Россию лишат прав в решении мировых вопросов? Байден намерен реформировать Совет Безопасности ООН
США пытаются реформировать Совет Безопасности ООН, расширив количество постоянных членов. Нововведения могут привести к тектоническим сдвигам мировой архитектуры безопасности и продлить жизнь умирающей американской гегемонии. О том, какие страны могут попасть в пул вершителей судеб и как это отразится на России — читайте в материале Новороссии.
Узел ООН разрубается
Последние два года ознаменовались стремительно меняющейся архитектурой политической и военной жизни мирового сообщества. Однополярный мир, который Соединенные Штаты Америки довольно успешно выстраивали с момента распада Советского Союза, дал трещину и грозит рухнуть под напором стремительно развивающихся России и Китая. Лидеры многих государств убедились, что планетой не может руководить только одна страна, силой навязывающая свою волю другим.
Однако Вашингтон не будет мириться с происходящими событиями, а потому колосс попытается устоять даже несмотря на заранее известный сценарий. Так, на следующей неделе Джо Байден собирается поднять вопрос о внесении изменений в Совет безопасности.
«Президент Байден — вы услышите больше по этому вопросу от него на следующей неделе — мы предельно ясны в том, что пришло время оценить архитектуру Совета Безопасности ООН», — сообщил координатор по стратегическим коммуникациям Белого дома Джон Кирби и добавил, что Совбез больше не отвечает своей цели.
Намерения американской администрации объясняются просто и звучат в духе последних новомодных тенденций — «организация должна стать более инклюзивной и всеобъемлющей», а значит США поддержат включение большего количества членов. Но кто сказал, что новички будут отстаивать интересы мира, а не Вашингтона?
Структура Совбеза ООН
Состав Совета безопасности в настоящий момент включает пять постоянных членов (Россию, Китай, Великобританию, Соединенные Штаты Америки, Францию) и десять непостоянных, которые избираются на два года. До конца 2023-го в организации будут состоять Албания, Бразилия, Габон, Гана и Объединенные Арабские Эмираты. В следующем году полномочия сложат Мальта, Мозамбик, Швейцария, Эквадор, Япония.
Решения Совета считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти его членов. За исключением голосования по процедурным вопросам, решение не может быть принято, если кто-либо из постоянных членов голосует против, то есть использует свое право вето. И вот как раз последнее американцы и хотят поменять.
Байден сделал ход
Для начала можно предположить, что Белый дом попытается привлечь в структуру Совета безопасности ряд стран Черного континента, а возможно даже целый Африканский союз. Мы помним, что в свое время Россия и ее представители из числа инструкторов ЧВК «Вагнера» внесли огромный вклад в так называемую деколонизацию. Запад стремительно теряет свои представительства в регионе, что явно бесит американский и французский истеблишмент.
«Сегодня США хотят попытаться заманить страны континента под свое крыло подобными шагами и сделать значимыми фигурами. То есть это борьба за Африку и она, на мой взгляд, сегодня входит в решающую стадию, потому что африканский континент благодаря, в том числе российским усилиям, стал по настоящему независимым. В общем то, народ, который долгие годы находился в рабстве, сегодня вырвался на свободу», — считает общественный деятель Вадим Манукян.
Нельзя исключать появления крупных игроков из разных регионов мира. Сюда можно отнести Индию или некоторые латиноамериканские государства, вроде Бразилии. Важную роль в мировой политике играет также Саудовская Аравия, которая в настоящее время является одним из главных сырьевых игроков на мировой арене.
В Совбез, как предполагается, может войти целый континент — Австралия, а еще островное государство Япония с ее высокотехнологической базой и относительно стабильной экономикой. Соединенные Штаты также особенно рассчитывают на Германию, как главного представителя Европейского Союза.
Очевидно, что большинство предполагаемых членов имеют откровенно прозападную направленность или вовсе являются колонией Вашингтона. В любом случае, ничего хорошего для самой структуры на горизонте не маячит.
«Чем больше игроков появляется в таких сверхважных структурах, тем менее вероятно, что они смогут принимать консенсусные решения. Главная функция Совбеза и нахождения в нем — это возможность использования права вето. Вот представьте, сейчас им пользуется Российская Федерация, Китай, США, иногда Великобритания. Но что будет, если в Совет войдет еще десять стран? Фактически правом вето будут пользоваться по любому вопросу, который пересекается с мнением этих влиятельных стран. Так что я считаю, что Совет безопасности утратит свой функционал», — считает независимый политический аналитик Роман Романов.
Действительно, большинство крупных игроков разочаруется в структуре, так как все важные решения будут работать применительно к небольшим государствам, не представленных в Совете и не имеющих глобального политического веса.
У Москвы больше нет причин сдерживаться
По мнению некоторых политологов, расширение численности постоянных членов Совета безопасности ООН, будет означать полное разрушение всех достигнутых после окончания Второй мировой войны договоренностей.
«У России будут полностью развязаны руки в отношении тех решений, которые Москва откладывала, либо не могла осуществить ранее. Запад разрубает определенный узел и Кремль сможет принимать необходимые меры и решения, которые укрепят новую палитру безопасности в мире. А она будет связана, в том числе и с полномасштабным привлечением собственных союзников со стороны РФ, например той же Северной Кореи, Сербии и так далее», — считает Манукян.
В то же время Роман Романов с большим сомнением смотрит на саму по себе идею расширения количества постоянных членов Совета безопасности.
«Я человек придерживающиеся скептических взглядов относительно ближайших перспектив и считаю нужно готовиться к тому, что глобальная турбулентность будет нарастать. Опять же, главная международная площадка, где ранее решались множество вопросов, договаривались между друг другом, все чаще становится бесполезной, ведь решения сложнее принимать. А если продавят реформу, то Совбез ООН совсем утратит ключевые функции. А Москву будут пытаться задвинуть на этой площадке, хотя опять же, как они это сделают, не совсем понятно, но буду стараться», — заключил Романов.
В любом случае, Россия как правопреемница Советского Союза и соответственно, как один из победителей во Второй мировой войне, никуда не денется. Этого не изменит даже колоссальное санкционное давление, оказываемое Западным блоком из-за начала Специальной военной операции. Без Москвы практически нежизнеспособная структура развалится окончательно.