ПВО Украины показала неспособность отражать массированные удары ВКС России – Юрий Кнутов
Утром 10 октября российские ВКС нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности по объектам энергетики, военного управления и связи Украины. По данным Минобороны РФ, цель удара была достигнута, а все назначенные объекты поражены.
В ходе своего выступления, посвященного атаке на украинские инфраструктурные объекты, президент Владимир Путин отметил, что данный шаг стал ответной мерой Москвы после ряда терактов со стороны киевского режима, в частности диверсии на Крымском мосту. Российский лидер также предостерёг украинское руководство от продолжения попыток проведения подобных терактов на территории РФ. Ответы будут жёсткими и соответствовать уровню угроз, создаваемых Российской Федерации, подчеркнул президент.
Удары продолжились и утром 11 октября. Представители украинских властей уже отчитались об ударах по железнодорожным узлам, спутниковым терминалам и ТЭЦ. Военный эксперт, директор музея войск ПВО Игорь Кнутов в беседе с ИА Новороссия оценил удары российских войск, а также уровень противодействия, которые оказывали средства украинских средств защиты.
"Россия использовала свои средства поражения в ответ на взрыв, совершенный на Крымском мосту и другие террористические акты, которые были до этого. Причем в основном это были крылатые ракеты высокой точности. По предварительным данным, использовалась стратегическая дальняя авиация (ТУ-160, Ту-95 и Ту-22м3), способные нести ракеты, в том числе типа Х-101. Эта ракета имеет дальность до 2,5 тысяч километров и точность поражения 5-7 метров. Фактически применить ее можно было, не входя на территорию Украину и не рискуя попасть в зоне действия ПВО противника.
Удар по Украине 10 октября был массированный, удары продолжаются и сегодня. Есть сведения, что были атакованы более 15 различных крупных городов Украины и выпушено более 150 ракет. Можно было использовать крылатые ракеты различных типов, калибров, способов базирования. Как, например, Ониксы, которые можно использовать против кораблей, а также по наземный целям. Судя по информации, которая приходит из Украины, в основном применялись ракеты Х-101 и другие ракеты воздушного базирования», — рассказал Юрий Кнутов.
ВКС нанесли удар по инфраструктуре крупнейших городов Украины, — продолжает эксперт. В первую очередь это касалось ТЭЦ, объектов и предприятий оборонного комплекса, военно-административных зданий. В частности, в зоне поражения оказался мост в Киеве.
"В большинстве крупных городов Украины пропало электричество, водоснабжение, интернет, телефонная связь. К этому привел удар по инфраструктуре. Он сопоставим с тем, что сделал киевский террористический режим в отношения Крымского моста. Террористический акт по факту был совершен в отношении стратегического важного, инфраструктурного российского объекта.
Более того, на мой взгляд подобные удары могли бы быть также нанесены по транспортным коммуникациям, такие как тоннели, железнодорожные мосты, силовые подстанции для электровозов. Я думаю, что это общие цели для последующих ударов наших Воздушно-космических сил.
Мощь удара была такая, какую до этого ещё Россия никогда не предпринимала ни в отношении Украины, ни в отношении других своих противников. Я не говорю, что это была максимальная мощь, но это был массированный ограниченный удар. В любом случае, он в общем-то достаточно серьезно сказался на возможностях работы оборонных предприятий, перебросе войск и боеприпасов украинской армии и других важных для киевского режимах задач", — высказал свое мнение собеседник агентства.
Особый интерес в вопросе атак на украинские объекты вызывает работа комплексов ПВО. Юрий Кнутов считает, что на текущий момент Украина не может рассчитывать на высокоэффективные средства защиты.
"Если говорить о работе ПВО Украины, то это преимущественно установки советских времен. Частично ПВО была восстановлена за счёт поставок комплексов из стран бывшего Варшавского договора в течение последних месяцев. В том числе С-300, комплекс «ОСА», БУК-1, который даже в Финляндии находились на вооружении. При поражении одиночных целей и крылатых ракет эта система работала с эффективностью не более 50%. Из-за того, что в данном случае удар был массированный, удалось практически на нет свети работу противовоздушной обороны. Она просто захлебнулась от того объёма целей, которые на неё обрушились одновременно. С поставленной задачей попросту Украина не справилась. При этом инфраструктурные объекты, которые были поражены, они имели двойное назначение. Они могут применяться Украиной в военных целях.
Говоря о поставках зенитных ракетных комплексов NASAMS и IRIS, то нужно сказать, что они используют один и тот же тип зенитных ракет – американские ракеты класса воздух-воздух различной дальности действия. Если продолжать говорить о NASAMS, то он способен отражать относительно плотный удар крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов. Возможности немецкого комплекса IRIS в этом плане более ограниченное. Но это только лишь по заявлениям представителей норвежских и американских компаний-разработчиков. Когда же мы говорим об эффективности боевой, то ни один, ни второй комплексы пока еще в реальных боевых условиях не применялись. Поэтому сказать, как они себя будут вести в конкретной боевой обстановке сложно.
На что возлагает украинский режим надежду? NASAMS уже стал многоцелевым. Там используются ракеты либо с тепловой головкой, либо с активной головкой самонаведения с дальностью действия от 40 до 120 км. Какие ракеты будут переданы Украине пока неизвестно. Во всяком случае вероятность того, что они смогут противодействовать нашим крылатым ракетам, существует. Поэтому будет стоять задача по уничтожению установок наведения огня комплексов NASAMS и IRIS. В особенности на первые", — подчеркнул спикер.
Военный эксперт отмечает, что NASAMS могут одновременно работать по 54 целям и больше, что делает его достаточно универсальным при массированной стрельбе. Главным его недостатком является то, что только последние модификации подвижны.
"Для использования тех ракет, что обещали Украине (хотя, опять же, пока неизвестно какие именно) необходимо иметь пусковую установку. Для этого нужно снять конструкцию с машины, установить на землю и так далее. Все это занимает не менее 15 минут, что делает сам зенитно-ракетный комплекс уязвимым для российских ракет как Искандера, так и других средств поражения.
Я бы не стал возлагать большие надежды на один и второй комплексы. Более того, они практически несовместимы с комплексом советской разработки. Включить их в единую систему ПВО Украине будет достаточно сложно. Для этого потребуются специальные доработки, которые может осуществлять даже американская компания Raytheon. Но сколько времени займёт создание одних и сопряжение других аппаратур? Сказать сложно.
Поэтому приобретение подобных комплексов лишь позволит, во всяком случае Украине, использовать их изолировано, а не как часть системы противовоздушной обороны. Совмещение не с радиационными станциями комплексов С-300, БУК-1 и с другими средствами ПВО практически невозможно. Можно лишь передать информацию голосом. Хотя я ещё раз хочу сказать, та же компания Raytheon или какая-нибудь другая, которая будет подбираться киевским режимом, может собрать аппаратуру сопряжения, но на это уйдет не менее полугода", — резюмировал Юрий Кнутов.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО