Республика Донбасс: луганчане не против объединения с ДНР в составе России

Разговоры о необходимости объединения двух народных республик Донбасса ведутся, наверное, с момента их провозглашения. Хотя тогда, в апреле — мае 2014 года, казалось, что на фоне политического кризиса на Украине, вызванного государственным переворотом в Киеве, восстановление Новороссии в своих истор

Разговоры о необходимости объединения двух народных республик Донбасса ведутся, наверное, с момента их провозглашения. Хотя тогда, в апреле — мае 2014 года, казалось, что на фоне политического кризиса на Украине, вызванного государственным переворотом в Киеве, восстановление Новороссии в своих истор

Разговоры о необходимости объединения двух народных республик Донбасса ведутся, наверное, с момента их провозглашения. Хотя тогда, в апреле — мае 2014 года, казалось, что на фоне политического кризиса на Украине, вызванного государственным переворотом в Киеве, восстановление Новороссии в своих исторических границах произойдёт в обозримом будущем, а значит, Донецк и Луганск могут стать регионами более масштабного государственного образования. Но потом последовала военная операция украинских вооружённых формирований, потеря ряда районов Донбасса и закрепление территории ДНР и ЛНР практически в нынешних границах.

Разделение республик Донбасса на две административные единицы было по-своему логичным. И в Донецке, и в Луганске существовали готовые управленческие структуры бывших Донецкой и Луганской областей. Поэтому даже после бегства многих чиновников восстановить функционирование системы госуправления удалось достаточно быстро.

Ещё два-три года назад казалось, что Луганск и Донецк наметили точки взаимопонимания, поэтому более тесная интеграция республик — дело ближайшего времени. Были созданы парламентские рабочие группы по унификации законодательства, проводились заседания соответствующих комиссий. Но в этом году донбассовцы столкнулись с полностью закрытыми границами между республиками. Жители соседних городов и посёлков, тесно переплетённых родственными и социально-экономическими связями, живут практически за железным занавесом, а из Луганска в Донецк попасть труднее, чем на Украину. Такого в истории Донбасса, пожалуй, ещё не было.

Республика Донбасс

На этом фоне возобновление дискуссии об объединении республик показалось многим странным. Поводом для этого стал вопрос ростовской журналистки Софьи Брыкановой во время большой пресс-конференции президента России Владимира Путина.

Донецкий и российский политолог Владимир Корнилов посчитал не случайным выражение «республика Донбасс», прозвучавшее в вопросе, заявив, что название для нового государства после слияния ДНР и ЛНР уже есть.

«Журналистка спросила Путина о ситуации в «Республике Донбасс». Что ж, название нового государства после слияния ДНР и ЛНР уже есть», — написал Корнилов на своей странице в Facebook.

Кроме того, он поднял эту тему в эфире очередного ток-шоу на российском ТВ, подчеркнув при этом, что сегодня Донбасс «является самым русским регионом России».

Представитель ЛНР в политической подгруппе Минской контактной группы Родион Мирошник сделал репост публикации Владимира Корнилова в луганских пабликах и тем самым инициировал новую волну дискуссий по поводу возможного объединения с Донецком.

Публикация собрала сотни комментариев, в которых луганчане в основном выразили опасения по поводу объединения с ДНР со столицей в Донецке.

Приведу несколько наиболее показательных комментариев.

Kostyantyn Tsertsvadze: «Ну раз так уважаемый Корнилов хочет объединения, можем предложить ему Республику Донбасс со столицей в Луганске! Тем более Луганск уже был столицей его любимой Донецко-Криворожской Республики. Да и нынешняя мировая тенденция полностью идёт в тренде не размещать столицы в самых крупных городах страны, а наоборот, в спокойных полумиллионных городах. В США — в Вашингтоне, в Канаде — в Оттаве, в Бразилии — в Бразилиа, в Казахстане — в Астане, в Австралии — в Канберре, даже в ФРГ столица была в Бонне, а не во Франкфурте-на-Майне».

Сергей Мельников: «Мммда-а-а… Когда Корнилов с Мирошником подерутся в студии у Соловьёва, скиньте видео, пожалуйста, хочу на это посмотреть».

Светлана Чугунова: «Не хочется быть деревней. Уже много лет Донецк нас использует и позиционирует себя «старшим братом», нам отводя роль бесполезного придатка… Исторически повелось, что Донецком правят бандюки, а нами «комсомольцы». Не хочу под бандюков. Если уж на то пошло, так пусть лучше мы будем Ростовской областью».

При этом наибольшее число лайков собрали комментарии, в которых луганчане высказывались за интеграцию с Ростовской областью.

Ирина Шабловская: «Да как угодно, лишь бы быстрее войти в состав России или хотя бы перейти на все российские стандарты, запустить банки, жд ветку и т. д.».

Катерина Сапрыкина: «Со столицей в Ростове, чтобы раз и навсегда этот срач закончить».

На чем основаны опасения луганчан

Ещё при Украине жители Луганска с опаской относились к перспективе стать провинцией Донецкой области. Разговоры об укрупнении Донецкой области за счёт Луганской активно велись в годы правления президента Виктора Януковича. Перспектива стать провинцией Донецкой области для Луганска не очень заманчива, мягко говоря. Да, сегодня Донецк больше и богаче (хотя после войны уже не настолько и богаче), но у более старшего Луганска сильны свои культурно-исторические традиции, в том числе дореволюционного периода истории.

