Российский Renault для Запорожья: какие схемы выдумывает украинский бизнес, чтобы выжить

Активное стремление украинских властей после госпереворота 2014 года как можно скорее отделаться от общего российско-украинского прошлого, фактически привело к обрыву всех экономических связей с РФ. Обещанные в качестве возмещения за убытки от ухода с российского рынка макрофинансовые вливания от ЕС

Активное стремление украинских властей после госпереворота 2014 года как можно скорее отделаться от общего российско-украинского прошлого, фактически привело к обрыву всех экономических связей с РФ. Обещанные в качестве возмещения за убытки от ухода с российского рынка макрофинансовые вливания от ЕС

Активное стремление украинских властей после госпереворота 2014 года как можно скорее отделаться от общего российско-украинского прошлого, фактически привело к обрыву всех экономических связей с РФ. Обещанные в качестве возмещения за убытки от ухода с российского рынка макрофинансовые вливания от ЕС не смогли оградить Украину от общего спада промышленного производства, который всё более углубляется. Достаточно сказать, что с января по август 2020 года индекс промышленной продукции страны упал на 7,4% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Некоторые крупнейшие отрасли промышленности, например вагоностроительная, в настоящее время находятся на грани полной остановки. Украина молниеносно превратилась из суверенного государства в рынок сбыта для иностранных производителей. Так, в самом угаре антироссийской кампании, с 2014-го по 2015 год, внешнеторговый оборот с Россией сократился приблизительно на 75%. Правда, многие украинские олигархи не спешили уходить с российского рынка. Так, известная липецкая фабрика «Рошен», которая принадлежала экс-президенту Петру Порошенко, фактически продолжала выпуск своей продукции до 2017 года. Длительное время присутствовали на российском рынке и украинские алкогольные бренды: водка «Хортица», пиво «Оболонь», а также табачная продукция.

Особенности тайного «фруктово-овощного» экспорта

Более всего насильственная запретительная «политика» киевского режима ударила по аграриям. Так, убытки украинского АПК после разрыва взаимоотношений с Россией составили порядка 300 млн долларов в год. Предприняв неудачные попытки поиска покупателей украинской сельхозпродукции в государствах Европейского союза, Западной и Юго-Восточной Азии, аграрии Украины были вынуждены прибегнуть к проверенному способу — использовать для реализации своей сельхозпродукции третьи страны, а именно Беларусь. Об этом свидетельствуют цифры «фруктово-овощного» экспорта, который за последние шесть лет вырос в 28 раз. Так, в 2013 году Украина реализовала в Беларусь всего 147 тонн яблок, в Россию — 10,7 тысячи тонн. С 2017 года экспорт яблок в РФ прекратился, зато в Беларусь, напротив, резко вырос — до 13,2 тысячи тонн в год. И это притом, что рынки самой Беларуси были практически завалены этими фруктами. В последующие годы белорусы импортировали из Украины до 20 тысяч тонн яблок. Возможный вопрос, а зачем белорусам столько яблок, следовало бы задать иначе: куда они идут?

В реализации других ягод и фруктов: абрикосов, слив, клубники, малины, сухофруктов прослеживается та же динамика. С гречкой возникла ситуация обратная. Так, если в 2013-м Украина приобретала эту крупу только российского производства в количестве десятков тысяч тонн, то в 2019 году вместо России в гречневые поставщики на украинский рынок вышла Беларусь — около 1,5 тысячи тонн.

Аналогичная ситуация наблюдается также с закупками мясной продукции. Так, вес украинского мяса крупного рогатого скота, «свежего или охлаждённого», которое ещё шесть лет назад закупала Беларусь, составлял всего ничего — 97 тонн, но потом наблюдается стремительный рост — до 16 тысяч тонн.

Другими словами, Беларусь, не снизив собственное мясное производство, неожиданно начала стабильно закупать украинское мясо, причём в таком количестве, которое значительно превысило предыдущие, довоенные поставки этой украинской продукции в Россию. И это притом, что потребление собственной говядины в Беларуси снижается. Спрашивается, для удовлетворения чьих аппетитов предназначена так называемая белорусская мясная продукция? Надо сказать, что и с замороженным мясом ситуация аналогичная. Так, в 2013-м Украина реализовывала данную продукцию в РФ в количестве 5,8 тысячи тонн на 22,6 млн долларов. В настоящее время закупок замороженного мяса РФ не осуществляет, но его закупает Беларусь, причём в тех же объёмах. Эти факты свидетельствуют только об одном — о резком увеличении реализации украинских овощей, мяса и ряда других продуктов в Беларусь, которая сама потребить данные объёмы просто не состоянии. Зато эту страну до недавних событий было удобно использовать в качестве перевалочного пункта, особенно после введения ряда ответных российских санкций на украинскую продукцию. Увы, но выход в виде так называемых серых схем, вынужденно найденных предприимчивыми аграриями, оказался неприемлем для большинства предприятий бумажно-целлюлозной и винодельческой промышленности Украины, на которых работают более 150 тысяч человек.

Россия приходит на помощь

В незавидном положении оказались и предприятия тяжёлого, радиотехнического и сельскохозяйственного машиностроения, которые были также полностью сориентированы на экспорт своей продукции в РФ. Причём это положение в настоящее время является настолько серьёзным, что Лига промышленников и работодателей, в которую входят около 240 предприятий, начала предпринимать неоднократные попытки обращений к некоторым трезвомыслящим украинским политикам, в частности к главе оппоблока «За жизнь» Виктору Медведчуку, с просьбой по возможности оказать содействие в вопросах частичной отмены ответных российских санкций.

Учитывая сложившуюся сложную ситуацию на украинских заводах и в качестве жеста доброй воли, президент Российской Федерации Владимир Путин согласился, как сообщала пресс-служба Кремля, с предложением премьер-министра РФ Михаила Мишустина открыть доступ для поставок оборудования на российский рынок трём украинским предприятиям — компании «Брацлав», Барскому машиностроительному заводу и Рубежанскому картонному комбинату.

Сообщается, что вышеупомянутым компаниям было разрешено осуществлять экспорт не всей продукции, а только нескольких позиций. Так, винницкая компания «Брацлав», ведущее украинское предприятие по производству оборудования для дойки и первичной обработки молока, экспортировала котлы центрального отопления, Барский машиностроительный завод — доильные аппараты, Рубежанский картонный комбинат, ранее включённый на Украине в список предприятий стратегического назначения, — гофрокартон.

По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, Россия сегодня обеспечена собственными мощностями для производства указанной продукции. «Где-то, как, например, в случае с гофрокартоном, мы полностью закрываем потребности за счёт своих предприятий и даже часть поставляем на экспорт. Потребность в котлах центрального отопления также в достаточной степени обеспечивается и российскими заводами, но для импортируемых товаров выход на рынок нового игрока создаст дополнительную конкуренцию. Мы готовы пойти навстречу нашим украинским партнёрам в этом вопросе и рассчитываем, что этот шаг окажет позитивный эффект для двусторонних экономических отношений», — пояснил министр.

В российском Минпромторге также подчеркнули, что на рынке, на который позволили выйти украинским компаниям, уже присутствовало российское оборудование, в частности отопительные котлы как минимум дюжины компаний: Viessmann, Bosch, «BaltGaz Групп», «ОмЗИТ», «Лепакс», «Боринское» и других. Часть продукции импортируется из Европы и Южной Кореи. Тем не менее в Минпромторге после тщательной проработки влияния такого решения на внутренний рынок РФ уверены, что интересы российских поставщиков и покупателей будут в полной мере соблюдены.

Данная инициатива была в достаточной мере оценена украинскими промышленниками, но, к сожалению, зеркального ответа о дальнейшем взаимодействии с украинскими партнёрами со стороны Украины не последовало. Более того, публичная реакция, поступившая из провластных украинских кабинетов, на это решение была отрицательной. Тем не менее, по мнению многих оппозиционных режиму политиков, такая поддержка — «очень серьёзный инструмент влияния, потому что за эту ниточку можно попытаться потянуть весь украинский бизнес». Ведь вслед за тремя украинскими компаниями могут последовать и другие из 240 предприятий, входящих Лигу промышленников и работодателей.

Российско-украинское возрождение гиганта автомобилестроения

Следующим этапом к наметившемуся прогрессу восстановления экономических взаимоотношений между Россией и Украиной стало решение о сборка купе-кроссоверов Renault Arkana из российских машинокомплектов автогиганта «АвтоВАЗ» на мощностях Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ), принадлежащего украинскому предпринимателю Тариэлу Васадзе. Но через несколько недель украинские СМИ, в частности «Экономическая правда», сильно возмутились, заявив о том, что ЗАЗ обходит запрет на ввоз на Украину машин российского производства и фактически собирает готовые машины.

«Французское в этой модели только название, потому что Renault Arkana изготавливают на российском заводе «АвтоВАЗ». А «начало производства» на ЗАЗ на самом деле является крупноузловой сборкой, чтобы обойти запрет на ввоз автомобилей из России», — пишет издание.

Впрочем, скандальная шумиха, организованная в украинских СМИ, не повлияла на дальнейшее развитие производства ЗАЗ, который предпринял масштабную модернизацию, чтобы полностью соответствовать международным нормам качества Group Renault. К слову, организовав сентябрьскую презентацию, компания Renault и не скрывала, что автомобильные комплектующие на ЗАЗ будут поставляться московским заводом филиала Renault Group. При этом глава правления ЗАЗ Николай Евдокименко заявил, что проект с Renault Group создаст новые рабочие места и будет способствовать развитию автопрома Украины.

Следует отметить, что Запорожский автомобилестроительный завод, старейшее предприятие по производству украинских автомобилей, до госпереворота в Киеве ежегодно производил около 258 тысяч новых транспортных средств. Трудности возникли сразу же после прихода к власти правительства Петра Порошенко. Тогда произошёл обвал украинского рынка в связи с девальвацией гривны и, соответственно, низкой покупательной способностью населения.

Для продукции ЗАЗа один за другим стали закрываться экспортные рынки, и старейшее предприятие оказалось в тисках только внутреннего рынка. Но и здесь его ждал удар, поскольку на Украину хлынул поток поддержанных автомобилей из Европы.

Объёмы производства ЗАЗа резко сократились. В 2017-м на ЗАЗе едва выпустили 1600 автомобилей. Далее выпускать на ЗАЗе автомобили уже не было смысла, и завод остановил своё автопроизводство, перейдя на перелицевание китайских автобусов. Так, за первое полугодие 2020 года ЗАЗ выпустил 17 автобусов и 0 легковых автомобилей.

Поэтому для старейшего автомобильного гиганта контракт с Renault стал настоящим спасательным кругом, поскольку крупноузловая сборка позволит заводу удержаться на плаву. К слову, на предприятии ходят слухи о начале выпуска ряда моделей Lada, куда также входит Granta и новая «Нива 2021».

Оживление жизни ЗАЗа, заполненные рабочими заводские цеха и потенциальный пока ещё выпуск новых машин на Украине вызвали резкое недовольство украинских национал-шовинистов. В сети уже появились их негодующие заявления и призывы бойкотировать ЗАЗ, дабы не «кормить агрессора». В ЕС Украине тоже грозят прекращением финансовой помощи и кредитования, если страна пойдёт по пути восстановления своего основательно разрушенного производства. Хотя даже действующим украинским политикам, не говоря уже о промышленниках и об аграриях, ясно, что Украина испытывает серьёзные трудности из-за разрыва экономических связей с Россией и, как следствие, потери российского рынка сбыта. А без этих двух основополагающих частей экономика Украины обречена. Однако киевский режим не меняет свой как внешний, так и внутренний курс, поэтому на данный момент остановить падение производства невозможно.

Наталья Залевская

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров