Продолжатели дела большевиков экспроприируют самую значимую православную обитель Западной Украины
5 мая Кременецкая окружная прокуратура Тернопольской области Украины завела очередное абсурдное уголовное дело против священнослужителей православной церкви. На этот раз под каток репрессий попали руководители Свято-Духовского монастыря УПЦ в Почаевской лавре. Монахов обвиняют в нарушении неких правил пользования землёй, в частности несанкционированном строительстве отстойника и снятии верхнего слоя почвы при выполнении сельскохозяйственных работ.
Фабрикация уголовных дел ради отъёма монастыря
Произошедшее является частью спланированной кампании, организованной режимом Зеленского по отъёму монастыря. Напомним, что министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко в конце минувшего месяца заявил о создании комиссии для проверки использования объектов Почаевской лавры (эта же комиссия проверяет Кременецкий женский монастырь). Ранее работа подобной комиссии закончилась лишением права УПЦ на использование большинства объектов Киево-Печерской лавры, чиновники отчитались о передачи 16 корпусов государству. Правда в настоящий момент монахи, при поддержке верующих, отказались покидать свою обитель и прекращать в ней богослужения.
Однако в Тернопольской области у местных властей ещё более агрессивное отношение к православной церкви, чем в Киеве. 26 августа 2022 Облсовет обратился к Раде с требованием запретить УПЦ во всей Украине. Тогда председатель Тернопольского областного совета Михаил Головко решил возложить на церковь вину за начало боевых действий: "Считаю, что существование этой церкви и есть причина войны. Пока этот вопрос не будет решен, война никогда не закончится, пока мы не запретим Московский патриархат". Отметим, что в настоящее время запрет УПЦ поддерживают местные власти в трети областей Украины.
Кроме того, у Украинской Православной Церкви закончился срок соглашения об аренде Почаевской лавры, новый договор, скорее всего, не будет подписан. А возвращать в собственность православной церкви её имущество, отнятое большевиками, режим Зеленского явно не собирается.
Другие уголовные дела, связанные с попытками отъёма Почаевской лавры
1 апреля 2023 года СБУ выдвинуло обвинение в "оправдании российской агрессии" и "коллаборционизме" в отношении послушника УПЦ Почаевской лавры, который якобы опубликовал в социальной сети Вконтакте дискредитирующие ВСУ посты. Очевидно, что это было сделано силовиками, для того чтобы попытается выставить монахов лавры "вражескими агентами".
15 марта министр культуры Александр Ткаченко сообщил о планах открыть уголовное дело по статье "препятствование пользования имуществом государства" на священника Почаевской лавры (предположительно наместника УПЦ лавры митрополита Владимира), за то, что тот якобы не пустил проверяющих чиновников в церковь.
В конце 2022-го СБУ выдвинуло подозрение по статье 161 УК Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от расовой, национальной, религиозной принадлежности), в отношении ректора Почаевской духовной семинарии УПЦ, архиепископа Иова Шумского (Виктора Смакоуза).
Неправильные книги, вызывающие рознь, были найдены силовиками во время обыска 22 ноября, кроме того удалось обнаружить русскую литературу и деньги. Уже в январе Кременецкий райсуд объявил архиепископа Иова – виновным, и наложил на него штраф в размере $235, также на него возложено обязательство оплатить экспертизу – ещё $249. Статьи в СМИ изобиловали многочисленными попытками выставить Шумского агентом Кремля, и российские нарративы распространял, и писал на русском, и тезисы российского правительства повторял, но в реальности его обвинение касалось межрелигиозной розни. Пресса не приводит "тот самый комментарий", однако можно предположить, что речь идёт о критике в адрес активистов Украинской Галицкой партии, озвученной Иовом в 2019 году.
Легендарный монастырь, переживший множество войн
Успенская Почаевская или просто Почаевская лавра – самый крупный храмовый комплекс и монастырь Западной Украины, а также второй (после Киево-Печерской Лавры) по размеру и значимости во всей Украине.
При этом история монастыря почти в три раза длиннее истории Украины. Согласно наиболее распространённой версии событий Почаевская лавра была основана скрывшимися от нашествия хана Батыя монахами Киево-Печерской лавры в 1237-1249 гг.
