Протоиерей Алексей Слюсаренко: Донбасс в 2014 году обеспечил своё будущее в лоне единой Русской Православной Церкви

15 октября Синод Русской Православной Церкви в Минске принял решение о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь присоединилась к решению Священного синода по Украине и отказалась от евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Депутат Гос

15 октября Синод Русской Православной Церкви в Минске принял решение о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь присоединилась к решению Священного синода по Украине и отказалась от евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Депутат Госдумы Константин Затулин назвал трагедией разрыв отношений РПЦ с Константинополем. Однако, по мнению российского сенатора Олега Морозова, разрыв отношений с еретиками не является расколом.

Как относятся к ситуации, сложившейся вокруг Православия на Украине, в Донбассе, епархии которого также, как и крымские формально входят в состав Украинской Православной Церкви Московского Патриархата? Об этом ИА «Новороссия» рассказал клирик луганского храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, старший преподаватель кафедры мировой философии и теологии Луганского национального университета имени Владимира Даля протоиерей Алексей Слюсаренко.

ИА «Новороссия»: Отец Алексей, оцените действия патриарха Варфоломея по снятию анафемы с Денисенко, «отмены» передачи Киевской митрополии Москве и обещанию томоса украинским раскольникам.

О. Алексей: На Фанаре решили, что бытию единой Русской Церкви пришёл конец, и пора приступать к дележу её наследства. К этому выводу их, разумеется, подтолкнули советники из-за кулисы. Увы, Фанар ввязался в политическую игру, которая чревата самыми тяжёлыми последствиями для всех сторон конфликта.

Снятие анафемы с бывшего киевского митрополита Филарета произведено без всякого расследования. Денисенко ни в чём не виновен? Тогда объясните всем, в чём не прав был Архиерейский Собор РПЦ, принимавший соответствующие решения. Апология Денисенко свелась к одной фразе: он был осуждён по политическим мотивам.

ИА «Новороссия»: Ответ Синода РПЦ. Будет ли новый раскол и поддержат ли позицию Московского Патриархата другие поместные православные церкви?

О. Алексей: Увы, нынешнее положение Вселенской Православной Церкви иначе как кризисным не назовёшь. Прервано евхаристическое общение между Русской и Константинопольской Церквями, ещё раньше было прервано общение между Иерусалимской и Антиохийской Церквями. А ведь нам заповедано единство во Христе… Очевидно, что Фанар пойдёт до конца. Томос об автокефалии УПЦ будет подписан и вручён тому, кого изберут в Киеве на место первоиерарха. Не исключаю, что главы некоторых Поместных Церквей пришлют свои поздравления. Поживём – увидим.

ИА «Новороссия»: Как восприняли ситуацию с угрозой нового раскола на Украине священники и миряне в Донбассе?

О. Алексей: Происходящие события — наша скорбь и боль. А скорби, как учит нас апостол Павел, нужно терпеть, от терпения приходит опытность, от опытности надежда, а надежда нас не постыдит. Духовенство и миряне Донбасса молятся о наших братьях на Украине в надежде на преодоление распри. Мы, в силу нашего выбора 2014 года, обезопасили свои храмы и обеспечили своё будущее в лоне единой Русской Православной Церкви.

ИА «Новороссия»: Украинские власти грозятся переименовать УПЦ МП в Русскую Православную Церковь на Украине. В православной среде неоднозначное отношение к этому. Как Вы отнеслись бы к такому развитию событий?

О.Алексей: Если бы в Русскую! Неоднократно М.А.Денисенко (лже-патриарх Филарет – прим.ред.) заявлял, что после перерегистрации, наша Церковь будет называться «Российской Православной Церковью в Украине». То, что в украинском языке есть слово «Руська», в Киеве предпочитают не вспоминать. УПЦ намеренно желают поставить в положение иностранной религиозной организации с целью её дискриминации.

ИА «Новороссия»: Томоса об автокефалии еще нет, а некоторые епископы уже спешат признаться в верности Фанару. Так, скандально известный митрополит Александр Драбинко в один день назвал себя клириком Константинопольского патриархата, а через несколько часов заявил, что еще не определился. Насколько массовым может быть переход клира РПЦ в ряды новой украинской церкви?

О. Алексей: Не думаю, что переход будет массовым. Основная часть нашей паствы останется верной. Даже в епархии автокефалиста Софрония Черкасского большинство духовенства за единство Русской Церкви. Переход же Драбинко и ему подобных будет только на пользу Церкви.

ИА «Новороссия»: Как Вы считаете, возможно ли появление общин новой церкви в ЛДНР и Крыму?

О. Алексей: Появление приходов новодельной церкви в Крыму и Новороссии невозможно. И в силу духовных, и в силу юридических причин.

ИА «Новороссия»: Грозит ли Украине религиозная война и как повлияет церковное противостояние на возможность мирного урегулирования конфликта в Донбассе?

О. Алексей: Нет, я не думаю, что на Украине возможна религиозная война. Вооружён только наш неприятель. Возможен погром нашей Церкви, но никак не вооружённое столкновение. Мы же не имеем никаких батальонов и бригад, нам нечего выставить против украинских боевиков в смысле вооружённой силы. Последние события делают практически невозможным возвращение Донбасса в состав украинского государства. Мне кажется, что закулиса очень была бы заинтересована в дальнейшей эскалации конфликта на Украине, вплоть до начала военных действий. Хотят спровоцировать Россию вмешаться. Но в этом конфликте факторов много, не только церковный.

Новости партнеров