Протоиерей Павел Батарчуков: Донбасс сохранил Православие на западных рубежах Руси

Протоиерей Павел Батарчуков – настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива в Луганске, расположенного в сквере Памяти напротив здания бывшего областного управления СБУ. Именно здесь разворачивались события 2014 года. После взятия здания СБУ митингующими храм оказался практически в центре

Протоиерей Павел Батарчуков – настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива в Луганске, расположенного в сквере Памяти напротив здания бывшего областного управления СБУ. Именно здесь разворачивались события 2014 года. После взятия здания СБУ митингующими храм оказался практически в центре палаточного городка луганского антимайдана. Считается, что ночной набат, возвещающий об опасности с колокольни деревянного храма, помешал украинским спецподразделениям решиться на штурм здания и предотвратил масштабное кровопролитие. Отец Павел рассказал ИА «Новороссия» об истории Луганской епархии, построенном при Сталине соборе, видении ситуации с «ПЦУ» и новых вызовах, возникающих перед Русской церковью.

ИА «Новороссия»: Луганская епархия минувшей осенью отметила свое 75-летие. Сразу после освобождения Донбасса от немецко-фашистских войск в 1944 году была образована Ворошиловградско-Сталинская епархия РПЦ. Ваша семья была непосредственным свидетелем становления Луганской епархии. Какое духовное значение имело это событие для истории Донбасса?

Отец Павел: Да, мы пережили этот важный исторический момент. 75 лет – это казалось бы в истории мгновение, короткий срок, но за это время произошло очень многое. Наша епархия, первая в Донбассе, была основана в военные годы, до этого у нас здесь не было своих епископов. Мы относились то к Белгородской епархии, то к землям Войска Донского. В 1944 году впервые появилась уже непосредственно самостоятельная епархия у нас здесь, в Донбассе, на востоке Новороссии.

Решением Синода в Ворошиловград был направлен архимандрит Никон (Петин). По благословению патриарха Алексия он стал первым епископом в истории нашей Луганской епархии и всего Донбасса. И как первый иерарх он очень знаковая личность! Во-первых, монах образцовый, службист, владыка Никон обладал прекрасным голосом, певческими данными. Он собрал вокруг себя и протодьяконов знаменитых. Достаточно вспомнить личного протодьякона владыки Тимофея Кирху, который обладал сильнейшим плотным басом.

До назначения в Донбасс архимандрит Никон служил в Тверской епархии. Вдобавок ко всем своим талантам был прекрасным проповедником. И в пустых храмах – центральная Россия очень сильно пострадала в годы войны и коллективизации – говорил красноречивые проповеди. Это реальная история из жизни, которую мне рассказала Марина Михайловна Языкова, наша землячка, которая была библиотекарем Одесской семинарии. Так вот. Калязин. Архимандрит Никон служит – храм пустой. Служба заканчивается, а он говорит проповедь. Тогда сторож подошел к нему, положил ключи от храма и сказал – закончите, тогда закроете храм. Положено было говорить проповедь – он говорил.

Я обратил внимание на такие тонкости важные, потому что проповедь – это глагол Божий. Еще Иоанн Златоуст большое внимание уделял проповеди: «Горе тому, кто не благовествует». Видимо, архимандрит много говорил и его отправили в Донбасс. Все-таки Донбасс – это такой пролетарский регион, люди с разных концов России приезжали сюда. От гонений прятались, так и моя семья приехала с Воронежской области, чтобы спасти себя. Ну а когда сюда приезжали, тут уже сильно не следили…  Вот и владыку Никона сюда сослали, думали здесь пролетариат особо не будет вникать в проповеди, участвовать в возрождении и в делании церковном. А все получилось наоборот.

Пришел владыка, за ним пошли массы людей, это мы даже видим по тем фотографиям, которые сохранились. Массы людей шли за владыкой, слушали. А еще особенностью владыка обладал – он зачастую пешком шел с епархии в храм. Да, у него были машины – ЗИМ, Победа, но он предпочитал ходить пешком. Шел и благословлял людей, общался с жителями города. Выходил на службу в 6-7 утра. Люди подходили, брали благословение… Его любили прихожане, его любило духовенство, это был настоящий архиерей, настоящий батюшка.

ИА «Новороссия»: При владыке Никоне в Луганске был построен Свято-Николо-Преображенский собор. В сталинское время был построен новый храм. Просто уникальный случай.

Отец Павел: Мой отец-фронтовик был непосредственным участником строительства Никольского собора. Это уже был 1947 год, он как раз с армии пришел. По инициативе общины решено было построить вместительный храм.

Свято-Николо-Преображенский собор

Новости партнеров