Прорвётся ли минский нарыв
Впервые тема выборов в республиках ДНР и ЛНР, как действия, вступающего в противоречие с Минскими соглашениями, появилась тогда, когда в Донецке и Луганске некие общественники выступили с инициативой перенести выборную кампанию на год Тогда из Москвы и прозвучало неофициальное разъяснение, что росси
Имеется в виду вот что: ответственность за происходящее в ДНР и ЛНР американцы полностью возлагают на Москву, считая в полном соответствии с украинской официальной позицией, что местные власти — это всего лишь «временные окуппационные администрации», полностью подконтрольные Кремлю. Следовательно, это не республики проводят выборы, а сама Россия разгоняет «фальшивые», как сказано в заявлении, процедуры.
Еще один аргумент, не слишком выдерживающий критику, привела Нойер на своем брифинге. « У так называемых «народных республик», созданных Россией, — заявила она, — нет места в украинском конституционном порядке». Кто бы подсказал госпоже спикеру, что Североамериканские штаты точно также никакими правоустанавливающими документами Британской империи (конституция у нее отсутствует) также не были предусмотрены.
Нынешняя коллизия может иметь своим результатом серьезную коррекцию минского формата, который в данный момент завис в воздухе по нескольким причинам.
Выборы пройдут только в ноябре. А уже в начале октября истекает закон об особом статусе Донбасса, который является основой переговорного процесса. Без этого правового акта, предусматривающего особый порядок в ОРДЛО, Минские соглашения существовать в принципе не могут. Однако очень велика вероятность, что его действие не будет продлено, несмотря на призывы ОБСЕ и того же Курта Волкера. Вот как высказалась на эту тему представитель Украины в гуманитарной подгруппе на минских переговорах Ирина Геращенко: «Кремль ожидает (небезосновательно), что Рада в пылу предвыборных баталий уже не сможет пролонгировать закон, поэтому именно Украину обвинят в срыве политического блока и друзья Кремля в ЕС, мечтающие об отмене санкций, получат железобетонный аргумент».
«Небезосновательно» — это очень аккуратное определение. Действие закона не будет продлено по причине углубляющегося политического противостояния почти со стопроцентной вероятностью. На этом фоне все проблемы, связанные с проведением выборов, меркнут, поскольку если выборы — это жизненная необходимость для республик (и на самом деле это все хорошо понимают), они лишь формально выбиваются из логики соглашений, то отказ пролонгировать закон об особом статусе — это демонстративная отмена во весь рост, умышленный разрыв (назовите, как хотите) всех договоренностей.
Париж и Берлин пока не выразили своего отношения к выборам в республиках, но судя по некоторым заявлениям, делавшимся пару недель назад, их оценка происходящего окажется куда более мягкой. Сейчас и по этой теме США и Европа играют уже настолько разные партии, что кажется, еще немного и европейские участники Нормандского процесса перейдут полностью на позиции России. А они неизменно строятся на необходимости признания субъектности республик и проведении прямых переговоров между Киевом, Донецком и Луганском.
Что бы не происходило дальше, мы находимся перед близким рубежом, за которым Минские соглашения могут перестать существовать. В преддверие этого события Вашингтон предельно ужесточает свою риторику, демонстрируя, что он максимально сблизил свое отношение к конфликту с официальной киевской трактовкой и будет впредь выступать исключительно с обвинительных позиций.
Это сложно, конечно, назвать новостью. Надежды на то, что удастся хоть как-то реанимировать мирное урегулирование и без того были призрачными. Если они окончательно развеются, то закапсулированная ситуация будет расконсервирована и мы увидим какое-то движение: не так важно куда — вперед, назад, в стороны. В условиях четырехлетнего отсутствия каких бы то ни было перспектив любое изменение можно будет считать положительным сдвигом.
Андрей Бабицкий
ukraina.ru Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции