Радуйся, Донбасская Святая Русь! В ДНР отметили Пасху

Жители угольного края с верой и надеждой продолжают наследовать делам благочестивых предков, несмотря на ужасы войны и горе потерь.

Жители угольного края с верой и надеждой продолжают наследовать делам благочестивых предков, несмотря на ужасы войны и горе потерь.

Молитва укрепляет, когда "бесы" особенно лютуют

Ранним воскресным утром жители Макеевки, участвовавшие в ночном пасхальном богослужении, с корзинками, наполненными куличами и разной освященной снедью, отправились домой. В большинстве своем это были одинокие старушки, молодые мамы с детьми, которых изредка сопровождали мужчины преклонных лет. Их лица выражали спокойствие и тихую радость, которую не могли нарушить звуки отдаленных глухих разрывов снарядов, перемешавшихся в холодном апрельском воздухе с благовестом колоколов.

Участие в церковном таинстве Воскрешения Господа нашего Иисуса Христа укрепило людей и вселило надежду на мирную жизнь, несмотря на ужас и трагедии пережитых военных лет.

В Макеевке пасхальное утро было тихим. "Бесы", которыми в православной традиции становятся убивающие себе подобных, не тревожили в тот день мирный город, решив "отыграться" в Донецке.

Накануне стало известно о ночном обстреле кафедрального Свято-Преображенского собора в центре столицы ДНР.

Очевидица событий, прихожанка храма Ирина Климовицкая, рассказала журналисту Новороссии, о том, что происходило во время обстрела, и как восприняли это люди.

По ее словам, прихожане стали истово молиться, чтобы не было паники, и чтобы Господь укрепил их сердца.

 "А что еще оставалось… когда в душе возникает панический страх… только молиться, чтобы Господь укрепил. Он все может и все в Его власти. Остались все на своих местах во время обстрела, он начался внезапно, сразу после проповеди, так же внезапно и окончился. Бог им судья, не ведают, что творят, потому что, какой мерой мерите, такой и вам отмерено будет", – добавила дончанка.

Семья Ирины каждый год посещает в великий православный праздник Спасо-Преображенский собор для того, чтобы принять участие в службе и освятить пасхальное угощение.

"Без этого нельзя, год может быть неудачным. И в позапрошлом году, несмотря на ковид, люди пришли на праздничную службу. И в этом году было много прихожан на всенощной, несмотря на опасность обстрелов. С Богом живешь в другой реальности, а что до обстрелов, так бесы бесчинствуют больше всего, когда православные радуются. Это сейчас всем известно… Поэтому батюшка сказал нам, чтобы спустились вниз, в цокольное помещение, и служба продолжилась".

На утро сообщили о последствиях обстрела, унесшего жизнь беременной дончанки. Снаряды ВСУ разорвались также в районе Крытого рынка и "Донбасс Арены", после прямого попадания загорелось здание детского сада № 296. Утром врио главы ДНР Денис Пушилин выступил с заявлением, в котором сказал об опасности новых ударов по Донецку на пасхальные дни и призвал жителей "быть аккуратнее".

По мнению отца Никодима, служителя одного из храмов Макеевки, с библейской точки зрения, человек, одолеваемый жаждой убийства себе подобного и убивающий, становится бесом.

"Теряется все человеческое, тот образ Божий, которому подобен человек. Непросто так церковь в старину могла отлучить от причастия на четыре года даже тех, кто совершил убийство по случайности или в силу жесткой необходимости при защите собственной жизни. А что уж говорить, если убивают детей, стариков, женщин, если обстреливают мирные города… Разве это люди".

При этом батюшка подчеркнул, что, несмотря на сложную военную ситуацию и постоянную опасность, унынию православный христианин не должен предаваться. Потому и храмы заполнены в воюющей с укронацистами республике. Так, например, только в некоторых донецких приходах, которые расположены в наиболее часто обстреливаемых районах, людей стало чуть меньше, поскольку часть прихожан поменяла место жительства.

 "Те, кто остался, стараются спокойно относиться к происходящим событиям, уповая на волю Божию, без которой ни один волос не может упасть с головы человека. Как говорил святитель Николай Сербский, случайных пуль не бывает, каждая летит точно в цель", – заметил один донецкий пастырь.

Пасха – незримый "закон" для Донбасса

Пасха всегда праздновалась в Донецке, даже в самые тяжелые военные годы Великой Отечественной. По рассказам старожилов во время гитлеровской оккупации тоже отмечали Светлый праздник, он объединял людей, наполнял души радостью, желанием прощать и делиться душевным теплом с другими.

"Пасху всегда отмечали и во время войны, и в безбожные годы, при Хрущеве, когда столько храмов в Донбассе закрылось, когда в школах проверяли каждого школьника, носит он крестик или нет. Я помню, бабушка одела моему сыну крестик, так учительница к нам два раза домой приходила, справлялась, почему это он крест носит, надо снять, он же советский школьник, пионер… Вот так было. А при немце нас иконы спасали… Я тогда маленькая была, но мне потом мать рассказывала, что если в доме иконы висели, они (немцы) нас не трогали. Уходили. А вот полицаев боялись, они на украинском языке говорили, все спрашивали про наших мужчин… Мою маму спрашивали, служит ли ее муж в Красной армии. Но и этих оголтелых наши образа как-то "успокаивали"…"

И в нынешнее время, когда идет война с нацистской Украиной, жители Донбасса продолжают праздновать Воскресение Господне. По словам одной прихожанки донецкого кафедрального собора, Анны К., праздновать этот особенный день надо обязательно, несмотря на все страдания, потому что это великий день победы Добра над злом.

"Вы спрашиваете, как можно что-то праздновать во время войны, когда наши мужчины на фронтах, много раненных, пострадавших от обстрелов, много беженцев в городах. Эта горькая мысль не давала одно время мне покоя, но духовник посоветовал искренне помолиться, а потом прислушаться к своему сердцу… там будет ответ.  И я поняла, что, несмотря на все беды и страдания, людям обязательно нужно праздновать Пасху. Потому что это день самой великой победы Добра над злом. Потому что Иисус, Господь наш, воскрес. Так и Донецк воскреснет, и придет долгожданный мир… Зло не вечно, и война не вечна, надо только духовно укрепляться…".

По мнению этой женщины, главное, чтобы было доверие к Господу.

Храмовый край

Большая часть населения угольного региона на протяжении многих лет была привержена Православию. До революции донецкую землю украшало множество православных храмов. Их возводили выходцы из Курской, Смоленской, Белгородской губерний, Краснодарского края, переселившие в Донбасс в поисках лучшей доли. Местные помещики из служилого российского дворянства также охотно разрешали строить на своих землях православные храмы.

Так, в начале XIX века на территории села помещика Григорьева (Ленинский район Донецка) была построена первая Свято-Николаевская церковь. В 1842 году на средства помещика Мандрыкина был возведен первый Свято-Александро-Невский собор в его родовом селе Авдотьино. Когда начались гонения при большевиках, собор был взорван. Сейчас на этом месте возвышается точная копия дореволюционного храма, в котором идет служение.

По словам донецкого краеведа Н.Самойлова, православные храмы в Донбассе росли параллельно численности населения, и к 1925 году в крае было зарегистрировано 640 православных приходов.

"На Украине часто изображали Донбасс безбожным регионом. На самом деле, многие донбасские храмы выстояли даже в лихие годы. Православие исповедовали в шахтерских семьях потомки русских крестьян, оно было распространено среди мещанства, купцов, промышленников, служилого русского дворянства, которое владело землями в крае".

По мнению краеведа, более всего в духовном плане Донбасс пострадал в годы атеистических репрессий при большевиках, и после войны, в период так называемой Хрущевской оттепели.

"Регион пережил несколько волн атеистических репрессий, судьба у Донбасса в этом смысле сложная. Но несмотря на это, все равно тайно люди продолжали крестить детей, поздравлять с Пасхой… Это в крови у славян, Православную веру невозможно истребить. Тем более, что большая часть жителей трудилась на шахтах, а когда спускаешься под землю, нельзя без веры. Она и поддержит, и укрепит…Возможно, наша Православная вера странна для Запада, в одном издании, я прочитал, что русское Православие рассматривается на Западе, как что-то вроде душевной болезни русского человека. А на самом деле, это спасительный круг для нас, особенно когда идет война с укронацистами, когда тяжело, и страдают простые люди", – заметил он.

С этим утверждением согласен также преподаватель христианской этики и православный донецкий блогер Игорь С., который пояснил особую приверженность к Православию в Донбассе особенностями русской души. 

"Русский человек адекватно чувствует себя в тяжелых условиях, только опираясь на веру. А Православие способствует раскрытию в человеке таких качеств, с помощью которых можно не только преодолевать невзгоды, но и достигать вершин духа, которых на Западе и не видывали".

Когда исполняются пророчества старцев

Сегодня в Донбассе много бывших фронтовиков, они также включились в православную жизнь региона. Как сказал один местный житель, семья которого в годы религиозных репрессий подверглась гонениям за веру, война меняет тех, кто выжил. 

"Это ощущается на каком-то другом, высшем плане. Один мой родственник, комиссованный по ранению, когда вернулся с фронта, сразу покрестил своих детей. Он пояснил, что так делали его предки, и теперь он тоже так должен поступать", – добавил мужчина.

В последнее время среди православных Донбасса более всего распространяются откровения святых старцев, особенно Ионы Одесского, в свое время предсказавшего трудные времена для русских людей.

"Старец говорил, что Украины и России в отдельности не существует. А есть только единая Святая Русь. Но никто к его словам не прислушивался всерьез. Старец хорошо к русским царям относился, считал, что их Бог поставил на трон…", – рассказала одна из прихожанок донецкого Свято-Преображенского собора.

По мнению этой женщины, сейчас особенно надо следить за пророчествами святых православных старцев, потому что все стало исполняться.

"Возьмите тот же доллар американский, св.старцы говорили, что станет он бумага бумагой. Как листья ветер будет гнать его по дороге, никто за ними и не нагнется. А Святая Русь останется, и не просто так ее называли святой. Это не потому, что мы такие святые и земля наша чем-то лучше других. Эта земля, которая была полита кровью и потом наших предков, которые создавали это государство. И вот их труды, Православная вера и праведная жизнь дают основание называть наше государство Святой Русью, и Донбасс, как часть ее".

Автор Наталья Залевская

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров