. Те, кто трудятся в этой школе, ставшей пунктом временного размещения для беженцев, рассказывают, что то время, в которое они не дежурят на своих новых "постах", уходит на то, чтобы приготовить и проверить домашние задания учеников. Все они, конечно, надеются, что вскоре их дети смогут вернуться в классы, но сейчас у них другая забота. Им поручили следить за беженцами и по мере возможности помогать им, поэтому сейчас, можно сказать, эвакуированные заменяют им учеников.

Люди, прибывшие сюда, бежали из разрушенных домов или оставляли их. Здесь в пункте им дают все необходимое, здесь же они находятся вместе с теми, кто пережил такие же ужасы.

Социальные сети пестрят сообщениями о неадекватном поведении беженцев, прибывающих в Донецк и его пригороды из Мариуполя. Мы поинтересовались, как ведут себя эвакуированные в школе № 27. 

"Вы знаете, в этом случае надо постучать по дереву. У нас пока ничего такого не было. Никаких митингов не было, песен не поют, пока мы с ними ладим", — сказала Ирина Клещукова.

В общем, нас заверили, что конфликтов не возникает. Беженцы ведут себя культурно, осторожно возвращаются к спокойной жизни и надеются на лучшее.

Естественно, школа в Донецке — это не последний этап их "путешествия".

"Есть те, кто потом отправляется на Россию, есть те, у кого родственники здесь могут их забрать, но сначала всем беженцам надо пройти процедуру фильтрации в полиции. До этого мы их никуда отпустить не можем. Но больше, конечно, тех, кто едет дальше", — поделилась Ирина Клещукова.

Дончане приносят беженцам гуманитарную помощь. Несут все: еду, постельное белье, медикаменты и одежду. Последней, кстати, в школе теперь в избытке. Беженцы, конечно, находят там что-то необходимое, но много одежды с собой никто не берет. Впереди еще долгая дорога, а у многих и так с собой чемоданы с тем, что они успели забрать из дома.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Своей историей с нами поделился житель Мариуполя Сергей. Юрист по образованию, он при первой возможности отправил на выезд из города семью, а затем эвакуировался и сам. Теперь он находится в Донецке, а его близкие — на Украине.       

"Местные жители, которые с "азовцами"* (запрещенная в РФ экстремистская организация — прим. ред.) когда-то общались, говорили, что те их предупреждали: "если что, мы камня на камне не оставим", и они сдержали свое слово. Мне повезло, что я оказался в том районе, где были ВСУшники.

В одном направлении был мост, маленький такой, "народный". Его в один момент подорвали, а люди взяли и двери туда кинули. Когда бои шли в двухстах метрах, мы просто схватили вещи, закрыли квартиры и бежали через этот мост. Делали все на свой страх и риск, естественно, если бы там сидели снайперы и захотели нас «снять», это была бы не проблема. А так нам повезло, и там вообще никого не оказалось. Потихоньку дошли до блокпоста ДНР.

В моем доме люди оставались. Девочка одна с сестрой, отец и мать — я им свои продукты отдал. У меня там много вещей осталось, инструмент мой… Конечно, хочется вернуться, забрать. Вряд ли уцелели, но для меня даже плоскогубцы, которые я купил, тоже родные", — рассказал Сергей.

Условиями временного размещения в школе Сергей доволен. Что делать дальше — он еще не решил, главное, что здесь и сейчас относительно тихо и спокойно, есть еда и вода.

Автор: Александра Иванченко

* запрещенная в РФ экстремистская организация

Новости партнеров