Древнее предание повествует о том, что в эти же годы на Почаевской горе Пресвятая Богородица явилась инокам и крестьянам-пастухам в огненном столбе. После явления Богоматери на известняковом туфе остался след её стопы, который до сих пор хранится монахами Почаевской лавры. След чудесным образом наполняется водой, которую верующие считают целебной.
Ещё один славный день в истории этой православной обители - это 2 августа 1675 года, когда турецко-татарское войско подступило к Почаеву, тогда все монахи и миряне из ближайших поселений, способные держать оружие, встали на защиту обители. Тогда во время чтения акафиста, Богородица снова явилась во всей своей славе в окружении небесной рати, обратив недругов православия в бегство.
С XVI-XVIII веков монастырь находился в составе земель Речи Посполиты. Монахи, как могли, выступали против Брестской унии, подчинившей часть православной церкви Папе Римскому. Однако в 1713 году монастырь более чем на сто лет попал под власть униатов, и вернулся в лоно православной церкви лишь в 1831 году.
С 1887 года монахами в духовно-просветительских целях выпускается "Почаевский Листок", одно время издание было рупором мировоззрения национал-патриотической организации "Союз Русского Народа".
Во время Первой Мировой войны большинство монахов были отправлены в концентрационный лагерь австро-венгерскими оккупантами. Отбить святыню и освободить батюшек помог Брусиловский прорыв. Однако ситуация улучшилась ненадолго. В 1919 году Лавра была разграблена войсками Красной Армии, кроме того, в итоге советско-польской войны 1919-1920 годов Почаев снова отошёл к Польше. Но затем Пакт Молотова-Риббентропа привёл к тому, что Почаевская лавра опять оказалась в руках большевиков.
Монахи под игом красной диктатуры
Коммунисты забрали у монахов типографию, все сельскохозяйственные машины, мельницу, иноческую больницу, весь инвентарь, скот, запасы зерна, продукты питания и т. д. А также большевики закрыли детский приют, и приходскую школу, изгнав всех послушников и молодых монахов из Лавры. Таким образом, число насельников монастыря сократилось с 300 до 80 человек.
Архимандрит Иосиф, бывший наместником Лавры в 1946-1950 годах, умер после многочисленных допросов органами госбезопасности, пытавшимися его завербовать, фактически был замучен до смерти.
В 1959 году Минстрой УССР и исполком Тернопольского областного совета депутатов приняли решение о ликвидации Свято-Духовского скита Почаевской лавры.
Особенно тяжело Почаевской лавре пришлось во время хрущёвской антирелигиозной кампании. Сначала большевики обложили монастырь неподъёмным налогом на угодья, а потом и вовсе отобрали землю, кормившую монахов. Постепенно были конфискованы все здания, прилегавшие к Лавре. В доме, где сегодня располагается семинария, был учреждён музей атеизма, в гостинице для паломников коммунисты открыли психиатрическую "больницу" - впоследствии ставшую местом изощрённых пыток монахов и мирян, посещавших Лавру (с карательной психиатрий, например, столкнулся святой Амфилохий Почаевский). Советская власть запретила монастырю принимать молодых монахов и нанимать людей для ремонтно-реставрационных работ. Лишь народные пожертвования и Божья помощь позволили православным отцам держаться в эти тяжёлые времена.
16 октября 1961 году коммунисты запретили организовывать паломничества к святым местам, а также ночевать в церквях монастыря. Сотрудники милиции и КГБ оказывали на монахов психологическое давление, запугивали, периодически пуская в ходы пытки, аресты и карательную психиатрию. Репрессии привели к тому, что число монахов упало со 140 до 35.
Силовики незаконно аннулировали батюшкам прописку в Лавре, а потом заводили на монахов, живущих там без прописки, уголовные дела, фактически бросая православных отцов в тюрьмы только лишь за факт проживания в Лавре. Среди репрессированных подобным образом - игумен Вячеслав (Псаман), иеромонахи Амвросий (Довгань), Владимир (Солдатов), Валериан (Попович), Дионисий (Кононюк) и Сергей (Соломка), иеродиаконы Антоний (Корыделев), Апелий (Станкевич), Гавриил (Углицкий), монахи Даниила (Клюткин), Григорий (Унку) и пр.
