Почему президент Путин умолчал о Донбассе? Мнения экспертов

Вопреки многим прогнозам тема Донбасса не прозвучала в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию. С чем это связано и как стоит понимать заявление российского лидера о «красных линиях», которые лучше не переходить нашим геополитическим противникам, хотя они и так перешли все

Вопреки многим прогнозам тема Донбасса не прозвучала в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию. С чем это связано и как стоит понимать заявление российского лидера о «красных линиях», которые лучше не переходить нашим геополитическим противникам, хотя они и так перешли все

Вопреки многим прогнозам тема Донбасса не прозвучала в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию. С чем это связано и как стоит понимать заявление российского лидера о «красных линиях», которые лучше не переходить нашим геополитическим противникам, хотя они и так перешли все границы в достижении своих целей? Об этом ИА «Новороссия» рассказали глава Союза добровольцев Донбасса Александр Бородай, основатель Донецкой Народной Республики Андрей Пургин и политолог, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.

Александр Бородай

О Донбассе: «Не стоит волноваться, о Донбассе никто не забыл. Наоборот, эта тема очень напряжённая сегодня, поэтому она совершенно никуда не уходит. Но поскольку сейчас вокруг Донбасса, обстрелов, стягивания вооружений ведётся масса переговоров, сейчас как раз не время говорить об этом напрямую. Поэтому, на мой взгляд, очень ожидаемо, что президент не стал делать каких-то акцентов на Донбассе».

Об Украине и о «красных линиях»: «Это был посыл общий для всех, и посыл абсолютно правильный. Естественно, он касается не только взаимоотношений и политического противостояния вокруг территорий, которые находятся под контролем так называемой Украины. То есть здесь вопрос далеко не только в республиках Донбасса. Я считаю, не стоит пытаться как-то особенно толковать слова президента. Он сказал ровным счётом то, что хотел».

О приглашении Зеленского: «Поскольку он не может и попросту боится делать какие-то реальные шаги, он занимается пиаром. Что ещё от него ждать? Тут даже комментировать особо нечего. Зеленский ведь сам не рассчитывает на встречу в Донбассе, мягко выражаясь. Потому что в настоящий Донбасс,тот, который ему неподконтролен, он и близко не сунется. Так что это просто дешёвый трёп».

Андрей Пургин

О безосновательных ожиданиях темы Донбасса: «Для начала стоит понять, почему люди ждали тему Донбасса. Сам разгон этой темы был определённым политическим давлением на Путина. Но президент обычно как раз не поддаётся давлению. Вот мы и получили. Этот разгон изначально вызывал у меня очень большие сомнения и не очень большое понимание: что изменилось и почему вдруг сейчас Путин должен выйти и признать республики или даже присоединить их к Российской Федерации? Это всё выглядело, мягко говоря, странным. Сам разгон темы «важных заявлений» по Донбассу был по большому счёту провокационным. Почему Путин не повёлся на провокацию? Да хотя бы потому, что он чекист».

О направлении послания: «Президентом была выбрана тактика полностью не комментировать внешнюю повестку. То есть фактически всё послание было направлено внутрь страны. Тем самым Путин пытался донести, что граждане России, их чаяния, желания и проблемы являются на сегодняшний день абсолютно первоочередными для него как гаранта Конституции. Поэтому в послании Путин практически полностью высек внешнюю повестку. Сказал только: полезете — дадим по зубам. В остальном сосредоточился на внутренней повестке».

О причинах внешнеполитической недосказанности: «Почему это произошло?На мой взгляд, потому, что многие вопросы находятся в шаге от решения. Когда ногу уже поднял, но ещё не поставил, комментировать шаг очень сложно. После звонка Байдена всё неопределённо, будет встреча с ними или нет, поэтому пока и комментировать отношения с Америкой сложно. Сейчас, после провокации в Чехии, слишком горячая фаза, чтобы комментировать отношения с Европой».

По Донбассу: 19-го числа была первая попытка какого-то диалога, который с точки зрения России завершился ничем. Но диалог не закончился. Там многосерийное действие, и какие-то переговоры запланированы, судя по реакции немецкой и французской стороны. То есть по Донбассу тоже комментарии преждевременны».

О «красных линиях»: «Мы просто страдаем «донбассоцентризмом», но на самом деле «красных линий» много. Взять хотя бы абсолютно беспрецедентное напряжение с США. Фактически сейчас отношения хуже, чем во время Карибского кризиса. Поэтому заявление о «красных линиях» говорит о том, что Путин объявил о защите наших интересов на всех фронтах. Уже просто перечисление этих фронтов могло вызвать определённую идиосинкразию. Сейчас мир переживает очень сложные времена, и если просточерез запятую перечислить все те проблемы внешней политики, которые касаются России, то получится достаточно длинный список».

Богдан Безпалько

Почему тема Донбасса не прозвучала: «Я думаю, это связано с тем, что основное содержание послания президента в этом году —это внутренняя повестка. Главными темами выступления Владимира Путина были демография и народосбережение, здравоохранение и образование, социальные меры поддержки населения —новые выплаты матерям, детям, школьникам, а также развитие инфраструктуры, развитие регионов. То есть внешнеполитическая повестка в этот раз была точно на периферии.

Что касается Донбасса, то очевидно, что Россия по-прежнему будет поддерживать народные республики. Но во внутренней повестке тема Донбасса уже, скорее всего, не будет играть такой важной и основной роли».

О «красных линиях»: «Президент дал понять, что «красные линии» выстроены для всех. Потому что сейчас противостояние с Западом уже носит характер не то чтобы тотальный, но достаточно всеобъемлющий. Напряжение растёт с каждым днём. Поэтому «красные линии» — это предупреждение для всех и везде: в Сирии, Средней Азии, на Кавказе и на Украине. Выделять здесь Донбасс было бы, наверное, не совсем правильным. Но то, что это направление остаётся одним из главных в противостоянии с Западом, очевидно. По крайней мере, я так это вижу».

Подготовил Тихон Гончаров

Новости партнеров