Подлинная история Украины. От Киевской Руси к восточным воеводствам Речи Посполитой
Учебник отечественной истории очень подробно рассказывает о Киевской Руси, но с какого-то момента всё, что происходит за пределами Северо-Востока, Владимиро-Суздальского княжества, учебник отечественной истории освещать перестаёт, в связи с тем, что остальные территории оказываются за пределами развития российской государственности. Но что же происходит там?
В 1097 году произошёл Любечский съезд, на котором оформилась феодальная раздробленность, то есть Киевская Русь распалась на множество отдельных княжеств, примерно 15. Некоторые княжества были посильнее, некоторые послабее. В каждом из этих княжеств установилась своя собственная династия, все они были Рюриковичи, то есть брали официально своё начало от Рюрика. Все они были потомками Владимира Первого равноапостольного, былинного Красного Солнышка, от его разных браков. Например, полоцкие князья были от его первого условного брака с Рогнедой.
Киев превращается в XII веке в переходящее красное знамя, то есть его занимает старший из Рюриковичей из этих династий. Каждый сидит у себя: кто-то сидит во Владимире, кто-то - в Галиче, кто-то - в Смоленске, кто-то - в Чернигове, а Киев - между ними всеми, его должен занимать старший в роду.
Но беда вся в том, что после Владимира Мономаха ни разу не было так, чтобы все эти ветви династии признавали старшим кого-то одного. Поэтому киевских князей могло быть одновременно несколько. То есть Владимирский князь заявляет, что он князь Киевский, и, предположим, Галицкий князь заявляет, что он князь Киевский. Условно, мы сейчас в конкретику вдаваться не будем. Киевских князей могло быть одновременно несколько. Это порождало ситуацию, в которой Киев регулярно подвергался разграблению и взятию кем-то из русских князей.
Падение Константинополя и его последствия для Киевского княжества
В 1204 году произошла катастрофа масштаба всей Восточной Европы и Ближнего Востока: крестоносцы в ходе 4-го крестового похода случайно взяли Константинополь. Не Иерусалим или что-то там ещё на Святой земле, а Константинополь. Византийская империя прекратила своё существование на сотню лет, Константинополь в значительной мере потерял не только своё политическое и религиозное значение, но и значение торговое, что крайне сильно ударило по позициям Киева как торгового центра на пути из Константинополя. Киев изначально стал столицей потому, что он был ближайшим к Константинополю русским городом. Князья и торговцы, когда ехали в Константинополь, проезжали через Киев. Теперь Константинополь, в который к тому моменту на самом деле давно уже никто не ездил, прекратил своё существование в том виде, в котором он изначально предполагался. Теперь там сидел латинский император, рядом в городах сидят греки, которые тоже заявляют, что они императоры, - в общем, бардак.
С одной стороны, в Киеве нет собственной династии, Киев регулярно разграбляется армией. С другой стороны, Киев теряет своё значение как город, располагающийся на торговом пути, потому что торговые пути смещаются на восток - Волжско-Балтийский торговый путь, и на запад - Днестровско-Вислинский торговый путь.
И третья проблема - это то, что Киев находится на границе леса и степи, это всегда для него была проблема, на него всегда совершались набеги. В результате население из бывшего Киевского княжества на протяжении XII и впоследствии XIII века активно удирало. Удирало так, что князья порой, даже захватывая Киев, отказывались там оставаться, потому что смысла не было. Он был ритуальной столицей, а фактической столицей он уже давно не был. И вообще хоть сколько-то значимым городом в какой-то момент перестал быть по той простой причине, что население оттуда разбежалось. И разбежалось оно, в первую очередь, на новоосваиваемые земли, на земли северо-востока, то есть туда, где находятся Москва, Владимир и Суздаль. На земли Владимирского Ополья.
Монгольское нашествие
К моменту татаро-монгольского нашествия земли вокруг Киева, историческая Надднепрянщина, как это будет называться впоследствии, то есть земли Киевского, Переяславского княжеств, в значительной степени опустели. Бывшее ядро Киевской Руси опустело за счёт тех факторов, о которых мы сказали. При этом земли на северо-востоке и земли на юго-западе - Галицкая, Галицко-Волынская впоследствии земля стали новыми государствообразующими центрами. Однако "водоразделом" стало татаро-монгольское нашествие и то, что последовало за ним. Татаро-монгольское нашествие нанесло опять же колоссальный урон Надднепрянщине, население которого окончательно разбежалось.
За 35 лет до татаро-монгольского нашествия крестоносцами был взят Константинополь. Почему это было важно для того времени?
Средневековый человек мыслил так: для него не единоверец - не человек. То есть в полной мере человеком является только единоверец, на него распространяются нормы "не убий", "не укради". Если же крестовый поход совершается против Константинополя, значит крестоносцы не считают православных христиан христианами, единоверцами. До 1204 года это было не до конца понятно, после 1204 года это стало понятно всем и каждому. И, если после раздела церквей на Западную и Восточную в XI веке, этот раздел долгое время был во многом формальностью, не проявлялся на бытовом уровне, то после 1204 года он стал взаимно проявляться. Обе стороны, восточные и западные христиане, стали видеть друг в друге врагов уже полноценно.
После татаро-монгольского нашествия перед каждым из русских князей встала дилемма: а что теперь делать, как теперь жить дальше? И вариантов выбора было два: покориться ордынцам, то есть поехать в Орду и признать себя вассалами монгольских ханов, либо же продолжать сопротивление. Продолжать сопротивление с опорой на свои силы невозможно, свои силы уничтожены. Значит, надо искать где-то помощь. А где можно найти помощь? Есть вариант найти помощь на Западе. Вариант привлекательный, потому что там крестоносное движение, там рыцари все в латах. Не то что с этими дикарями общаться, которые с конскими хвостами на лошадях скачут. И лидеры западнорусских земель пытались этим вариантом воспользоваться.
Союзы с католиками. Король Данило
Наиболее в этом прославился и преуспел Даниил Галицкий. Сегодня в Галиции он рассматривается как, ни много ни мало, король Данило. Если вам когда-нибудь будет суждено пройтись по улицам Львова (в 2014 году это было очень легко), вы в какой-то момент можете увидеть конный памятник: рыцарь, закованный в латы. Так вот, подойдя к этому рыцарю, закованному в латы, вы с интересом прочитаете подпись, она очень лаконична, на памятнике написано "Король Данило". Вот этот самый король Данило - это русский летописный Даниил Галицкий, князь Галицко-Волынский. Галицко-Волынское княжество, мы помним, находится на Днестровско-Балтийском, Вислинском торговом пути, и оно интегрировано в центральноевропейские дела. Галицкие князья стали заключать браки с венгерскими, родниться с венгерским королевским домом, с польским королевским домом. Для них это было нормально. Но помощь от поляков и венгров, а тем более объявление крестового похода можно было получить только на одном условии - это принятие католицизма. Потому что, как мы помним, уже был 1204 год, поэтому просто так они бы помощи не оказали. И король Данило действительно поехал в Ватикан, где получил корону России от Папы Римского, то есть он был объявлен королём всей России. Но, кроме короны, он ничего больше не получил. Произошло то, что произошло с Андреем в "Тарасе Бульбе": "Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?" Вот королю Данилу не очень помогли ляхи. Однако заигрывание с католиками подорвало его позиции внутри его княжества на первых порах. Впоследствии Даниилу Галицкому всё же пришлось покориться ордынцам, и Галицко-Волынское княжество начало выплату дани Орде, более того, какое-то время Даниила Галицкого в его борьбе с поляками и венграми поддерживали ордынские отряды. Тем не менее, общий вектор попыток Галицко-Волынской земли найти себе опору за границей наметился уже тогда.
Итак, есть Галицко-Волынское княжество, которое у нас то и дело пытается евроинтегрироваться. Насколько у него это получается - другой вопрос.
