Пыль в глаза. Спекуляции по теме обмена замороженными активами с Западом не отменяют вопросов к Минфину и ЦБ
Российские власти намерены разблокировать часть зарубежных активов для обмена на российские.
Проект Указа, подготовленный Правительством и Банком России, предусматривает возможность приобретения у российских инвесторов заблокированных бумаг за деньги со счетов типа "С". На первом этапе планируется разблокировать счета примерно на 100 млрд рублей. Предполагается, что процедура будет добровольной как для российских граждан, так и для зарубежных инвесторов. Государство будет выступать только оператором по этим сделкам.
В свою очередь, власти ЕС сообщили, что не ведут с Россией переговоров об обмене замороженными активами. Подчеркивается, что они вряд ли возможны в ближайшее время. Вероятность обмена замороженными активами, а также целесообразность этого действия в условиях действия санкций в отношении РФ в беседе с Новороссией прокомментировал экономический эксперт Василий Колташов.
"Мне не нравится эта история, когда российское государство должно обменивать с Западом свои суверенные средства, замороженные недружественными государствами, на частные капиталы, находящиеся в нашей стране. А как же частные капиталы граждан России и средства российских компаний, которые на Западе попали в капкан?
То есть этот обмен представляется скорее неизбежным злом, в котором мы всё равно остаёмся ущербной и несущей потери стороной, за что ответственность лежит целиком и полностью на руководстве Банка России и Министерстве финансов. 100 миллиардов рублей будет обменено на какую-то сумму на Западе, а это примерно 1,2 миллиардов долларов из 300 замороженных там.
Мне не очень нравится этот механизм, потому что иностранные деньги должны были здесь оставаться запертыми. Это не означает, что их собственники не могли бы с ними работать на российском рынке, это означает, что они должны были выходить из России.
Но вместо этого руководство Банка России в начале специальной военной операции не закрыло возможности и не перекрыло каналы, по которым западный капитал смог сбрасывать активы. Он обрушил российский фондовый рынок, нанеся огромный ущерб частным российским инвесторам и также следом обрушил рубль и выводил деньги", — оценил обсуждаемую идею Василий Колташов.
Эксперт отмечает, что, хотя этот обмен и можно считать способным вернуть кое-какие деньги России, он всё равно осуществляется людьми, которые с нашей стороны не вызывают никакого доверия. Это руководство Министерства финансов.
"Они не вызывают и не заслуживают доверия, потому что они и руководство Банка России работают в паре. Они сделали очень много "как бы" ошибок, в результате чего мы оказались в дурацкой ситуации.
После 2014 года можно было уже понять, что Запад недружественен, и это качество у него нарастает. Особенно это можно было понять уже в феврале-марте 2021 года, когда стало ясно, что война неизбежна и лишь только на время отложена. Наши активы почему-то находились на Западе, поэтому я не склонен восторгаться тем, что что-то удастся вернуть, потому что мне не нравится и не нравилось, что это в принципе было забыто на Западе.
Сейчас, когда обсуждается создание валюты БРИКС, особое значение может получить наличие физического золота в распоряжении Банка России. Но Банк России очень неохотно и чересчур медленно увеличивал запас физического золота, предпочитая якобы высоко надёжные бумаги на Западе. Эти бумаги все арестованы.
А если бы физическое золото лежало в подвалах Банка России, то эти деньги, плод многолетних трудов наших граждан, не были бы украдены Западом. И не нужно было бы их менять. К тому же, с точки зрения возможного, не очень хорошо в дальнейшем привлечение иностранных капиталов выглядит сама идея, что мы меняем частное на государственное. Что мы как будто бы предстаём на Западе перед лицом частного капитала теми, кто способен брать в заложники не государственное имущество, и в Министерстве финансов это "прекрасно понимают", — высказал своем мнение собеседник агентства.
"Значит, если в Европейском союзе будут и дальше разоряться промышленность, разоряться торговые фирмы, сервисные компании, то бежать в Россию не очень-то надёжный путь, — продолжает экономист. — Потому что Россия в отношении частного имущества ведёт себя так же, как Запад ведёт себя в отношении российского государственного и частного имущества".
"Но всё-таки мы здесь не создаём себе привлекательный образ. Хотя замороженные активы заморожены были правильно, обмен их тоже является нужным мероприятием. Но как бы оно не прошло в ближайшее время, всё равно остаётся весьма неприятный осадок от того, как вообще всё было у нас устроено накануне и на первом этапе специальной военной операции.
И почему же всё-таки столь значительные средства наши оказались в распоряжении врага, в первую очередь не были сброшены эти бумаги, и эти капиталы не были срочно выведены в Россию до того, как Запад определил новый пакет санкций и заблокировал нас полностью?
Вот это странное промедление вызывает очень много вопросов. Отсюда и специфическое отношение к происходящему. Да, обмен - это хорошо. Но я сказал, что этот обмен должен дать меньше, чем на 1% от присвоенных Западом российских резервов. По крайней мере, та сумма в 100 млрд рублей, которая, по большому счету, невелика, но по российским меркам, конечно, звучит внушительно", — резюмировал Василий Колташов.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО