Руслан Мармазов: После коронавируса футбол уже не будет прежним

О последствиях ситуации с коронавирусом для российского мирового футбола, возможностях для перезагрузки национальной системы массового спорта, которые могут открыться в период кризиса, и о варианте завершения приостановленного чемпионат России по футболу в Крыму ИА «Новороссия» рассказал журналист,

О последствиях ситуации с коронавирусом для российского мирового футбола, возможностях для перезагрузки национальной системы массового спорта, которые могут открыться в период кризиса, и о варианте завершения приостановленного чемпионат России по футболу в Крыму ИА «Новороссия» рассказал журналист, бывший руководитель пресс-службы футбольного клуба «Шахтер» (Донецк) Руслан Мармазов.

ИА «Новороссия»: В связи с пандемией коронавируса впервые в истории был перенесен Чемпионат Европы по футболу, а также были приостановлены практически все европейские чемпионаты. Как, по-вашему, это может отразиться на дальнейшем функционировании самой индустрии футбола, ставшего в последние годы одним из значительных и массовых социальных явлений?

Руслан Мармазов: Разумеется, по футболу нанесен очень серьезный удар, пришла беда откуда не ждали. И по всей вероятности футбол уже не будет прежним, как, собственно говоря, и вся наша жизнь тоже не будет уже прежней. Как будут развиваться события здесь очень сложно прогнозировать, потому что мы не знаем, как надолго затянутся все эти карантинные хороводы. Но сам по себе факт переноса Чемпионата Европы показательный, ведь все эти глобальные спортивные соревнования готовятся долго, ни один год, заключаются контракты, выстраиваются отношения со спонсорами, инвесторами. Сегодня по ним нанесен очень серьезный удар. И насколько теперь будет много желающих вкладывать деньги в индустрию спорта (не только футбола) – это большой вопрос.

К тому же экономический кризис, на который мы пока меньше обращаем внимание из-за вируса, будет только набирать силу. И тут возникнет еще один вопрос – будут ли свободные деньги у серьезных предпринимателей, чтобы их вкладывать в футбол. Разумеется, будем надеяться на лучшее, а готовиться к худшему.

ИА «Новороссия»: В соцсетях и средствах массовой информации с началом пандемии часто раздаются призывы пересмотреть общественные приоритеты: «может теперь будут ценить и достойно оплачивать труд врачей и учителей, а не поп-звезд и спортсменов». Согласны ли вы с тем, что роль футбола и вообще массовой спортивной индустрии была переоценена?

Р.М.: Я не думаю, что эти вещи напрямую связаны. То есть, условно говоря, если бы контракт Месси был бы меньше, то врач в Бердичеве или Урюпинске или в Африке получал бы больше? Мне кажется, что эти вещи напрямую не связаны. Но соглашусь, что, наверное, футбол очень шиковал в последние годы. Можно провести параллели с ситуацией перед крушением Римской империи – все погрязли в роскоши, разврате, а потом все это рухнуло и придавило больно-пребольно осколками. Вот что-то подобное и случится. Скорее всего, будут пересмотрены подходы к контрактам. Да и сами футболисты, я думаю, где-то в душе понимают, что деньги, которые они получают – несусветные. Ну ладно там суперзвезды – Месси, Криштиано Роналдо, их контракты отбиваются рекламными кампаниями, трансляциями и т.д. и т.п. Но есть множество клубов, это как раз касается и России, и Украины, где нет ни Месси, ни Роналдо, а игроки, зачастую посредственные, получают деньги, несоизмеримые с их вкладом в развитие футбола. Собственно говоря, сейчас условия сами подведут к решению этого вопроса. Непременно в повестку дня войдут темы уменьшения контрактов футболистов, ну а кто не захочет, пусть походит по рынку, посмотрит где, может, ему лучше заплатят.

Ну а как перераспределять эти деньги? Да, в России в этом плане, может быть проще, потому что ведущие клубы так или иначе связаны с государственными корпорациями. А вообще в мире футболом чаще всего занимаются частные предприниматели. И они вкладывают деньги туда, куда захотели либо куда им выгодно вкладывать. А им интересно вкладывать деньги, например, в Манчестер Сити или еще какие-то клубы топ-величины. А развивать первичную медицину или научную сферу, им, наверное, не так интересно. Это как раз и есть задачи государств, этим они занимаются. А если ставить вопрос, давайте мы сейчас заставим пересмотреть приоритеты – так не получится. Во всяком случае сегодня реалии все равно таковы, что все должно развиваться эволюционным путем. Революция возможна, но она повлечет за собой такие последствия, которые мы не можем прогнозировать.

ИА «Новороссия»: Ну а в связи с возможными изменениями зарплат, контрактов как вы думаете, может ли быть пересмотрено отношение к футболу и спорту вообще как к большому бизнесу?

Р.М.: А кто это будет пересматривать? Где то жюри, которое скажет – давайте мы пересмотрим-ка свое отношение? Если рассуждать с точки зрения наблюдателя со стороны, сидя на диване, то всем нам естественно кажется, что мы разбираемся во всем – в футболе, в политике, в вирусологии… На самом деле это сложные процессы, многослойные и неоднозначные. Наверное, было бы правильным меньше денег тратить на спорт больших достижений и больше – на развитие массового спорта, физической культуры. Потому что, как всегда говорит мой папа (он спортивный работник, профессионал, всю жизнь пробыл в спорте), спорт отнимает здоровье, а вот физкультура дает здоровье. Да, может быть, это было бы правильным, но это такая мечтательная позиция, в значительной степени утопическая.

Например, если вложить большие серьезные деньги в развитие детского спорта и вывести на какую-то площадку огромное количество школьников, то я не думаю, что эта трансляция вызовет такой же интерес, как финал Лиги чемпионов. Есть законы телевидения, есть законы бизнеса, и они диктуют совершенно другие вещи. Да, конечно, сейчас наступил какой-то момент отрезвления, может быть он на пользу пойдет, но я думаю, что те, кто заинтересован именно в футболе как большом бизнесе, постараются свои позиции сохранить, но вместе с тем пойдут на какие-то уступки общественности.

Я думаю, в каждой конкретной стране, в каждом клубе, в каждой федерации это будет своя история, тем более коронавирус вернул нас ближе к земле и вдруг обозначил, что оказывается такие вещи как границы между государствами, какие-то, казалось, условные дела, от которых человечество пыталось отказаться, все еще существует, и в пиковой ситуации все это включается за милую душу, и железные занавесы получаются такие, о которых и не мечтали в годы Холодной войны.

ИА «Новороссия»: Ситуация с вирусом продемонстрировала готовность европейских стран защищать свои национальные интересы в ущерб общим интересам Евросоюза и других международных структур.

Р.М.: Да, это показало, что все разговоры о некой европейской или общепланетарной солидарности актуальны только до момента реальной опасности. Как только опасность начинает угрожать конкретной Германии, Англии или Франции, или, не дай Бог, США, тут включаются совершенно примитивные инстинкты, абсолютно пиратские правила. Особенно показательные все эти истории с перехватом грузов масок, которые направлялись, условно говоря, в Италию, а их перехватывают в пути, чтобы отправить в США. Вот тут все эти красивые образы рассыпаются как карточный домик: своя рубашка ближе к телу, своя жизнь одна, она бесценна, ее надо спасать, даже если придется в этот момент по трупам вчерашних союзников. Это все западная цивилизация нам очень эффектно продемонстрировала, развеяв всяческие иллюзии. Оказалось, что в коронавирусной этой всей истерии выживают и красиво выходят из нее совершенно другие страны, с другими принципами философскими, как, например, Китай.

ИА «Новороссия»: Повлияет ли это на изменение структуры спорта? Будут ли страны смещать акцент с международных соревнований на развитие национальных чемпионатов?

Р.М.: Вполне вероятно, что это произойдет естественным путем, если, конечно, ситуация вообще позволит проводить какие-то массовые мероприятия. С другой стороны, мы видим с вами совершенно удивительный уникальный пример, если мы толкуем о футболе. Осталось четыре чемпионата, в которых матчи продолжают играться, это уникально. И интерес к ним большой, потому что другого футбола нет. Оказывается, в отдельно взятых Белоруссии, Таджикистане, Бурунди или в Никарагуа может существовать футбол отдельно от всей другой мировой футбольной общественности. Насколько это действительно зрелищно – второй вопрос, но пока они имеют возможность в своих национальных границах проводить соревнования. Но как будет дальше развиваться ситуация сложно сказать. Просто человечество уже избаловано международными соревнованиями, спортом высочайших достижений. Естественно, если запереться в своих национальных квартирах, в смысле зрелищности и результатов это, конечно же, будет шагом назад, но возможно этот шаг придется делать, потому что нас никто не спрашивает.

ИА «Новороссия»: Как новые тенденции и новые условия повлияют на развитие футбола в России и на постсоветском пространстве?

Р.М.: Повлияют, конечно. Дело в том, что здесь футбол еще не является тем большим бизнесом, каковым он является, например, в западной Европе. И зачастую здесь футбольные клубы – это некий такой антураж и элемент государственной корпораций, которым, у меня такое подозрение, сейчас будет на что тратить деньги и кроме футбола. С другой стороны, не хотелось бы от этого всего отказываться, потому что это важная составляющая сферы развлечений, да и национальной культуры, чего там говорить. Футбол у нас все-таки любят. Хотелось бы, чтобы чемпионат выглядел интересно. Но опять-таки, для этого нужны деньги. А если будет ставиться вопрос – либо увлекательный матч Зенит-Спартак, либо же выживание большого числа людей, то здесь выбор совершенно очевиден.

