Почему не получается экономически оторвать Украину от России
Последние месяцы среди экспертного сообщества, обслуживающего киевский марионеточный режим, наблюдается самый настоящий разрыв шаблона, когда они пытаются объяснить современные тенденции в российско-украинских торгово-экономических отношениях Для нормального человека, не говоря уже о маститом эконом
Последние месяцы среди экспертного сообщества, обслуживающего киевский марионеточный режим, наблюдается самый настоящий разрыв шаблона, когда они пытаются объяснить современные тенденции в российско-украинских торгово-экономических отношениях
Для нормального человека, не говоря уже о маститом экономисте, сама постановка вопросов подобными «экспертами» звучит дико: почему между Россией и Украиной опять начали расти экономические показатели, несмотря на санкции; почему не получается экономически оторвать Украину от России и что ещё нужно для этого сделать и т. д.
Очевидно, что благодаря восстановлению торгово-экономического сотрудничества двух стран становится лучше в первую очередь народу Украины, обнищавшему за последние годы в разы. Однако об этом подобные эксперты даже не задумываются – сама констатация факта озвучивается ими с большим сожалением!
С похожими рассуждениями выступил Павел Гайдуцкий. Злые языки называют его реальным автором всех кучмовских опусов и книг, в том числе «Украина – не Россия», ставшей краеугольной для нынешней околовластной киевской экспертной тусовки.
Первое, на что обращает внимание этот эксперт: действительно, в этом году наметился рост товарооборота между двумя странами, из-за чего «патриотически настроенные эксперты восприняли это как отход от политики изоляции от России».
Это утверждение в русле общей направленности политики Киева, мол, изоляция от России по силам Украине. Это то, что у Порошенко называется «последнее прощай» России, СССР, Российской империи.
Здесь не работают ни логика, ни аргументы. Это установки информационной войны.
Посмотрим на данные статистики. Так, доля Украины в общем обороте внешней торговли РФ составляет всего 2,1%. Как может Украина браться за изоляцию Российской Федерации?
А вот данные, приводимые Гайдуцким, как раз говорят о противоположном: в результате антироссийской экономической политики Украина сама загнала себя в изоляционную ловушку.
В торговле с Россией темпы роста экспорта и импорта разные: экспорт с Украины в Россию сократился на 5,6%, а импорт из России на Украину увеличился на 25%.
Следует отметить, что наибольший спад в торговле между двумя странами пришелся на 2016 г.
По сравнению с 2013 годом этот показатель тогда сократился в 4 раза. Именно тогда деятели киевского режима постоянно ставили задачу перед хозяйствующими субъектами страны, завязанными на российский рынок: искать вне России сбыт для своей продукции.
С 2017-го товарооборот начал оживляться. И вот что интересно: оживляется он в первую очередь за счет Украины.
Экспорт из России на Украину увеличился пропорционально общему росту российского экспорта. Наоборот, импорт с Украины в Россию снижался по сравнению с существенным ростом общего импорта России. Это, к слову, о том, насколько вообще деятельны антироссийские санкции.
Получилась ситуация, подобная истории с гоголевской унтер-офицерской вдовой. Разрывая всевозможные связи с Россией, Киев в первую очередь сам себя высек. РФ благодаря политике импортозамещения смогла заменить традиционно импортируемую украинскую продукция, а вот Украина этого сделать так и не смогла.
Однако такая ситуация не только по российскому направлению. В январе-июле 2018 года Украина имеет минусовое торговое сальдо со всеми основными торговыми партнерами — Китаем (–$2,6 млрд.), Германией (–$2,3 млрд.), РФ (–$2,3 млрд.), Беларусью (–$1,2 млрд.), США (–$1,1 млрд.). Существенный приток валюты (если не брать во внимание миллиардные переводы гастарбайтеров!) Украина получает от Индии ($1,1 млрд.) и Египта ($1,03 млрд.). Именно эти страны стали главными потребителями украинских зерновых, что лишь в очередной раз говорит о мифе про «житницу Европы».Заметим: вышеприведенные данные полностью опровергают тезис Гайдуцкого, что «Россия была и остается основным (85,7%) дефицитообразующим партнером во внешней торговле Украины».
Как видим, украинские товары не пользуются популярностью в большинстве развитых стран. И если с западными торговыми партнерами все понятно: финансовая и политическая кабала, подкуп верхушки украинской элиты являются первопричиной таких невыгодных торгово-экономических отношений. То с Россией всё диаметрально противоположно.
Украинский эксперт по этому поводу недоумевает: «В целом Россия остается важным торговым партнером Украины прежде всего потому, что она может предложить низкие цены и устойчивые схемы».
Это ли не доказательство конкурентоспособности российской экономики?
Напомним, что с начала января 2016 г. действует постановление правительства Украины об отмене зоны свободной торговли (ЗСТ) с Россией в рамках СНГ. Именно ему должны быть «благодарны» украинские производители стали, стальных труб, железнодорожных вагонов, оборудования и прочего. В результате этих ограничений экспорт этой продукции из Украины в Россию существенно сократился, а российский рынок за это время был насыщен национальной продукцией. То бишь это постановление сработало на пользу российскому производителю.
Совсем по-иному отреагировал украинский рынок на правительственное постановление, которое вводит запрет ввоза на таможенную территорию Украины товаров российского происхождения. Оно действует тоже с января 2016 г. При этом список запрещенных российских товаров Киев неоднократно увеличивал. Но это почему-то не возымело ожидаемого для деятелей киевского режима эффекта.
Уже в 2017 году импорт из России на Украину вырос на 35,7% — с $5,6 до $7,6 млрд. Украинская экономика стала больше потреблять российской железной руды (рост с начала 2017-го), марганцевых руд (рост с мая 2016-го), каменного угля (рост с апреля 2017-го).
По отдельным группам товаров стал оживляться и экспорт с Украины в Россию. Так, в первом полугодии 2018-го Украина почти втрое увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2017-го экспорт в Россию продуктов животного и растительного происхождения, и почти вдвое – продукции легкой промышленности (обуви, головных уборов, зонтиков), а также машин, оборудования, приборов, аппаратов и часов. Также вырос экспорт с Украины в Россию черных металлов и импорт из России на Украину минеральных продуктов.
Самое интересное, что за это время произошла перегруппировка экспортной товарной продукции в Россию.
Традиционно считалось, что Россия является главным потребителем высокотехнологичной украинской продукции: машиностроение, авиация, космос, электроника и т. д. По ним и был нанесен самый мощный удар марионеточными правителями в Киеве. Их заокеанские кураторы всегда считали, что разрыв кооперации с Россией в этих секторах украинской экономики существенно ослабит главного геополитического противника (интересы Украины вообще не брались в счет). Но никто из этих стратегов, похоже, и не задумывался, что вместо этой продукции с Украины в Россию пойдет другая продукция, восстановив в видоизмененной форме торгово-экономические отношения.
Никуда не делась зависимость Украины от России и по многим другим товарным позициям. Особенно это касается энергетики. Экономическая блокада Донбасса только привела к тому, что тот же антрацит теперь приходится завозить через Россию. Доля в поставках угля из РФ составляет 66% общего объема импорта. По сути, монопольное положение на рынке нефтепродуктов на Украине имеют Россия (37%) и Беларусь (40%), которая просто перерабатывает российское сырье.Не обходится страна и без российского ядерного топлива, как бы ни пытались поменять его на американское. Так, в январе-июле 2018 г. Украина закупила ядерного топлива на $248 млн. При этом доля закупок ядерного топлива у российской компании ТВЭЛ в денежном эквиваленте составила 69,8%, у Westinghouse — 30,2%. Как ни пытается Киев демонстративно отказаться от российского газа, в итоге его же покупают реверсом из ЕС, только дороже. Половина объема импорта из России на Украину приходится на минеральные продукты, еще 22% — на продукцию химической промышленности.
Здесь же стоит напомнить, что Россия по итогам первого полугодия 2018 г. оказалась крупнейшим инвестором в экономику Украины. Российский вклад составляет $436 млн. – это треть от общего объема инвестиций. Далее идут Кипр и Нидерланды, которые вложили в украинскую экономику по $200 млн. А если мы учтем, что эти две страны – традиционные офшоры украинских олигархов, то станет очевидным, что Россия сегодня главный иностранный инвестор, за счет которой держится ещё украинская экономика. Даже больше – именно Россия наиболее проявляет экономического интереса к украинским активам. Для Запада эта страна – всего лишь инструмент в геополитическом противостоянии.
И какую бы ни устраивали истерику в Раде по поводу того, что российский бизнес является собственником восьми «Облэнерго», что все тот же капитал российского происхождения якобы по-тихому скупает украинскую энергетику, а СБУ бездействует, другие почему-то эти активы не скупают.
Насколько оказалась безрезультатной политика изоляции Украины от России, всевозможных торговых запретов, показывает недавний пример с харьковским книжным рынком. Как известно, с 1 января 2017 г. действует закон, который прямо запрещает завозить из России более 10 экземпляров книг без соответствующей экспертизы. Закон этот так составили, чтобы полностью перекрыть торговлю самым страшным для киевского режима – российской печатной продукцией, называемой презрительно пропагандой.И что вы думаете, его стали исполнять под козырек книготорговцы? По результатам совместных октябрьских проверок Госкомтелерадио и СБУ на харьковском книжном рынке был составлен 21 протокол о наложении административно-хозяйственных штрафов на харьковских предпринимателей на общую сумму 781830 грн. за распространение книг, завезенных из России. Запрет на торговлю российскими книгами действует уже почти два года, а торговля как была, так и осталась. В Харькове просто другую литературу не читают. А учитывая повальную коррупцию в органах, то сама проверка, скорее всего, была вызвана очередным повышением взяток!
И это только один небольшой и не такой уж крупный по своим меркам бизнес, который обходит украинское законодательство, если последнее ему невыгодно. А что тогда говорить о более серьезных представителях украинского бизнеса, экономически завязанных на Россию?
Украина с Россией имеет наибольшую границу, общую историю, родственные связи и много чего другого. И от этого никуда не денешься. Само географическое расположение будет всегда предполагать к взаимовыгодным социально-политическим и экономическим отношениям. Что как раз и подтверждают последние статистические данные.
«Торговля Украины с Россией: иллюзии изоляционизма!» — пишет «Зеркало недели». А в администрации российского президента появился департамент по сотрудничеству с Украиной.
Сергей Вяземский
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции