С Днем воссоединения с Россией: Донбасс прожил год в новом статусе
Донбасс, отстаивающий свою русскость, всегда имел глубинные предпосылки к воссоединению с Россией. Так сложилось исторически, хотя путь к этому был долгий, растянутый на десятилетия.
В Донецке было ранее утро, наверное, часов 6. К уже открытому окошку киоска на автостанции подошел пожилой мужчина и неожиданно поздравил киоскера с праздником.
"С Днем воссоединения. Первый раз празднуем этот праздник", – громко сказал он и попросил утреннюю газету.
Немного позже на остановке я услышала эту фразу снова. Незнакомая женщина, стоящая в очереди на автобус позади меня, легко тронув меня за рукав, произнесла, улыбаясь: "С праздником вас, Днем воссоединения".
Потом, будучи в Донецке, я слышала эту краткую фразу вновь и вновь. Совсем незнакомые люди в разных местах поздравляли друг друга, произнося слово, которое больше всего кое у кого режет слух на оккупированных землях Донбасса. Пока еще оккупированных.
История воссоединения запечатлелась в сознании донбассовцев, и их поздравления исходили из сердца. Но это была долгая история.
Память отбросила меня на восемь лет назад, когда только начинались процессы, открывшие региону "дверь" в новую реальность. Донбасс окончательно шагнул в нее 30 сентября 2022 года, когда вошел в состав Российской Федерации. Примерно тогда же вернулись в Россию еще два южных региона — Херсонская и Запорожская области. Россия вновь обретала свои прежние имперские границы.
Вспомнился референдум 1994 года в Луганске и Донецке о русском языке, отношении с Россией, где более 85% населения высказалось за федерализацию, то есть фактически за суверенитет. И только через 20 лет, 11 мая 2014 года, мы пришли к тому, к чему стремились в 1994 году. По сути, это был естественный процесс – поступательное движение Донбасса к суверенитету.
Мне вспомнились флаги Донецкой Республики, развивающиеся в Харькове, Запорожье, Днепропетровске и Киеве еще до революционных событий 2014 года. Этот год «поджег» регион в хорошем смысле, явившись катализатором активности сотен тысяч донбассовцев, отстоявших свою русскость.
Позиция Кремля в тот год была подчеркнуто миролюбивой, была даже предпринята попытка посадить всех за стол переговоров с участием Европы и Америки. Однако Запад осознанно пошел на обострение ситуации, не собираясь предпринимать каких-либо усилий для урегулирования донбасского вопроса.
В то время еще не было бомбежек, но уже была одесская Хатынь, и у многих появилось предчувствие, что мир балансирует на грани полномасштабной войны. Россия пыталась предотвратить ее, но тщетно.
Еще мне вспомнился референдум 2014 года, эпохальное событие, которое, я уверена, будут помнить дети, внуки и правнуки донбассовцев. По сути, это был гражданский подвиг людей, которые, несмотря на одесскую трагедию, кровавое шествие 9 мая в Мариуполе, несмотря на первые стычки под Карачуном и Степановкой между ополченцами и украинскими боевиками, в большинстве своем пришли на референдум, чтобы высказать свою волю. Они стояли в многочасовых очередях, не боясь камер слежения, зная, что на территории Донецкой области уже построены блокпосты украинских нацистов. О том, что такое огромное количество народа примет участие в референдуме, не ожидал никто.
До этого события, начиная с 1 марта 2014 года, на центральной площади устраивались многотысячные митинги "За Россию", что для индустриального Донецка явление беспрецедентное. Поскольку в Донбассе вообще привыкли больше работать, не вдаваясь в политику. Такова ментальность донбассовцев, но в 2014 году наблюдался сильнейший взрыв народной активности. И это при том что местная власть, включая облсовет, трусливо разбежалась, фактически бросив дончан на произвол судьбы. Только донецкий горсовет и работники многих районных советов, занимая активную гражданскую позицию, начали формировать новые органы власти, создавая костяк региональной элиты.
Потом был призыв к Российской Федерации о включении Донецкой Народной Республики в ее состав. Ответ пришел только через восемь лет.
И вот прошел год… Мы поздравляем друг друга и весь Донбасс с Днем воссоединения с Россией, которое мы подразумевали в далеком 2014 году.