Северо-Восточная Русь времён монгольского нашествия
Князья Северо-Восточной Руси занимают принципиально отличную позицию, сформулированную Александром Невским: "Никаких взаимоотношений с католическим миром быть не может". Почему? Потому что взаимодействие с католическим миром приведёт к потере собственной идентичности. Взаимодействовать с монголами можно - они только денег хотят, а вот с католиками нельзя. Поэтому у нас Даниил Галицкий пытается договориться с Папой Римским, а Александр Невский топит немецких крестоносцев в Чудском озере. Они были современниками, они жили в одно и то же время. Правда, Даниил Галицкий был сильно постарше, но примерно одно и то же время. С окрестностями Киева, то есть с бывшим древне-русским ядром понятно, эти земли опустели. Киевские князья появлялись, исчезали, порой там было совсем всё непонятно, при чём настолько непонятно всем, в том числе современникам, что в конце XIII века из Киева сбежал митрополит. И сбежал он только потому, что в Киеве ему делать было нечего. Сбежал не куда-нибудь, а в Северо-Восточную Русь, что мы тоже в рамках школьного курса отечественной истории проходили. Так вот, сбежал он на рубеже XIII-XIV веков, а затем окончательно осел в Москве.
Конец Ига. Великое Литовское княжество
Что же происходит дальше? Татаро-монгольское нашествие. Почти все княжества в той или иной мере признают свой вассалитет по отношению к монгольским, впоследствии золотоордынским ханам и в какой-то мере выплачивают им дань. Однако, если татаро-монгольское иго на Северо-Востоке Руси закончилось в 1480 году стоянием на реке Угре, то для западных земель оно заканчивается раньше. В чём же было дело? К северо-западу от Древней Руси жили балты, балтийские народы, говорившие на балтийских языках. Они были дикие, у них не было государства. И они были последними дикими племенами, жившими вокруг Балтийского моря. И было так вплоть до XIII века. В начале XIII века на берегу Рижского залива высаживаются немцы и основывают свой Ливонский орден. Не будем сейчас вдаваться в подробности, меня могут сейчас поправить, потому что всё было немного сложнее, но мы упростим. Ливонский орден подчиняет себе земли современной Латвии и Эстонии. В Литве, у южной части Балтийского моря, которую населяют те же балты, также высаживаются немцы, которые частично уничтожают, частично ассимилируют население Пруссии. То есть большинство балтских народов попадают под власть немецких феодалов, как обычно говорят. За исключением Литвы. Литве удаётся сохранить независимость, более того, литовские князья крайне активны, и в условиях демографического кризиса, в том числе в династии Рюриковичей, характерного для центра русских земель, они начинают экспансию в сторону этих самых русских княжеств, находившихся в зависимости от монголов. И тут получается интересная ситуация: эти княжества достаточно мирно и бескровно оказываются под властью литовских князей. Основателем литовской династии является Миндовг, но обычно представителей литовской династии называют Гедиминовичами. Гедиминовичи - это обширный род первоначально литовских князей, Гедиминовичами являются многие знатные фамилии и России, и Польши. Например, Трубецкие, князья Одоевские, большинство верховских князей, потомки которых и теперь живы, являются Гедиминовичами.