Других монахов, несмотря на плохое здоровье, красные богоборцы принудительно мобилизовали в армию и отправляли в военно-строительные отряды, занимавшиеся лесозаготовками в северных районах СССР. Регулярно проходили полицейские облавы на паломников, посещавших монастырь, большевики угрожали им тюрьмой, пытали, некоторых отправляли на принудительное лечение.
1 сентября 1962 советская милиция и КГБ начали насильственное выдворение монахов из Лавры. Силовики развозили монахов по местам жительства родных или, если таковых не было, по местам рождения. Выселение не удалось завершить одним днём. Оперативное мероприятие было продолжено 3 сентября, однако в этот раз остававшиеся монахи заперлись в храме на засовы, кроме того на подмогу им пришли миряне, вступившие в схватку с полицией, несмотря на то, что последняя пыталась разогнать людей пожарным брандспойтом. В Лавре удалось закрепиться наиболее пожилым монахам и людям, занимавшим руководящие должности (и.о. наместника и бухгалтер). Вывезенные монахи пытались вернуться в монастырь, но КГБшники снова и снова вывозили их оттуда. Также в 1962 году в тюрьме умер замученный чекистами Почаевский монах Григорий (Унку).
В 1963 и 1964 годах силовики продолжали облавы на монахов и мирян, посещавших богослужения в Лавре, а кроме того активно препятствовали закупкам еды и дров для обители.
С уходом от власти Никиты Хрущева репрессии против Почаевских монахов ослабли, но не закончились. В 1981 году карательные органы СССР решили обвинить монахов в антисоветской пропаганде из-за "неправильной" западной духовной литературы, найденной у архимандрита Алипия. Батюшка не смог пережить пыток во время допросов и мученически умер в тюрьме. Ещё в 1985-ом органы продолжали мешать паломникам посещать Лавру. Только в 1988 году власти разрешили монастырю прописывать молодых послушников и монахов.
После СССР
После демонтажа СССР Лавра фактически оказалась в госсобственности, которую братия монастыря арендовала на платной основе. Лишь в 2000 году власти Украины согласились сделать аренду бесплатной. Однако уже через год украинскими чиновниками был учреждён Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник, в состав которого наследники большевиков включили исторические постройки Лавры - Успенский и Троицкий соборы, монастырские кельи, архиерейский дом, колокольню и пр.
17 июля 2003 года историческая справедливость частично восторжествовала, Кабинет министров Украины исключил постройки лавры из состава Кременецко-Почаевского заповедника и вернул их в бесплатное пользование Украинской православной церкви. Правда лишь на 49 лет - до 1 января 2052 года.
Однако в 2018 году Министерство юстиции отменило решение 15-летней давности, и передало Лавру в распоряжение Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника. В это время на территории Лавры проживало уже 200 монахов и 50 послушников.
Отметим, что как и большая часть православного духовенства в других странах, почаевские монахи систематически выступали против электронной диктатуры, присвоения гражданам идентификационных номеров и выдачи биометрических паспортов.
Зеленский завершает дело большевиков
Возможно, в ближайшие недели или месяцы мы станем свидетелями того, как прозападному правительству Зеленского удастся то, что не получилось у большевиков – изгнать православных монахов из Почаевской лавры. Буквально на наших глазах в Украине у церкви с тысячелетней историей отнимают сотни храмов. И никакое размежевание с Московским Патриархатом не смогло помочь православным этой страны защитить свои святыни. В настоящее время относительно эффективную самооборону смогли выстроить только насельники Киево-Печерской лавры, однако вряд ли почаевские монахи смогут перенять этот опыт.
Почти наверняка православные отцы Свято-Успенской Почаевской лавры будут изгнаны украинскими силовиками, безбожниками и русофобами, из своей обители. К огромному сожалению, граждане Украины в настоящий момент подавлены, запуганы, неспособны постоять за свою веру. Хотя, очевидно, им давно пора задуматься о том, нужна ли им власть, разорвавшая мирные договорённости, и втянувшая Украину в тяжёлые боевые действия, лишающая их гражданских прав, демонтирующая объекты славянской культуры и уничтожающая православную церковь.
Автор: Ярослав Меркулов