Рамиль Замдыханов: Населения на Украине станет меньше
Верховная рада Украины приняла законопроект о медицинской реформе, но нововведения пугают и врачей, и пациентов. Донецкий независимый журналист и блогер Рамиль Замдыханов предположил, как реформа будет работать в украинских реалиях и что она несет рядовым украинцам. ИА "Новороссия": В че
Верховная рада Украины приняла законопроект о медицинской реформе, но нововведения пугают и врачей, и пациентов. Донецкий независимый журналист и блогер Рамиль Замдыханов предположил, как реформа будет работать в украинских реалиях и что она несет рядовым украинцам.
ИА "Новороссия": В чем суть медицинской реформы на Украине?
Рамиль Замдыханов: Суть медицинской реформы, которую своим голосованием утвердили украинские народные (подчеркну!) избранники лучше всего отражает старый циничный анекдот, в котором больного везут куда-то на каталке. "Куда едем?" — интересуется пациент. "В морг", — отвечают ему. "А может в палату?", "Врач сказал в морг, значит, в морг". Проголосованный парламентариями законопроект приговаривает огромное число украинцев к практической невозможности получить бесплатную медицинскую помощь, а это означает, что теперь услуги врачей там будут доступны только для людей, у которых есть лишние деньги. Много ли таких нынче на Украине?
Особенно тяжело придется пенсионерам, которых просто зажимают с двух сторон новыми пенсионным и медицинским законодательством. Очевидно, что перед украинским правительством поставлена глобальная задача кардинально "проредить" собственное население. "Аграрной суперрхдержаве", которой становится Украина, не нужно столько людей, сколько живет там сейчас, хватит и половины. Особенно не нужны люди нетрудоспособные: пенсионеры, болеющие, инвалиды. Вот их-то и заморят принятые украинскими депутатами нововведения.
Сторонники преобразований утверждают, что законопроект всего лишь легитимирует и без того существовавшую практику, когда операции, обследования и консультации в украинских больницах оплачивались пациентом. Отчасти они правы, но действуя в такой логике нужно легитимировать заодно наркоманию, проституцию, обложить налогами взятки, что в шутку предлагалось уже не раз. Впрочем, изменения в украинской медицине не предполагают желания шутить. Ведь вопрос тут идет о жизни и смерти, и смерти очень часто мучительной, в боли и страданиях.
Важно обратить внимание еще и на следующий аспект. Реформа украинского здравоохранения напрямую противоречит ст. 49 Конституции Украины, которая гласит "В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена". Но в сегодняшней Украине Конституция не означает ничего, ее превратили в безмолвный труп еще на Майдане в 2014 году, а сейчас, глумясь, препарируют.
ИА "Новороссия": Почему многие врачи обеспокоены её принятием? Будет ли она действительно введена в работу?
Р.З.: Врачи обеспокоены принятием реформы по нескольким причинам. Во-первых, какая-то часть докторов по инерции живет в этической системе, сформулированной еще "Клятвой советского врача", и не представляет – каково это, бросить на произвол больного только потому, что финансово он не в состоянии оплатить свое лечение. Может быть, таких врачей не так много, как хотелось бы, но они есть, и их отношение нельзя игнорировать.
Кроме того, медицинская реформа предполагает, что после ее введения врачи должны, как указывается, "соревноваться" за право лечить пациента. То есть, обещают построение такой системы оплаты труда врача, в которой, чем больше больных придет к тому или иному доктору, тем выше у него будет зарплата. Убежден, что на деле подобная вульгаризация отношений "врач-больной", выстраивание их по примитивной рыночной модели, приведет к тому, что поиск клиента станет для медработника важнее самого лечения болезни. Из доктора он превратится в "менеджера по продажам", с соответствующим рваческим мышлением и отношением к работе.
Кроме того, перевод врачей "на сдельщину" автоматически формирует потенциально коррупционную среду, в которой украинскому врачу придется "договариваться" с вышестоящим руководством за право получить деньги. А это означает привычные в таких делах "откаты, заносы и отстежки". Конечно, пиара ради в стране устроят несколько показательных процессов с задержанием мздоимцев и их публичным осуждением, но на общей системе это не отразится. Тяга к взяточничеству – это часть украинского менталитета, победить ее можно только сокращая "коррупционное поле", а не расширяя существующее.
ИА "Новороссия": Как медреформа отразится на украинцах?
Р.З.: Так же как пенсионная реформа, как повышение коммунальных платежей, как прочие аналогичные либертарианские, по своей сути, преобразования на Украине. Бедные станут беднее, немногочисленные богатые, сидящие на финансовых потоках, поступающих снизу – богаче. Те, кто обладает какими-то накоплениями, будут тратить их на новые или старые, но увеличившиеся, расходные статьи своего персонального бюджета. Население станет беднее. Население станет больнее. Населения станет меньше.
ИА "Новороссия": Можно ли сравнивать между собой системы здравоохранения республик Донбасса и Украины? На Ваш взгляд, где обычным людям, не имеющим больших средств на лечение, проще получить необходимую медпомощь?
Р.З.: Нельзя идеализировать состояние системы здравоохранения в республиках. Обычным людям, не имеющим больших средств на лечение, тяжело везде. В республиках тоже не строится социализм, и здесь медицинские услуги непозволительно часто не бесплатны, а общее снижение доходов населения еще сильнее обостряет этот аспект.
Некоторым не оправданием, но объяснением может являться то, что это в Донбассе, а не на Украине ведутся боевые действия. Это Донбасс находится в состоянии блокады, что негативно сказывается на всей экономике региона, а известно, что уровень развития медицины – это производная от показателей развития всего общества. Кроме того, сегодняшняя неопределенность статуса Донбасса и, признаемся, его будущего, вынуждает квалифицированные медицинские кадры покидать родные места, искать работу вдали, снижая, таким образом, уровень врачебного обслуживания в Донбассе. Это проблемы (вернее их малая часть), наличие которых, нельзя отрицать, их нужно видеть и работать над их устранением и преодолением.
В то же время, все чаще приходится слышать о так называемом "медицинском туризме" с той стороны линии разделения в Донецк, где стоимость медицинских услуг оказывается существенно ниже, чем на Украине, а качество выше или сопоставимым. Не сложно предположить, что после того как украинская медицинская реформа наберет обороты, поток подобного "медицинского туризма" только возрастет.
Что же касается сравнения систем здравоохранения Донбасса и Украины, то делать его не стоит. Донбассу стоит равняться на более гуманистические, современные и здоровые образцы.