Роман Разум: Фильм «Ополченочка» — это память о героизме русского Донбасса
3 октября 2018г. кинокомпания «Лугафильм» закончила съемки полнометражного, художественного фильма «Ополченочка». Съемки проходили около четырех месяцев, примерно 70 рабочих смен. Проект был организован при поддержке Казачьей медиа-группы, Министерства культуры, спорта и молодежи
3 октября 2018г. кинокомпания «Лугафильм» закончила съемки полнометражного, художественного фильма «Ополченочка». Съемки проходили около четырех месяцев, примерно 70 рабочих смен. Проект был организован при поддержке Казачьей медиа-группы, Министерства культуры, спорта и молодежи ЛНР, Народной милиции ЛНР. В фильме принимали участие актеры из Москвы, Донецка, Ростова-на-Дону, Волгограда и других городов. Предварительная дата премьеры фильма — май 2019г., фильм будет приурочен к пятой годовщине образования Луганской и Донецкой народных республик.
Генеральный продюсер, автор идеи, оператор-постановщик, генеральный директор студии «Лугафильм» Роман Разум рассказал ИА «Новороссия» о том, как создавался фильм, о процессе съемок, работе актеров, участии Натальи Поклонской и дальнейших творческих планах.
ИА «Новороссия»: Как зародилась идея снять полноценный художественный фильм, и почему именно «Ополченочка»?
Роман Разум: История создания этого фильма связана с песней «Ополченочка», которая мной придумана. Мы с ансамблем «Новороссия» исполнили ее сотни раз на концертах, она стала нашим хитом, своего рода визитной карточкой нашего коллектива. Она затрагивает женскую тему, и мне после концертов довелось со многими женщинами ополчения познакомиться и пообщаться. До глубины души трогали истории молодых девчонок, которые пошли воевать. Особенно меня тронула тема женского танкового экипажа. Это на самом деле уникальный случай. За всю историю войн не было ни одного полностью женского экипажа. Это говорит насколько наша война особенная. В Великую Отечественную войну был экипаж, в котором была одна женщина и два мужчины, а у нас, получается, впервые экипаж из трех женщин с разной судьбой.
Так зародилась эта идея, я стал в своей голове придумывать наброски сценария, сделал первый вариант такого синопсиса на 5 страницах. Потом понял, что я даже физически не смогу создать полноценный сценарий на 80 страниц. Я начал искать сценариста. Нашел Бориса Табачника. Общались с разными ребятами, но остановился на нем. Я увидел, что человек очень загорелся идеей. На начальном этапе у нас была своего рода одержимость, вера в то, что мы это можем сделать, что нам помогут и власти, и силовые структуры. Я делал ставку на то, что если мы сделаем правильный интересный сценарий, то воплотить его в жизнь будет не так и сложно. Нужно было просто немного почвы финансовой, потому что тут все остальное есть. То есть нам не нужно было делать графику – у нас есть армия, у нас есть танки. Я верил, что нам помогут. Все так и произошло, в принципе.
Писали сценарий мы где-то, наверное, месяцев 7-8. Ездили на полигоны, ездили на передок, ездили по частям, соединениям, общались с разными девушками, собирали информацию, чтобы было из чего потом работать. И вот пообщавшись с разными ополченочками, у нас родились образы наших героинь, которые воплотили в себе реальные истории реальных людей.
Когда был готов сценарий, мы начали искать режиссера. Сначала я думал, что им будет Таня Дремова, трагическая история которой также вошла в сценарий. Она хоть и театральный режиссер, но я понимал, что вместе мы справимся. Но потом волей судьбы она забеременела, и мы поняли, что будет очень сложно. Она и сама сказала, что я вряд ли смогу, поэтому мы начали искать другие варианты.
