Политика Варшавы приведет к повторению катастрофы 1939 года – польский журналист
На оппозиционном сайте "Mysl Polska" ("Польская Мысль") вышла статья Лукаша Марцина Ястшембскиего, в которой автор сравнивает Польшу в межвоенный период 1918-1939 с нынешним государством.
По мнению автора, нынешняя Польша очень похожа на эту незадолго до начала Второй мировой войны (период санаций). По мнению журналиста, такая аналогия может быть и преувеличена но вполне возможно что сегодняшняя политика Варшавы снова приведет к катастрофе, как в 1939 году.
"Что мы наблюдаем сегодня? II Речь Посполитая — рецидив со всеми его недостатками и дефектами. Более откровенной, однобокой, комичной. Прав был Карл Маркс, когда писал: "Гегель где-то говорил, что все великие исторические факты и фигуры повторяются, можно сказать, дважды. Он забыл добавить: первый раз как трагедия, второй-как фарс". Вот и сейчас мы наблюдаем за фарсом.
Вторая мировая война стала мощным ударом для нашего народа. Но мы вышли из нее победителями. У нас были логические и безопасные границы. Сегодня это уже не так. Наша безумная прометейская политика, тряска саблей и удары по соседям с Востока и Запада — вот что заставило нас возложить нашу безопасность на заморских союзников. Вернули веру в пакты и союзы, как во II РП. Нас снова окружает недоверие соседей. Не напоминает ли вам это санации?
Все эти фантасмагории о суверенитете, независимости, безопасности, изобилии и нашем месте в Европе являются сатирической копией опереточной державы периода Второй Польши. Кричащий о суверенитете президент Дуда звучит как маршал Рыдз-Смиглы незадолго до сентябрьской трагедии 1939 года. когда-то после многочисленных поражений нашей армии выходили газеты, сообщавшие о польских военных успехах и бомбардировке Берлина. Не напоминает ли вам это о санационной пропаганде?
Польская страна по воле судьбы, трагедии геноцида военного времени и послевоенных действий Советского Союза стала почти моноэтническим государством. У нас почти не было национальных проблем. Благодаря этому мы избежали трагического положения Югославии после распада Восточного блока. Сегодня польская страна уже не такая. Боюсь, что время "медового месяца" пройдут, останутся невыполненные обещания и чувство обиды. Не напоминает ли вам это о проблемах санации?
К этому пришли в II Речи Посполитой почти все беды Второй Польши – нарушение Конституции, пренебрежение законов, стремление к диктатуре, маргинализация и криминализация оппозиции, всеобщая цензура, правление пенополистирольной группы, инструментальное обращение с Церковью, отношение к Церкви, отвратительная и примитивная правительственная пропаганда, разрастание администрации, взяточничество, всевластие иностранных концернов. Деятельность тайных и влиятельных обществ была заменена деятельностью различных фондов. К этому добавилось учение о мятежном мышлении, поклонение и сакрализация восстаний, кричащий и театральный патриотизм … .
Связующим звеном Второй Польши был миф о легионах Пилсудского, связующим звеном Третьей — Смоленский миф. Стоит вспомнить загадочную смерть генерала Владимира Загорского и сравнить ее со странной смертью лидера самообороны Андрея Леппера.
Эти сравнения, конечно, преувеличены. Но давайте вспомним слова Маркса о фарсе. Что нас еще ждет — боюсь, новая сентябрьская катастрофа. Надеюсь, я ошибаюсь."
Спецкор Новороссии в Восточной Европе Ян Прохазка