В XIV веке Москве ещё не удалось объединить вокруг себя даже Северо-Восточную Русь, конец XIV века - это Дмитрий Донской, под непосредственной властью которого находилась только примерно половина Северо-Восточной Руси. В западных русских землях с конца XIII и на всём протяжении XIV века литовские князья очень активно присоединяют к своим владениям древнерусские земли, одно княжество за другим. В результате династических кризисов, династических браков, а иногда и непосредственно силой ликвидируя остатки местных князей, у которых уже нет ни армии, ничего. Так происходит на протяжении всего XIV века, и к его концу в Восточной Европе оказывается огромное государство, которое мы называем Великое княжество Литовское. Оно простиралось от Балтийского до Чёрного моря и включало в себя бывшие некогда нашими Полоцкое, Смоленское, Черниговское, Киевское, Волынское княжества, Турово-Пинское, Новогрудское, в зависимости от того, на какой момент времени мы это деление рассматриваем. Нам часто кажется на основании школьного учебника и школьного атласа, что как поделились при Владимире Мономахе, так и было дальше, но нет, они продолжали делиться. В частности, Московское княжество появилось только после татаро-монгольского нашествия, уже внутри Северо-Восточной Руси, то есть в результате второй фазы феодальной раздробленности. Но это уже другая история, кому интересно - открывайте заново школьный учебник и изучайте вопрос, хотя там, я скажу честно, вы увидите много лишней информации. Так вот, на протяжении XIV века Гедиминовичи устанавливают контроль практически над всеми западно-русскими княжествами за исключением одного - Галицкого, попадающего под власть непосредственно польской короны. Гедиминовичи, представители литовской элиты, вступают в браки с представителями местных восточно-славянских элит и изначально по своему вероисповеданию, то есть на тот момент, когда начинается экспансия литовских князей на русские земли, они - язычники. Они веротерпимы и, более того, находятся под сильным русским культурным влиянием. Появление сильного князя с сильной дружиной, не вызывающего отторжения в культурном плане, русским населением западных русских земель воспринималось абсолютно адекватно, причём как элитами, так и населением. Княжество превратилось в литовско-русское княжество, и очень часто Литовское княжество рассматривается историками как альтернативное объединение русских земель после феодальной раздробленности. То есть альтернативное Москве.
Конец Ига. Великое Литовское княжество. Продолжение
Другой вариант объединения земель. Более того, литовские князья в XIV веке претендуют абсолютно на все русские земли, в том числе на северо-восток. Но с северо-востоком у них не складывается. В Куликовской битве Дмитрий Донской принял участие во главе своего войска князь Ягайло, и поэтому, когда мы говорим, что в Куликовской битве против монголов сражалась объединённая русская рать - это некоторый идеологический перегиб. Потому что Рязанский князь находился в недружественном нейтралитете к Дмитрию, а западнорусские князья в основной своей массе находились в войске Ягайло и были в союзных отношениях с Мамаем. Понятно, что они были в основном Гедиминовичами. Кстати, в войске Дмитрия Донского тоже были Гедиминовичи, которые чуть ранее обиделись на других Гедиминовичей. Боброк Волынский сам не был Гедиминовичем, но выехал в Москву как раз вместе с обидевшимися Гедиминовичами. Так вот, Москва в конце XIV века смогла дать отпор литовской экспансии и остановить её в северо-восточном направлении, заявив о себе как об альтернативном центре объединения русских земель. С Литовским княжеством в целом понятно. Да, кстати, не надо считать, что князья московские только и делали, что воевали с литовскими князьями. Нет, это не так. Например, сын Дмитрия Донского Василий был женат на дочери Великого князя Литовского Витовта, Софье Витовтовне. То есть в жилах уже следующего Ивана, Ивана III, тоже текла кровь Гедиминовичей. Вообще для средневекового сознания, по крайней мере в случае борьбы князей литовских с князьями московскими, религиозный и этнический фактор отсутствовали. Там на тот момент присутствовал фактор верности династии.
Конец Ига. Западнорусские земли
Литовские князья на протяжении XIV века, то есть 1300-х годов, присоединяют к себе практически все земли Западной Руси, за пределами остаются только Новгородская земля, Псковская земля, Северо-Восточная Русь и Рязанское княжество (то, что впоследствии будут объединять князья московские;
если кто вспомнит про Тверь - Тверь находилась внутри Северо-Восточной Руси, то есть это объединение внутри Великого княжества Владимирского).
То, что в Киеве во второй половине XIII века, после татаро-монгольского нашествия, делать было нечего, дополнительно подтверждается ещё вот чем. На первых порах в Киеве с подачи ордынцев сидели наместники северо-восточных князей, однако северо-восточные князья отказались от этой привилегии без особой борьбы, фактически сами, добровольно. А вслед за этими наместниками уехал и митрополит Киевский, сначала во Владимир, а потом в Москву, опять же потому, что Киев стоял пустой. В пустом городе делать нечего, нечего кушать, митрополит так и объяснил своё решение.
