Птицы смерти: как FPV-дроны изменили тактический рисунок боя
Специальная военная операция показала, что русская армия умеет быстро адаптироваться и использовать все имеющиеся в наличии технические средства. Одним из таких стали FPV-дроны, управляемые операторами от первого лица. О том, как подобные БПЛА изменили облик современной войны – в материале издания Новороссия.
Израильский военный аналитик Давид Гендельман признал, что армия России обошла Украину в количестве и качестве применяемых на фронте беспилотников. По его словам, если в начале войны у Киева было преимущество, то теперь Москва его нивелировала, и санкции Запада этому не помешали.
"К примеру, FPV-дроны и комплектующие Украина закупала в Китае в частном порядке, однако Пекин ввел ограничения на экспорт подобной продукции. Даже если Россия формально попадает под те же ограничения, то нельзя сомневаться, что на деле она из КНР может легко добыть все то, что ей нужно", — высказал мнение эксперт.
Гендельман уверен, что БПЛА и особенно FPV должны беспокоить Киев гораздо больше, чем все остальные виды вооружении ВС РФ. Их много, они подвижны и могут приносить колоссальные разрушения. Со временем Россия проведет полную замену всех иностранных комплектующих на отечественные аналоги и ВСУ станет совсем грустно.
Война от первого лица
FPV-дроны (First-Person View — вид от первого лица) представляют собой беспилотные летательные аппараты, которые позволяют оператору “погрузиться” в состояние полета. Он надевает очки виртуальной реальности, на которые БПЛА транслирует картинку при помощи протоколов беспроводной связи. Сами устройства в конструкторском плане мало чем отличаются от привычных квадрокоптеров: рамы, моторы, гироскоп, электроника.
Они оснащаются средствами крепления боеприпасов, используют защищенные каналы связи и устойчивы к работе средств радиоэлектронной борьбы противника. Устройства применяются как для ведения разведки территории ВСУ, во время поддержки войсковых операций нашей армии, так и для непосредственного уничтожения оппонентов. Для этого на корпус вешаются подвесы с ручным гранатами и выстрелами для РПГ.
Уже готовый снаряд отправляется на разведанные позиции украинских войск и подрывает либо бронетехнику, либо скопление личного состава. Технология управления от первого лица позволяет оператору максимально точно и быстро наводиться на цель.
Следи за небом
Массовое применение FPV-дронов очень сильно сказалось на тактическом рисунке боя. Сначала русские операторы запускали беспилотники в режиме свободной охоты или поражали заранее разведанные цели. Получалось эффективно: подрывались склады с боеприпасами, бронемашины, танки и БТР, наблюдательные и опорные пункты, места расположения личного состава.
Но этого было мало. Со временем способы применения расширились, и бойцы начали выманивать врага. Где-то для этого используется намеренно оставленная подбитая техника и когда группа солдат ВСУ подходит изучить “трофей”, к ним прилетает БПЛА. Еще один сценарий — комбинированный удар по группе оппонентов. Тяжелая артиллерия обрабатывает опорник, военнослужащие киевского режима ныряют в блиндажи и туда же следом влетает FPV. Беспроигрышный вариант.
Опыт операторов позволяют также поражать технику армии Украины на марше и в других случаях, но мы не будем раскрывать всех секретов, чтобы не давать ВСУ выработать средства противодействия.
Из последнего успешного применения, отметим случай с уничтожением вышки сотовой связи в Сумской области Украины. Российские бойцы точным ударом разрушили объект, который оппоненты использовали для видеонаблюдения и технической разведки на местности. Налеты беспилотников уже вынуждают командование ВСУ изобретать специальные защитные сети, экраны, насыщать фронт средства РЭБ и антидроновыми ружьями, выдавать солдатам предписание избегать скученности, распределяться и находиться в постоянном движении. Но главное правило: всегда следить за небом.
Новый боеприпас
Видя развитие технологий и положительный опыт в применении FPV, отечественные конструкторы и специалисты тульского центра беспилотных систем подготовили для ВС РФ новый снаряд. По заверениям разработчика он стоит в шесть раз дешевле, чем стандартный выстрел от гранатомета ПГ-7ВЛ, который применяется в зоне СВО.
Главная особенность новинки — пробивная способность. Заряд способен прожигать до 400 миллиметров гомогенной брони. При его создании за основу взяли авиационный боеприпас НУРС.
"Благодаря использованию уже существующих технологий и материалов, удается снизить стоимость продукта, делая его более доступным для массового использования", — отметил один из разработчиков.
Ожидается, что в ближайшем времени такие боеприпасы будут опробованы в зоне СВО.
Русский беспилотник
Если до начала спецоперации технология FPV в России использовались лишь в гражданской сфере и можно сказать находилась в зачаточном состоянии, то сегодня такие устройства собирают как крупные компании и конструкторские бюро, так и огромное количество небольших фирм и групп энтузиастов. В некоторых случаях люди буквально на коленке производят БПЛА, печатая корпуса на 3D принтерах. Из Китая заказываются моторы и электроника, программаторы.
Часто новые разработки сразу отправляются на фронт и испытываются в боевых условиях, после чего опытные операторы дают обратную связь и указывают на недостатки. После инженеры вносят изменения и беспилотники снова идут за ленточку.
“FPV-дроны это уникальная технология, которую можно поставить в один ряд с богиней войны — артиллерией. Ведь именно такие беспилотники наносят максимальный ущерб военной инфраструктуре ВСУ, вынуждая их людей осторожничать и действовать с постоянной оглядкой на небо. Нашим производителям надо оказывать всестороннюю поддержку и награждать, ведь они спасают жизни бойцов”, — отметил военный эксперт, летчик-инструктор Андрей Красноперов.
С 1 января Россия планирует реализовать нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем. На эти цели выделен почти триллион рублей и очень хочется верить, что средства не осядут в руках нечистых на руку чиновников, а действительно пойдут на нужды фронта и армии.
Ранее Новороссия писала, что в условиях нарастающего истощения ресурсов украинским патриотам и СМИ приходится прибегать к откровенной лжи и приукрашиваниям, чтобы скрыть горькую правду об успешном использовании Россией барражирующих боеприпасов.
Автор Сергей Чемеков