Раде не рады

О досрочном роспуске Рады говорили все четыре года, пока Пётр Порошенко находился у власти. Властолюбие президента не допускает существование альтернативных центров принятия решений. А теперь, после «карманного бунта», устроенного коалиционерами из «Удара» Виктора Кличко, судьба парламента, похоже,

О досрочном роспуске Рады говорили все четыре года, пока Пётр Порошенко находился у власти. Властолюбие президента не допускает существование альтернативных центров принятия решений.

А теперь, после «карманного бунта», устроенного коалиционерами из «Удара» Виктора Кличко, судьба парламента, похоже, предрешена. Говорят, что процедуру роспуска могут запустить уже на текущей неделе – или в начале следующей. Порошенко спешит, понимая, что теряет контроль и над парламентом, и над ситуацией в целом. Почему о роспуске Рады без остановки талдычили все эти четыре года – понятно. Чисто технический, процедурный вопрос.

Дело в том, что окружению президента важно попасть в новый состав Рады. А очередные президентские выборы пройдут раньше, чем очередные парламентские. Если Порошенко не выберут, значит, у его окружения не останется ни единого шанса войти в новый состав Рады. Решить проблему можно одним-единственным способом – провести выборы в Раду до выборов президента. Это значит, что роспуск парламента был, фактически, предрешён. Но Порошенко тянул до последнего, стремясь, во-первых, пролонгировать новый парламентский срок для своей свиты, а, во-вторых, оттянуть неприятный для себя момент резкого обострения политического кризиса в стране. Но время пришло, ничего не попишешь.

Отсутствие в Раде правящей коалиции – конституционный повод начать процедуру роспуска. Де-факто коалиции нет уже давно, больше года. Если через несколько дней сторонники президента покинут ряды коалиции, у парламентариев будет месяц на то, чтобы сформировать новое конституционное большинство. Но сделать это, исходя из существующих политических реалий, будет, пожалуй, невозможно. Таким образом, через месяц Порошенко сможет объявить о начале новой избирательной кампании. И, пользуясь властным ресурсом, провести в Раду своих сторонников в нужном количестве.

Ещё один повод для роспуска Рады – необходимость запустить печатный станок. Денег в казне нет, и до новых выборов международные финансовые организации свою помощь Киеву замораживают. Но деньги всегда можно напечатать. Для этого, правда, требуется согласие законодателей, но если Раду распустить, можно, воспользовавшись тайм-аутом, напечатать столько гривен, сколько заблагорассудится.

Сегодня нужно примерно 3 миллиарда гривен, чтобы выплатить долги по пенсиям и поднять минимальную зарплату (на тысячу гривен, которую заранее окрестили «Петиной тысячей»). Так уже делалось в преддверии очередных выборов президента (премьер Тимошенко, говорят, напечатала 6 миллиардов гривен за полтора года до начала кампании, а её сменщик Азаров – 4,5 миллиардов).

versia.ru

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров