Протоиерей Всеволод Чаплин: Компромиссов с раскольниками быть не может

Решением синода Элладская православная церковь признала право патриарха Константинопольского предоставлять автокефалию украинским раскольникам и передала архиепископу Афинскому и всей Греции Иерониму право принимать дальнейшие решения по автокефалии так называемой «ПЦУ». В то же время два митрополит

Решением синода Элладская православная церковь признала право патриарха Константинопольского предоставлять автокефалию украинским раскольникам и передала архиепископу Афинскому и всей Греции Иерониму право принимать дальнейшие решения по автокефалии так называемой «ПЦУ». В то же время два митрополита ЭПЦ уже заявили, что синод ЭПЦ не принимал согласованного решения о признании автокефалии украинской раскольничьей группировки. О том, что означает решение элладской иерархии и его последствиях ИА «Новороссия» рассказал настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, член общественной палаты Союзного Государства России и Белоруссии протоиерей Всеволод Чаплин.

ИА Новороссия: Отец Всеволод, прокомментируйте решение ЭПЦ по украинским раскольникам. В озвучиваемых греками формулировках есть разногласия – то ли признание «ПЦУ», то ли не признание. Какое значение имеет это решение Греческой церкви и каковы будут его последствия для Русской церкви и украинской ее части?

О. Всеволод: Греки, конечно, умеют вырабатывать двусмысленные формулировки, которые потом для разной аудитории можно по-разному подать. Но время, когда такое лукавство было допустимо, проходит. Все тут же становится известно всем аудиториям через интернет, а самое главное – люди просто ожидают от архиереев и священнослужителей евангельской ясности, определенности. Христос сказал: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Время лукавства проходит. Да, сейчас ведутся определенные споры относительно того, что эти формулировки означают. Но помимо действительно достаточно туманной формулировки собрания архиереев в Афинах распространяется резолюция архиепископа Иеронима, фактически означающая признание раскольников. Ну и теперь все будут ждать самого главного события. Это, к сожалению, возможное вступление греков в богослужебное общение с раскольниками. Господин Думенко уже написал, что собирается в Афины. Очевидно, эта поездка предполагает и совместное служение. Состоится оно или не состоится? Скорее всего состоится. Потому что если ты признал раскольников церковью, то логика абсурда предполагает и совместное служение. Ну а дальше действуют канонические нормы, следуя которым, наша церковь прервала евхаристическое общение с Константинополем. Если кто-то начинает вместе с раскольниками служить, он сразу становится раскольником. У нас на разных уровнях в церкви это было сказано, соответствующие канонические ссылки есть и в решениях нашего Синода.

Церковь, если она хочет оставаться церковью, не сможет здесь не применить канонические нормы. Служить, находиться в общении с раскольниками мы не должны. Если вдруг будут придумываться какие-то компромиссы, какие-то уже наши лукавые формулировки, это будет означать только одно – мы не Бога слушаем, не Его волю, а прислушиваемся к каким-то прагматическим и практическим шкурным интересам: сохранить внешнее единство с раскольниками, которые уже давно идут по пути обновленчества; сохранить возможности для дипломатических игр; не потерять возможность участие в почетных мероприятиях и проч. Это чушь, которая для христианина абсолютно абсурдна. Мы должны волю Божию слушать, а не руководствоваться лукавыми советами мирских и обмирщенных людей, которые сейчас уже активно говорят, что не надо ссориться, что внешнее единство важнее, что нужно идти на компромисс, соглашаться на абсурдный вариант существования на Украине двух параллельных канонических церквей… Очень надеюсь, что наш Синод не пойдет по пути компромисса и не сохранит общение с теми, кто уже явным образом уклонился в раскол, согласно канонам церкви. Патриарх Кирилл на Покров не стал поминать архиепископа Иеронима. Правда, это было в такой мягкой манере – не поминался никто из предстоятелей поместных церквей. Подобным же образом происходило, когда границы святых канонов перешел Константинополь. Будем надеяться, что решение будет по-настоящему церковным, то есть основанным на канонах, запрещающих молиться с раскольниками.

ИА «Новороссия»: Два греческих иерарха – митрополит Кифирский Серафим и митрополит Пирейский Серафим – заявили о непризнании «ПЦУ». По их словам, синод ЭПЦ не принимал согласованного решения о признании автокефалии думенковцев. Что будет красной чертой невозврата для ЭПЦ – поминовение раскольников?

О. Всеволод: Это будет поминовение раскольников и совместное с ними служение, как я уже сказал. Честь и хвала этим митрополитам, но ведь и Фанар и церковные Афины на самом деле достаточно уверенно говорят о признании думенковцев. Если митрополиты против, то, наверное, они могли бы поставить вопрос о пересмотре принятого решения. Но если признание раскольников и богослужебное общение с ними становится реальностью, то они должны быть честными людьми, отложиться от нынешней вертикали и сформировать каноническую иерархию вне системы архиепископа Иеронима. В другом случае они, условно говоря, могут попасть под свою анафему. Они считают признание и общение с раскольниками неправильным, и в то же время сохраняют общение с теми, кто общается с раскольниками. Тут, понимается, компромиссов быть не может, потому что или ты считаешь, что с раскольниками общаться нельзя в молитве, или ты общаешься с теми, кто общается с ними. Попытка сказать, что мы осуждаем раскол и одновременно пребываем в богослужебном общении с ним – это попытка смешать истину и ложь, черное и белое, и превратиться в серых, черно-белых полухристиан. А таковые считаться христианами не могут.

ИА «Новороссия»: Как, по-вашему, будут развиваться события. Будет ли все-таки поминовение раскольников или мы можем увидеть попытку отката назад и пересмотра решения об автокефалии?

О. Всеволод: Очевидно, что с позиции элладской иерархии – я не хочу уже их называть церковью – главным является политическое давление. Украинская тема обсуждалась в Греции и госсекретарем США Помпео, и американским послом Джеффри Пайетом, который раньше был послом на Украине, и другими американскими дипломатами. Так что факт влияния налицо. Кроме того, Элладская церковь финансируется правительством Греции. Кстати, сегодня это атлантистское проамериканское правительство. Также поступают деньги от Евросоюза, как непосредственно, так и через то же самое греческое правительство. Поэтому похоже, что иерархия слушает не Христа, а тех, кто заказывает музыку и пользуется кнутом и пряником. А это в данном случае богоборческие безбожные силы и, судя по всему, если уже принято такое решение, то будут и дальнейшие шаги. Возможно, греческие иерархи постараются избежать совместного служения с раскольниками через «дипломатические насморки» или еще какие-то уловки, но главное то уже сделано – признание произошло. И когда произойдет молитвенное общение, конечно нужно признавать нынешнюю элладскую иерархию раскольнической и прекращать общение с ними. Может быть, за исключением отдельных иерархов, если они осудят это раскольническое движение собственных руководителей и их внешних политических верховождей. Очень надеюсь, что решения нашего Синода будут руководствоваться Христовой истиной, выраженной в канонах, а не шкурными интересами или лукавыми дипломатическими идейками-соображениями.

Беседовал Тихон Гончаров.

Новости партнеров