Теперь про Польшу. Помимо Литовских княжеств, на русские земли претендовала и Польша, а также Венгрия. Династия князей Галицких пресеклась в начале XIV века, и Галицкое княжество оказалось в центре разборок между Польшей, Венгрией и Литвой. Каждая из сторон претендовала на Галицкое княжество в связи со своими династическими связями с князьями Галицкими, а вариант "пригласить князя" не рассматривался. Если бы что-то подобное произошло, скажем, в Смоленске, то, скорее всего, смоленские бояре пригласили бы на престол кого-нибудь из другой ветви Рюриковичей. Благо, Рюриковичей на самом деле много. Если бы что-то подобное произошло в Чернигове, ситуация была бы примерно такой же, правда, там в конце концов у власти оказались Гедиминовичи. А вот в Галицком княжестве так не произошло. Местные бояре не выдвигали Рюриковичей и даже толком не выдвигали Гедиминовичей. "Русская партия", если можно так выразиться, православная партия, выдвигала обычно Гедиминовичей, потому что Гедиминовичи были обычно либо язычниками и, соответственно, в религиозные вопросы не лезли, либо они были православными. Да, Гедиминовичи активно принимали православие, что тоже было неплохо. А вот значительная часть уже окатоличевшегося (с подачи Даниила Галицкого и впоследствии) боярства Галицкого княжества была заинтересована в том, чтобы королём стал либо венгерский ставленник, либо ставленник польский. Галицкое княжество оказалось полностью интегрировано в центрально-европейскую политику, православным там оставался только простой народ. В Галиции боярство было всегда сильным и особо родовитым. Дело в том, что Прикарпатье - это во многом прародина славян, сколько существовали славяне, столько они там и жили, в Прикарпатье, на территории Галицкого княжества. Поэтому в генезисе феодализма на этих территориях сложилось родовое, древнее боярство, владевшее вотчинными землями. Не как северо-восточные князья, жаловавшие пустые земли прибывшим к ним на службу служилым боярам. На северо-востоке прослойка не служилых бояр, а родовых вотчинников была не очень мощной, хотя иногда и выдавала перлы вроде того, когда все собрались толпой и забили до смерти князя Андрея Боголюбского. Но это был, скорее, уникальный для северо-востока случай. А вот на юго-западе, в Галицкой Руси, где вотчинное боярство владело большей частью земли, и, более того, земли давно уже освоенной, ситуация, аналогичная ситуации с Андреем Боголюбским, была стандартной. То есть бояре собрались и побили князя, который им не нравится. Так вот, это боярство со времён ещё и до Даниила Галицкого, при котором позже этот процесс только усилился, переходило в католицизм. Переходило в католицизм потому, что им, как минимум, было выгодно интегрироваться в общеевропейский феодальный слой. Не единоверец - не человек, если вы - православный, то в Варшаву вам тяжко ехать, а если вы - католик, в Варшаву ехать хорошо. Если вы крестьянин, вы в Варшаву и в Краков не поедете. А если вы - боярин, то в Краков ехать - неплохая идея. И так, под воздействием окатоличевшегося галицкого боярства, крупных землевладельцев - впоследствии в Польше они будут называться магнатами - королевская власть переходит к ставленнику Венгрии, в результате побеждает польская линия, и галицкое боярство в значительной степени интегрируется в польскую шляхту. Тем не менее, мелкая шляхта, мелкий служилый слой Галицкого княжества ещё долго будет сохранять верность православию. Если среди боярства процесс шёл быстрее, среди мелкого дворянства, мелких феодалов, процесс шёл медленнее, и верность православию сохранялась дольше.
Ещё раз: не единоверец - не человек, если человек становится не православным, боярин отказывается от православной веры, то он перестаёт быть своим в отношениях со своими крестьянами. Крестьяне перестают считать его своим, а он перестаёт считать своими людьми своих крестьян. Это важное социальное последствие окатоличивания галицкого боярства. Более того, постепенно галицкое боярство переходит на польский язык и окончательно полянизируется. Процессы полянизации по галицкому сценарию будут постепенно распространяться и на другие земли Западной Руси. Однако долгое время сдерживающим фактором служит то, что они входят в состав Великого княжества Литовского, элиты которого находятся под сильным влиянием русских земель.
Католизация Великого Литовского княжества
Долго оставаться язычниками литовские элиты не могли. Им нужно было решать: либо переходить в православие, либо переходить в католицизм. Логичнее всего литовским элитам было перейти в православие, этот процесс шёл и шёл органично.
Однако элиты испытывали очень сильное давление со стороны и немецких крестоносцев, находившихся в Прибалтике, и со стороны польских элит.
Польша на тот момент являлась окраиной европейского мира, а Северо-Восточная Русь была островом цивилизации, причём цивилизации старой. В отношении пиара выигрывали, к сожалению, поляки, эта проблема сохраняется на протяжении долгого времени. Гедиминовичи постепенно, в результате длительной борьбы, стали переходить в католицизм. Не все, многие роды долго сохраняли верность православию, но процесс шёл, он носил необратимый характер.
По мере усиления католического влияния в княжестве Литовском православным становилось в нём всё более и более некомфортно. Они пытались сопротивляться, их порой поддерживали высшие представители Гедиминовичей, в частности, князь Свидригайлов, во многом известный принципом "Бей своих, чтобы чужие боялись".
В качестве примера можно взять династию князей Острожских. Их происхождение достаточно невнятно. Главным их городом был Острог, это Ровенская область, ныне там сохранился в значительной степени не руинированный, а перестроенный их замок. Князья Острожские были крупными магнатами Великого княжества Литовского, владели большими землями и являлись истово православными. Одновременно с этим князья Острожские принимали активное участие в борьбе Литвы с Москвой. Среди них были и святые, например, Константин Острожский был канонизирован впоследствии, были и монахи Киево-Печерской лавры. Князья Острожские были православными меценатами, просветителями. В частности, в Остроге работал какое-то время Иван Фёдоров, тот самый первопечатник. Какое-то время он работал в Остроге на князей Острожских в их типографии, которая печатала религиозную православную литературу, пытаясь её противопоставить засилию католической литературы в Великом княжестве Литовском. То есть князья Острожские на протяжении нескольких столетий прикладывали огромные усилия к остановке католической экспансии. Однако последние представители рода Острожских перешли в католицизм в XVII веке. Это достаточно типичная судьба магнатов, крупных владельцев, боярства, если постаринке, в западных русских землях.
Если в XIII-XIV веке присоединение к Литве воспринималось в западных русских землях как благо, потому что лучше к Литве, чем под татарами находиться, то в XV-XVI веке по мере усиления католического давления и влияния боярство и князья будут чувствовать себя всё менее и менее комфортно (речь о крестьянстве пока не идёт), будут пытаться противостоять этому давлению, но внутри княжества, без сепаратизма, либо же будут интегрироваться в этот процесс, если можно так выразиться. К XVII веку все крупные землевладельцы, все значительные феодалы Великого княжества Литовского и Галиции практически поголовно уже католики и приверженцы польской культуры: польский язык, польские обычаи. Со временем они всё более и более походят на поляков, хотя многие из них сохраняют память о том, что когда-то они не были поляками.
Все ведь знают полонез Огинского? Так вот, Огинские - Рюриковичи, это магнатский польский род, который берёт своё начало от Рюрика. Хотя большего поляка, чем Огинский, представить себе сложно. Вот типичная судьба западно-русского боярства и князей. Гедиминовичи и подавно, но также и Рюриковичи, понятно, что побочные ветви, но тем не менее, интегрировались в польское сообщество. Это то, что касается крупных феодалов.
С мелкими феодалами было сложнее. Мелкая шляхта гораздо дольше сохраняла приверженность православию, несмотря на внутренние процессы, протекавшие сходным образом.