Польская забывчивость и русский комплекс
История учит наше государство беречь собственных граждан и оказывать «друзьям» помощь в разумном объеме. Министерство обороны РФ опубликовало очередную порцию засекреченных документов об освобождении Польши во время Второй мировой войны. Операция против нацистских оккупантов проходила с л
История учит наше государство беречь собственных граждан и оказывать «друзьям» помощь в разумном объеме. Министерство обороны РФ опубликовало очередную порцию засекреченных документов об освобождении Польши во время Второй мировой войны. Операция против нацистских оккупантов проходила с лета 1944 года по февраль 1945 года.
В наступлении участвовали войска Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и Войска Польского. Современная Польша отрицает факт освобождения, утверждая, что СССР навязал ей социалистической режим. Также обиды поляков связаны с «оккупацией» восточной части страны (Западной Белоруссии и Западной Украины) по пакту Молотова-Риббентропа 1939 года, последовавшими репрессиями и расстрелом польских военнослужащих. 17 июля президент Польши Анджей Дуда утвердил поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма, которые санкционировали снос сотен советских памятников, в том числе более 200 воинских.
Обновленное законодательство вступило в силу 21 октября 2017 года. Одной из первых «жертв» стал памятник благодарности Красной армии в городе Щецин. Москва не соглашается с подобной трактовкой истории и протестует против «войны с памятниками», в присутствии которых Варшава усматривает пропаганду тоталитарного строя. 18 июля Минобороны РФ опубликовало документы, свидетельствующие о том, что польские граждане встретили РККА как освободительницу.
Разумную оценку ситуации тех лет в интервью RT озвучила ведущий научный сотрудник Центра по изучению общественных процессов в Восточной Европе Института славяноведения РАН Альбина Носкова: «Польское население, которое далеко не единодушно было настроено в пользу СССР и вообще не одобряло присутствия советских войск на польской территории, тем не менее встречало Красную армию именно как освободительницу».
Советская щедрость
На этот раз Минобороны РФ рассекретило архивные документы, рассказывающие об оказании материальной помощи жителям освобожденной Польши. Из запасов РККА (ресурсов 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов) и народных комиссариатов СССР польское население снабжалось продовольствием, медикаментами, автотранспортом, топливом и сырьем для промышленных предприятий. «Только за период с марта по ноябрь 1945 год для обеспечения населения и на посевную кампанию Советским Союзом было передано продовольствия и фуража на сумму более 1,5 млрд рублей в ценах 1945 года.
В порядке трудового договора Временному правительству Польши в течение 2 и 3 кварталов 1945 года было поставлено более 130 тыс. тон продовольствия, 20 тыс. тонн хлопка, 100 тыс. тонн крупных кож, более 2 тыс. грузовых автомобилей», — говорится в сообщении Минобороны. Советские военнослужащие занимались восстановлением железнодорожной сети, автодорог и мостов, разрушенных оккупантами. В частности, железнодорожные части 1-го Белорусского фронта восстановили более 5 тысяч километров железных дорог, 12,5 тысяч проводо-километров железнодорожной связи; построили и отремонтировали более 30 тысяч погонных метров мостов.
Очевидно, что восстановление инфраструктуры Польши преследовало в первую очередь военные цели. Красная армия строила коммуникации для переброски войск, поставок техники, боеприпасов и грузов. Но с другой стороны, восстановленные дороги и мосты все равно достались Польше, которая потом использовала их в гражданских целях. Судя по всему, СССР спас как минимум часть польского населения от массового голода. В период весенне-посевной кампании 1945 года Польша получила от Советского Союза семена пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, капусты, огурцов, лука.
Также Москва передала Варшаве сельскохозяйственные машины и различный инвентарь. СССР позволил временному правительству Польши оставить демонтированные немецкие предприятия и оборудование. «В рассекреченных Минобороны России документах также отражены беспрецедентные объемы переданных Польше денежных средств, число привлеченных к восстановлению народного хозяйства страны советских военных и гражданских специалистов», — указывают на Фрунзенской набережной.
Цена альтруизма
Минобороны начало публикацию архивов «в целях противодействия попыткам фальсификации истории и сохранения исторической правды». Военное ведомство даже запустило мультимедийный проект «Память против забвения», который призван показать «какой ценой досталась эта победа нашей стране». Без сомнения, подобная деятельность заслуживает уважения. В ответ на выходки Варшавы Минобороны пытается оказать противодействие в информационном поле. Однако невольно возникает вопрос: по какой причине цифры материальной помощи Польше скрывали советские власти? Почему об этом не говорилось, например, в 1980-е годы, когда по всей Польше прокатилась волна, по сути, антисоветских выступлений? Это не вина Минобороны России, но сейчас складывается впечатление, что Россия как бы пытается доказать свою исключительную роль в освобождении Польши.
Причем доказать — самой себе, потому что на мнение поляков подобная информация вряд ли каким-либо образом повлияет. Бороться с польской забывчивостью бессмысленно. В апреле 2015 года на «Русской Планете» вышел материал под названием «Оговорочка по-польски». В нем был продемонстрирован яркий пример подлинного отношения Варшавы к общему историческому прошлому. Посол Польши в РФ Катажина Пелчиньская-Наленч сообщила, что в ее стране якобы «не ставился под вопрос факт, что в нашей стране погибло очень много граждан Советского Союза». Но тут же она назвала цифру в 60 тысяч солдат Красной армии, тогда как в реальности в боях за Польшу погибли около 600 тысяч советских военнослужащих.
«К сожалению, героические стремления солдат Красной армии не привели к освобождению польского общества и польского государства», — подытожила госпожа Пелчиньская-Наленч, и после этой фразы любая дискуссия на эту тему теряет всякий здравый смысл. Ситуация с рассекреченными документами, в которых на самом деле нет ничего секретного, свидетельствует об историческом комплексе отечественной элиты и его последствиях для нашей страны.
Растерзанная войной советская экономика отрывала последнее, чтобы спасти Польшу, которая никогда не была лояльна ни царской России, ни советской власти. «И не друг, и не враг, а так», — как пел Владимир Высоцкий. Сведения о материальной помощи скрыли от глаз советских граждан, которые зная «историческую правду», наверняка могли бы возмутиться альтруизму советского правительства в тяжелейшей социально-экономической обстановке внутри страны. Современная Польша считает, что в послевоенный период была колонией СССР, но скорее наоборот: метрополия проявляла удивительную, и как оказалось, бессмысленную щедрость. За что в итоге и поплатилась. В текущей ситуации России нужно не надувать щеки, отстаивая с пеной у рта «истину», а делать самокритичные выводы.
История учит наше государство заботиться в первую очередь о собственных гражданах, и если остается некий излишек, то помощь «друзьям» должна быть разумной. По крайней мере, такого размера, чтобы не было стыдно отчитываться о ней перед родным населением, а спустя много лет — обижаться на бывших союзников за беспамятство.
Александр Кочан
Источник: politikus.ru
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции