Психопатов на улицах станет больше: Минздрав затеял очередную "оптимизацию"


Не успели стихнуть дискуссии из-за трагедий, которые произошли в результате агрессивных действий, совершаемых психически больными людьми, и вот Министерство здравоохранения запускает новый процесс оптимизации.

Не успели стихнуть дискуссии из-за трагедий, которые произошли в результате агрессивных действий, совершаемых психически больными людьми, и вот Министерство здравоохранения запускает новый процесс оптимизации.

В Минздраве предложили изменить нормы по ограничению прав пациентов, которые лечатся в психиатрических стационарах. Согласно проекту постановления, решение будут принимать врачи. 

Как говорится в документе, ограничение прав пациента только на основании диагноза и факта нахождения в больнице или под диспансерным наблюдением недопустимо. А само вынесение решения обусловлено конкретными обстоятельствами. Кроме того, врачи должны не только указывать форму ограничения прав, но и обосновывать свой выбор.

Отмечается, что урезать пациента в правах можно будет не более чем на пятнадцать дней, однако при необходимости срок продлят. Для этого будет требоваться новое постановление.

В тексте законопроекта говорится, что он был разработан в интересах обеспечения соблюдения прав пациентов. Проект распространяется на работу медучреждений, оказывающих психиатрическую помощь в стационаре, как государственной, так и муниципальной систем здравоохранения.

Что может измениться для психически больных граждан

По данным Минздрава за 2021 год, в России зарегистрировано более 5,6 миллиона граждан, которые страдают психическими расстройствами. В последние годы в стране появилась тенденция на оказание этим людям внебольничной помощи. В этом помогает расширение круга специалистов, которые "ведут" пациентов, а также персонифицированная терапия.

Фото: globallookpress.com/Alexander Legky

Однако ряд пациентов всё равно оказывается на стационарном лечении. Права данных граждан закреплены в законе России N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Юрист Европейской юридической службы Екатерина Туслякова сообщает, что госпитализированные с психическими расстройствами граждане могут обращаться к главврачу или завотделением по вопросу лечения, обследования или выписки из больницы, а также подавать жалобы, выписывать журналы, газеты и другие издания, выполнять религиозные обряды, а также работать или получать образование.

Однако ряд прав больных может быть ограничен. Это производится по рекомендации медиков для здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других граждан.

"Надо сказать, что в больницах люди часто находятся в состоянии обострения, когда они не вполне могут правильно оценивать обстановку, взаимодействовать с другими пациентами, с персоналом. Поэтому такой вопрос неизбежно возникает, – заявил в беседе с "Известиями" юрист правовой группы региональной благотворительной общественной организации "Центр лечебной педагогики" Павел Кантор.

При этом допустить нельзя, чтобы данные ограничения оказались произвольными, чрезмерными и вызванными не необходимостью, а, к примеру, удобством персонала или желанием сокрыть какие-либо нарушения. Кантор добавил, что контролировать выполнение, даже с учетом возможных изменений, может быть трудно.

"Непонятно, кто будет контролировать соблюдение норм. Психиатрические больницы, по понятным причинам, организации закрытые, и снаружи плохо видно, что происходит внутри", – сказал Кантор.

Изменения, которые предлагает Министерство здравоохранения, фиксируют ряд ключевых положений.

Во-первых, теперь ограничивать права больного можно не произвольно, а согласно одной из конкретно определенных форм ("определения перечня запрещенных предметов для пациента" или "ограничение круга допускаемых посетителей"). Также ограничение накладывается главврачом или заведующим строго письменно и обязано содержать конкретные причины и мотивы, которые пациент имеет право оспорить и обжаловать.

Кроме того, ограничение накладывается на определенный срок, после этого оно должно пересматриваться. Вдобавок к этому, об ограничении прав пациента должны быть уведомлены его родственники.

Важно понимать, будут ли действовать в отношении психбольниц какие-либо формы серьёзного контроля – общественного и государственного. Движения в данном направлении начались до пандемии, но во время нее остановились. Поэтому приходится надеяться, что они возобновятся, а родственникам будет проще следить за тем, как соблюдаются права психиатрически больных граждан, добавил Кантор.

Отрасль деградировала?

Это произошло после того, как в медиапространстве началась дискуссия об ужесточении системы психиатрической помощи, чтобы минимизировать до уровня погрешности возможность бесконтрольного нахождения в общественных местах психически нездоровых людей, представляющих серьёзную опасность для населения. Всем ясно, что это дополнительные бюджетные расходы. Однако как раз именно ради значительной экономии этих средств и были проведены реформы и минимизация отечественной психиатрии. По мнению экспертов, такая "экономия" привела к частичной деградации отрасли.

Фото: globallookpress.com/Pascal Deloche / GODONG

"А главное, что это сказалось (увы, в худшую сторону) в том числе на уровне защищенности наших граждан от возможных столкновений с агрессивно настроенными психически больными людьми, представляющими реальную угрозу", – написал в своём телеграм-канале председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

И пока не слышно, чтобы в сложившейся ситуации в Министерстве здравоохранения России обсуждались возможные изменения с позиции защиты интересов и больных, и здоровых граждан.

"Похоже, оптимизация и экономия средств, от чего страдает качество, пока остается в приоритете", – констатировал Кабанов.

Существующих ограничений достаточно

Управляющий партнер коллегии адвокатов "Антонова и партнеры" Екатерина Антонова заявила о важности изменений в законодательстве, связанных с соблюдением прав психиатрических больных. По её мнению, данные изменения должны касаться не только ограничений для госпитализированных пациентов, но также и гражданских дел. Антонова указывает на сложности, которые возникают в практике, связанные с опекунством и уголовными делами, связанными с выявлением признаков психического заболевания у подсудимых.

Фото: globallookpress.com/Pascal Deloche / GODONG

Существующие положения Минздрава по ограничению прав психически больных людей положительно оцениваются экспертом, так как это способствует сохранению их здоровья и здоровья окружающих, исключая их контакты в общественных местах и (или) пользование потенциально опасными орудиями труда, автомобилями и предметами.

"Нововведения позволяют сделать ограничения ситуативными, что означает, что к каждой конкретной ситуации может быть привлечено больше внимания. Однако, как эти нововведения будут работать в реальной жизни, пока непонятно", – резюмировала Антонова.

Новости партнеров