Потом нас судьба свела с Валерием Пендраковским, достаточно известным режиссером. Он часто приезжал в Луганск заниматься со студентами академии Матусовского (Луганская государственная академия культуры и искусств – прим.ред.). Он тоже сразу загорелся идеей, мы начали работать с ним. Именно Пендраковский настоял, чтобы история Павла Дремова была включена в сценарий. До этого мы не решались прямо отразить трагедию атамана. Но мы ему благодарны, за то, что он нас на это толкнул. Это был период, когда мы еще не совсем понимали, где взять бюджет на съемки. Я даже рассматривал вариант все делать своими силами. Пусть это было бы не так ярко, но мы в любом случае были готовы работать над реализацией проекта.
Потом Таня Дремова меня познакомила с руководителями Казачьей медиа-группы. Ребята очень идейные, соратники Павла Дремова, которые в свое время выходили с ним из Лисичанска. Они не пожалели вложить в фильм денег. Фамилии я пока называть не буду. После начала съемок возникли определенные проблемы у их родственников на той стороне. Люди пожертвовали многим, чтобы запустить этот проект.
После появления меценатов, мы опять углубились в переработку сценария. Мы углубились в идейные, исторические аспекты, в тему казачества…
ИА «Новороссия»: То есть финансирование проекта — это средства местных меценатов?
Р.Р.: Бюджет фильма – это исключительно частные деньги наших людей, с нашей земли, которые помогали военным, а теперь помогли сделать такой культурный прорыв. Они оставили все и ушли вместе с казаками воевать за свободу Донбасса. И они до сих пор этим занимаются.
Ребята помогли нам купить оборудование для киностудии. Смело скажу, что это лучший комплект для съемок художественного кино в Донбассе.
ИА «Новороссия»: Какой бюджет у фильма?
Р.Р.: Меня просили пока не называть цифру. Могу только сказать, что мы ни копейки не взяли бюджетных денег. Чтобы не было разговоров «вот, лучше б дороги сделали или бабушкам продукты купили».
Мы понимаем, что мы делаем самый дорогостоящий, самый эффектный и эффективный проект по пропаганде наших ценностей за все время. Может даже за всю историю Донбасса.
Мы также очень благодарны всем структурам, которые помогали в создании фильма. В первую очередь, это армейский корпус Народной милиции. МВД, ГИБДД, МЧС, Министерство культуры.
ИА «Новороссия»: Когда начались непосредственно съемки?
Р.Р.: Мы планировали снимать в 2017 году. Но пока провели подготовительные работы, подготовили оборудование, доделали сценарий, настал сентябрь, и мы поняли, что придется ждать новый сезон – нам нужно было лето.
В январе у нас появился новый режиссер. Это Алексей Козлов. Мой старый друг, с которым мы сняли восемь клипов. Изначально я не рассчитывал на него, потому что он занят во многих проектах, сериалы снимает в Москве. Когда я ему намекал на участие, он говорил, что не может, так как занят. Но потом так сложились обстоятельства, что я к нему опять обратился и поставил вопрос конкретно. Сказал: «ты нам очень нужен, тема большая и для тебя она может стать важным этапом». Он, кстати, был первым российским режиссером, который приехал в Луганск и поставил спектакль в украинском театре. За что попал в базу «Миротворца». За спектакль в украинском театре на украинском языке. В итоге он согласился, тем более что это было лето – пора отпусков. Он как-то раздвинул график, и мы начали активную работу.
Когда он приехал, мы объявили большой республиканский кастинг. Люди приезжали как сюда, так и мы выезжали в другие города и находили там подходящих актеров.
В итоге у нас сложилась база примерно 700 человек, из которых процентов 15 было профессиональных актеров, еще процентов 10-15 были людьми из сферы культуры, и процентов 70 – это обычные люди, жители Донбасса, которые горели желанием участвовать в проекте.
Самое сложное, наверное, было определиться с тремя главными героинями. Первая героиня была определена практически сразу – это ведущая актриса Луганского украинского драмтеатра Наталья Стародубцева. Вторая должна была быть Таня Дремова, но она забеременела. Поэтому мы искали ту, которая еще и согласиться побриться наголо. И мы нашли – это актриса Мария Перн из Москвы. И третью привел Алексей – это Наталья Колоскова, очень харизматичная, хорошая актриса.
Также в съемках участвовали актеры из русского и украинского драмтеатров, в том числе наш мэтр, народный артист УССР Михаил Васильевич Голубович.
В военных эпизодах снимались простые ребята из ополчения. Потому что далеко не каждый актер справиться с некоторыми задачами. Чтобы танк его в окопе переезжал. Чтобы он с коктейлем Молотова… Все горит. Я кричу — все нормально? Он отвечает – «та мне пофиг, я раненый, перераненый».
ИА «Новороссия»: Актеры из украинского драмтеатра – Наталья Стародубцева, Александр Редя, Виталий Лясников… Участие в проекте – это была их гражданская позиция? После выхода тизера с той стороны ожидаемо посыпались обвинения в их адрес.
Р.Р.: Конечно это их гражданская позиция. Они понимали, в какой фильм идут сниматься. Что как ни крути, это политический фильм. Да, тут драма, история людей, но это неразрывно связано с политикой. Хотя в фильме мы отражаем уважение к украинскому языку, это все будет в диалогах Голубовича. Если все сложится как задумано, любой патриот Украины, который будет смотреть этот фильм, ему будет очень неловко увидеть некоторые моменты. Мы достаточно тонко раскрыли тему уважения к культуре и языку не смотря на действия и преступления отдельных украиноязычных представителей.
Не могу не отметить Лясникова. Ярчайший актер. До фильма я не был с ним знаком. Он настолько органично вписался в фильм и стал одним из главных персонажей.
ИА «Новороссия»: Почему главного украинского боевика играет российский актер?
Р.Р.: Вилен Бабичев, который играет главного нацика, очень большой актер. Он играл в «Викингах», снимается в Голливуде. Он согласился участвовать в проекте по идейным соображениям. Он сам с Полтавы, очень ненавидит хунту и всю эту нацистскую мразь. При этом играет как раз главного нациста, через свой образ показывая, что такое зло. При этом в жизни он добрейший человек.
ИА «Новороссия»: Какой эпизод снимали первым?
Р.Р.: Первая сцена – это парад Победы. Наша Театральная площадь. Среди людей стояли наши героини, которые уже не в танке, а на параде. Это финал фильма. То есть мы начали снимать с финала. Масштабная сцена. Некоторые вещи очень трудно было сделать. Например, в отреставрированном танке Т-34 на параде ехал наш актер Виталий Лясников. Это было нереально сложно организовать, договориться — на нас смотрели как на идиотов.
Сначала все это было очень тяжко, но потом пришло понимание, что это очень важная пропагандистская работа, потому что сюжетами на «Луганск24» мало что можно сделать в этом направлении.
В мае мы начали, потом был небольшой перерыв, а потом с 15 июня по сегодняшний день мы снимали практически каждый день. В итоге у нас получилось 70 очень плотных смен, около 150 сцен. Порой было очень тяжело, особенно в жару.
ИА «Новороссия»: Чья музыка звучит в саундтрэке?
Р.Р.: Автор музыки к фильму — полковник, командир Второй бригады Народной милиции Ян Лещенко. Он еще до войны занимался музыкой к кинофильмам. Мы взяли часть уже готового материала, несколько новых тем он специально сочинил.
Когда мы закончим монтаж и поймем окончательную концепцию, мы запишем оркестр. Кроме того, в фильме могут быть использованы песни некоторых рок-групп, поддерживающих Донбасс, но пока не буду называть конкретных исполнителей.
ИА «Новороссия»: Как появилась в фильме Наталья Поклонская?
Р.Р.: Помог Юрий Мильчинский, ведущий программы «Мужской разговор». Он сам военный, офицер. Он очень проникся идеей. Наталья Владимировна ведь наша землячка, я даже не знал раньше. А мы как раз снимали эпизод на ее родине в Михайловке, как раз храм, который она помнит с детства. Так вот Мильчинский передал сценарий мужу Поклонской Ивану Соловьеву. Он сказал, что тема правильная, важная, и Наталья дала добро на съемки.
Мы знаем, как она критично относится к киноматериалу. Мы помним историю с фильмом «Матильда». Для нее было важно, чтобы фильм, который оскверняет память, не вышел на экраны. То есть человек реально очень тонко подходит к кинематографу. И вот она нам дает руку, говорит «Вы – молодцы». Она смотрела трейлер – у нее слезы шли. Она ведь тоже ополченочка Крыма, герой Русской весны. Вот это женское начало… Это очень важно.
Наталья Владимировна появится на экране в роли самой себя. Мы сделали под нее пресс-конференцию закрытую, на которой снимали кино. Открытой конференции не было, никто и не знал, что она приедет. Единственное, что она попросила подождать пока она пересечет границу, а потом выкладывать фото и видео. И тут буквально через пару часов произошел настоящий информационный взрыв. Она ведь один из самых медийных депутатов сейчас в России. Нам постоянно звонили журналисты, о нашем фильме многие узнали после этого.
ИА «Новороссия»: Какая основная идея, главный посыл фильма?
Р.Р.: Первый и самый важный посыл – это то, что Донбасс должен быть с Россией. Что все, чем мы живем здесь и дышим – это все исконно русское, и мы просто на какой-то период оторвались от своего дома. Это первое.
Второе – нужно чтить память героев. Вечно. Пока мы живы, мы должны рассказать о них своим детям. Когда мы умрем, чтобы дети старались донести память. Пройдут сотни лет, появятся новые герои, которые станут героями потому, что будут помнить об этих героях. Ведь наши парни тоже встали, потому что наши родители нам правильно донесли память о Великой Отечественной войне. Пока эта цепь будет жить, мы будем едины и непобедимы. Вот это те, самые важные тезисы.
ИА «Новороссия» Тема отношений с Украиной. Возможно ли примирение с той стороной и какие для этого должны быть условия. Веришь ли ты, что этот фильм когда-то выйдет в прокат на Украине?
Р.Р.: Нет, не верю. Потому что тогда, когда мы помиримся (если помиримся), этот фильм станет уже историей, классикой. Много лет пройдет.
То, на что мы надеялись в 2014 году, умерло примерно осенью того же года. Когда всех легендарных командиров убили. Если тогда можно было верить в то, что мы быстро что-нибудь сделаем, что часть Украины может стать Новороссией, что появится со временем какое-то пророссийское правительство, что все это выровняется, то сейчас уже нет.
Четыре года отдалили нас. У них пропаганда сильнее работает, чем у нас. Мы вот сделали первый фильм, а они уже четыре. Мы даже не знаем, как он пойдет в прокат, а у них полными метрами идет в кинотеатрах, куда загоняют школьников, студентов. Мы каждый день теряем возможность вернуть все назад. И теряем в прогрессии. Дети вырастают на этой информации. Они с детства ненавидят Россию, считая нас оккупантами, варварами. Родители впаривают им дома эту ненависть…
Конечно, примирение – это очень важная цель. Если Украина поменяет все свои символы – герб, гимн, флаг. Чтобы новое правительство сказало, что Бандера и Шухевич – это плохо, а герои ВОВ – это наши символы, и что все нацики садятся в тюрьму, а уголовники будут наказаны.
Нынешние символы окончательно дискредитированы. Если, скажем, в 2012 году я не видел ничего зазорного в украинской символике, мог одеть и маку сборной Украины, жил в Москве и говорил — я с Украины, с Луганска, то теперь для меня герб Украины – это тоже самое, что и свастика, один в один вообще. Флаг Украины – это отвратительная тряпка…
Поэтому нужно много лет. Как это произойдет, я не знаю. Для меня лично был бы оптимальным сценарий дальнейшего распада Украины. Я не верю в ее целостность и не хочу, чтобы она выращивала детей, ненавидящих Россию. Поэтому пусть она валится к чертям, отходит в разным странам. Как минимум, в составе нашей общей страны должны быть Харьков, Днепропетровск, Одесса, Киев и все исконно русские земли. Остальное не так важно.
Но вообще самое важное, чтобы перестали стрелять и убивать людей. Потому что сейчас ни война, ни мир, а все рано гибнут люди. Дети идут в посадку и подрываются – все это остатки этой войны.
ИА «Новороссия»: Премьера фильма анонсирована на весну. Планируется ли прокат фильма в России?
Р.Р.: Самым первым и праздничным масштабным событием будет премьера фильма в Луганске, в кинотеатре «Русь». Наши люди первые должны его увидеть. Полный зал, пресс-конференция, красная дорожка, общение с актерами. Может танк удастся поставить перед кинотеатром.
Потом у нас уже есть запланированный показ на фестивалях. Вот недавно у нас в Луганске были организаторы фестиваля «Золотой витязь». Они посмотрели трейлер и сразу же пригласили нас в марте участвовать в фестивале. То есть, до марта мы уже должны сделать первый вариант фильма. Также планируем участие еще в нескольких фестивалях. Может быть также получится продать фильм одному из федеральных каналов.
Мы уверены, что получится организовать прокат по ЛНР и ДНР. Частично он будет благотворительным – в помощь детям и семьям погибших бойцов. Если нам удастся запустить кинопрокат в России, это будет конечно масштабное событие, это даст нам мощный толчок к тому, чтобы делать новые фильмы, чтобы киностудия «Лугафильм» процветала.
Вообще, мы обладаем огромным ресурсом, за который в России, в Москве другие кинорежиссеры и продюсеры будут миллионы долларов отваливать. А у нас это все есть. Локаций – снимай не хочу. И разрушенные дома, и подбитые, и сгоревшие, танки, полигоны… Тем более, пока, слава Богу, нет больших военных действий, самое время заниматься культурой и пропагандой.
ИА «Новороссия»: Сталкивались с проукраинским лобби, ставят палки в колеса?
Р.Р.: Наши недруги везде есть, это лобби есть и в Луганске, просто молчат так тихонько. Но вообще нам только предстоит заниматься продвижением фильма и конечно могут возникнуть проблемы. Например, скажут, что это политический фильм, нельзя на канал выставлять и т.п.
Надо отметить, что для людей, которые вложили средства в проект, не стоит задача заработать на нем. Для нас будет самым большим достоинством и победой, если мы сможем здесь, нашим людям, нашим детям сделать такое пособие по героизму. Вот это самое важное. Ну а если до российского зрителя эта картина не дойдет, значит не сможем мы это лобби побороть. Хотя очень бы хотелось.
ИА «Новороссия»: Зарубеж будете пытаться продвигать фильм?
Р.Р.: Предварительно есть договоренность с сербами. Но пока еще не время об этом думать. Надо закончить работу. Довести продукт до идеального варианта. Еще достаточно работы.
ИА «Новороссия»: Будет ли продолжение фильма?
Р.Р.: Сам сценарий «Ополченочки» подразумевает вторую часть. У нас незаконченная война и в фильме тоже нет этой точки. Да, мы заканчиваем фильм парадом Победы, но это дух Великой Отечественной, а вот этой нашей победы мы пока не видим. Поэтому если фильм будет успешным, вполне возможно продолжение.
ИА «Новороссия»: Расскажи о ближайших творческих планах?
Р.Р.: Были бы у меня сейчас возможности запускать большой проект, я бы снимал фильм, который я долгие годы мечтаю сделать — это фильм о трагедии в Беслане. И сценарий есть, я его писал семь лет, это выстраданная тема. У нас в Луганске есть все условия, чтобы этот фильм сделать. Мы один из эпизодов снимали в разбитой 39-й школе. Я там сутки пробыл и думал – бери и снимай про Беслан. Но это пока просто мечта. Но если в нее сильно верить и упорно работать, она может осуществиться.
А вообще, я хочу вернуться к концертной деятельности с ансамблем «Новороссия». Мечтаю снова увидеть зрителя, полные залы. Это мое основное. Тем более, мы уже записали новый альбом. Если все будет хорошо, в ноябре мы сделаем презентацию альбома «Победа за нами» и тур по городам Донбасса.
ИА «Новороссия»: Спасибо за откровенный разговор, желаем успехов всей вашей творческой команде и ждем с нетерпением выхода фильма «Ополченочка» на экраны.
Р.Р.: Спасибо!