Поэтому сейчас все притаились, пытаются маневрировать в рамках тех малюсеньких коридоров, которые ситуацией нам оставлены. Клубы пытаются договориться с игроками о временном сокращении заработных плат, многие уже об этом договорились, там в Локомотиве только непонятная история происходит – игроки уперлись и не хотят договариваться. И формально они правы, потому что у них контракты и там не сказано, что в случае коронавируса вам будут платить меньше. И здесь нужно уж как-то идти на компромисс. Кто пойдет на это, кто не пойдет — будем наблюдать, в отсутствии футбола будем эти побочные эффекты изучать, морализаторством заниматься…

Как будет это все развиваться в России, на Украине или в других странах бывшего Советского Союза? Наверное, позитивной вспышки у нас не произойдет, все будет упрощаться, все будет оптимизироваться, будут какие-то направления закрываться. А вот кто выдержит это, а кто не выдержит – сложно сказать. Мне кажется, что здесь проще будет России именно за счет государственной составляющей. На Украине футбол и так выглядит крайне скучно по сравнению с собой самим десятилетней давности. Клубы там частные, они кому-то принадлежат. А хозяева клубов, даже такие финансово упакованные как Ринат Ахметов, вынуждены все-равно смотреть, куда им деньги направлять. Да и зачем нужно вваливать в футбол серьезные суммы, если это перестало быть вопросом престижа, большие цели европейские сняты с повестки дня, а для чемпионата Украины и эконом-варианта в принципе хватает. Тут мы видим, собственно говоря, и реакцию болельщиков, которые голосуют билетами на матч. А посещаемость сейчас на Украине мизерная была еще до начала всех этих событий. Когда футбол вернется, посмотрим, кто придет на стадион. Наверное, по началу истосковавшиеся по футболу люди придут на стадион, ну а потом, чтобы их там удержать, надо показывать высокую игру…

То есть мы с вами все время говорим о некой змее, которая себя за хвост кусает. От одного зависит другое, все замкнуто и как в конце концов все это будет развиваться, откусит ли себе змея хвост, либо он от нее убежит, за этим остается только наблюдать с интересом или сочувствием. Хотелось бы с восторгом, но в последнее я не очень верю.

ИА «Новороссия»: Возможно ли в России провести в связи с новыми вызовами провести перезагрузку всей системы профессионального спорта? Может, стоит сконцентрироваться на развитии массового детского спорта, становлении новых национальных спортивных школ?

Р.М.: Для этого нужна политическая воля и такой массовый энтузиазм. В нашей отечественной истории такие периоды были – мы можем вспомнить советские времена. Кстати говоря, в свое время был период, когда советский спорт был абсолютно замкнут в своих границах. Международные матчи и состязания были разовыми и не определяющими общее направление. И вот тогда развивались физкультура, массовый спорт, детский спорт. Как будет сейчас это все выглядеть, я не знаю. С одной стороны, это хороший был бы повод для перезагрузки. Потому что кризис ведь не только создает трудности, он еще открывает новые возможности, дает новые вызовы. Но как это будет развиваться ситуация сейчас сложно прогнозировать, потому что сегодня первостатейные вопросы вообще не связаны со спортом. Это вопросы выживания, вопросы здравоохранения, производства лекарств, вопросы снабжения городов продуктами питания и вообще сохранения экономического потенциала.  Спорт здесь оказывается не на первой позиции по вниманию, и не на второй, а, может быть, и не на десятой, а где-то там, в хвосте. Но все равно этой сферой занимаются профессионалы, возможно они воспользуются ситуацией и что-то сделают в этом смысле. Хотя, честно говоря, бурного энтузиазма у меня по этому поводу нет.

ИА «Новороссия»: Как вы считаете, в нынешней ситуации наиболее оптимальным вариантом может стать досрочная остановка чемпионатов России и других стран, либо необходимо доиграть оставшиеся матчи, может быть, при пустых трибунах?

Р.М.: Я думаю, что матчи надо доиграть, потому что очень сложно просто остановить все. Или же если вдруг это будет не складываться?.. Уже сроки таковы, что возможностей для доигрывания остается все меньше и меньше. Иначе уже следующий сезон будет уже тяжело начинать. Может, здесь выход мог бы быть такой – просто считать чемпионат незавершенным. В конце концов, были же чемпионаты, прерванные войной. То есть чемпиона в этом году не объявлять, а участников еврокубков определять либо по результатам предыдущего национального турнира, либо провести какие-то переходные соревнования. Тут вариантов может быть сколько угодно, но идеальным было бы доиграть этот чемпионат хотя бы в каком-то усеченном ускоренном варианте, потому что останется такой осадок недосказанности. Я надеюсь, все-таки доиграют. Сегодня испанцы, например, рассматривают вариант, чтобы доиграть чемпионат на Канарских островах, это ведь тоже территория Испании, притом достаточно изолированная. Могут быть и такие варианты. Но в нашей ситуации куда запереться? На Сахалине? Вот в Крыму было бы хорошо. Собрать бы всех там и быстро провести там завершающий турнир. Но здесь вопрос санкций и тому подобное. Сегодняшний мир очень сложен и очень зависит от условностей, от формальных решений, от крючков в каких-то регламентирующих документах и мы, к сожалению, подвержены всему этому.

Резюмируя, давайте будем надеяться, что чемпионат будет доигран, хотя бы в каком-то варианте. И у нас будет победитель национального первенства 2019-2020 годов. И к этому победителю, призерам, обладателю кубка ни у кого не возникнет вопросов.

 

Беседовал Тихон Гончаров.

Новости партнеров