Можно также вспомнить, что столицами Донецко-Криворожской Республики были Харьков и Луганск, а не Юзовка, в 1917 году только получившая статус города. В начале же ХХ века Луганск был мощным промышленным центром Юга России с достаточно развитой инфраструктурой и уже устоявшимися традициями. Например, по числу синематографов (к 1914 году их было в Луганске пять) в расчёте на количество населения в то время Луганск не уступал многим европейским столицам. Да и история «Донбасс-оперы» берёт своё начало именно из Луганска, где ещё до Великой Отечественной войны был создан Луганский оперный театр.

По мнению ряда луганских исследователей, в 60–80-е годы ХХ века Ворошиловград-Луганск сделал большой рывок в своём развитии в том числе потому, что руководители города и области ориентировались на прямое сотрудничество с Москвой в обход достаточно сильных донецких элит. В этот период Луганск развивался и строился невиданными темпами. Чего стоит хотя бы тот факт, что в 1972 году луганский футбольный клуб «Заря» стал чемпионом СССР по футболу. На тот момент «Заря» была единственным клубом-чемпионом не из столиц союзных республик. Донецкий «Шахтёр» такими достижениями в советское время похвастаться так и не смог. А вот уже после развала СССР, в 1990-е и нулевые годы, на волне разрушения экономических связей с остальной Россией в Луганск начал заходить донецкий «бизнес», мягко говоря, не церемонившийся со своими конкурентами и не особо переживавший за экономическое развитие луганских предприятий. С тех пор луганчане с опаской относятся к «донецким».

Стоит также отметить, что в Донецке более выражена региональная идентичность, а Луганск был всегда более имперским городом, ориентированным на Россию. Это было заметно и во время Русской Весны. Захват административных зданий в Донецке и Луганске произошёл практически одновременно. При этом если в Донецке уже на следующий день была провозглашена ДНР, то в Луганске ни о какой ЛНР ещё и не слышали. Только спустя неделю-две после взятия здания СБУ в палаточном городке и на улицах Луганска стали появляться флаги ЛНР и соответствующая символика. Если посмотреть видео и фото марта — начала апреля 2014 года в Донецке и Луганске, можно обратить внимание на то, что в Луганске на фоне российских триколоров не было ни одного флага ЛНР, в отличие от Донецка, где флаги ДНР использовались вместе с российскими практически с самого начала событий.

Сегодня жители Луганска, судя по комментариям в соцсетях и публичных высказываниях, считают, что при гипотетическом слиянии республик Донбасса Донецк и Луганск должны иметь равный статус. Как вариант, можно разделить органы власти между двумя столицами и развивать оба региона в рамках объединённой республики. А по большому счёту Донецк и Луганск должны в будущем стать региональными или областными центрами Новороссии, которая объединит русские земли от Харькова до Крыма.

Возвращение в состав России устроит всех

Конечно, есть вариант, который устроит и луганчан, и дончан, — это возвращение в состав России. Тогда все споры о статусе регионов и городов уйдут на задний план. Да и вариант этот уже не кажется таким невероятным, как ещё два-три года назад. Ежедневно сотни, а то и тысячи жителей Донбасса получают российские паспорта. Процесс технологически налажен, и поток новых российских граждан только увеличивается. Тема объединения всё чаще звучит и от официальных лиц.

Несколько дней назад, к примеру, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Александр Шерин заявил, что народные республики Донбасса — ДНР и ЛНР — следует включить в состав Ростовской области РФ. Свою позицию парламентарий аргументировал тем, что российским властям ни в коем случае нельзя допустить, чтобы Украина стала членом НАТО. Эту «болезнь», считает депутат, легче предупредить, нежели лечить. Именно поэтому ДНР и ЛНР и должны войти в состав Ростовской области.

Чуть раньше в этом же ключе высказывались и другие депутаты Госдумы. А после пресс-конференции президента России уверенность в дальнейшей интеграции смелее стали высказывать и чиновники в самом Донбассе. Так, руководитель ОД «Донецкая Республика» Алексей Муратов заявил, что уже в скором будущем нынешние республики Донбасса — ДНР и ЛНР — войдут в состав Российской Федерации.

«Владимир Путин — человек слова и дела. И он чётко дал всем понять: русский Донбасс — под защитой России. А это значит, что впереди нас ждёт ещё большее сближение с Российской Федерацией. И, конечно же, Республика Донбасс в составе Большой России», — написал он в колонке для «Политнавигатора».

Одновременно со стороны Украины мы видим противоположные тенденции — Киев открыто признаёт, что выполнить Минские соглашения нет ни возможности, ни желания. Президент Владимир Зеленский в открытую просит помощи у нового президента США Джо Байдена, а украинские войска готовятся «решать» вопрос Донбасса при помощи НАТО.

В этих условиях ничего не остаётся, кроме как рассматривать «особый статус» Донбасса, но уже не в составе мифической «обновлённой Украины», а в составе Южного федерального округа Российской Федерации, столицей которого и является Ростов-на-Дону. Кто знает, может, не случайно тема интеграции ДНР и ЛНР с Ростовской областью звучит всё чаще в российской общественно-политической повестке?..

Тихон Гончаров

Новости партнеров