С едой не договариваются. Минск-3 и Стамбул-2 могут привести Россию лишь к поражению
Запад хочет защитить миропорядок, который был создан после 1991 года. Он бросит все силы, чтобы не допустить "русского реванша".
Американский мировой порядок
Ответ на вопрос о том, кто начал украинский конфликт, зависит от отношения к миропорядку образца 1991 года. Если с ним соглашаться, то украинцы имели право делать на своей суверенной территории всё, что им хочется, и никто не имел права вмешиваться. А всё потому, что по условиям этого миропорядка есть лишь одно место, где могут решать, что считать законным восстанием народа против тирании, а что – законной спецоперацией легитимной власти против террористов. И этот центр находится в Соединённых Штатах Америки. В первую очередь это касается Украины: Майдан – легитимная смена власти, а возвращение Крыма в состав России – нарушение международного законодательства. Так считают в США и пытаются диктовать своё мнение.
Фото: globallookpress.com/Bonnie Cash - Pool via CNP
Пойдя против данного принципа, начав спецоперацию на Украине, Москва тем самым оспорила американский миропорядок. При этом защищать его данный бросились все мировые силы, являющиеся его бенефициарами. При этом Россия мобилизовала всех, кто согласен с тем, что миропорядок надо менять.
Что такое миропорядок 1991, и чем он по своей сути отличается от предшествующего миропорядка 1945? Различия куда более существенные, чем двух- или однополярность. Основная тенденция, которая наметилась сразу после распада СССР – это стремительное перетекание властных полномочий от госинститутов к негосударственным структурам, причём так произошло везде, включая и Штаты. Также власть начала уходить к надгосударственным образованиям, инвестиционным фондам, глобальным некоммерческим организациям и т.д.
В России любят говорить, что власть на Украине марионеточная, и договариваться можно только с их реальными хозяевами в Вашингтоне, однако проблема в том, что в Белом Доме заседают такие же марионетки. А для тех сил, которые реально обладают властью, Россия это – еда. Как, впрочем, и любая другая страна.
Миропорядок-1991 обречён
Ключевой сюжет современного конфликта – бунт больших игроков, которые пытаются координировать свои действия на пока ещё аморфной площадке БРИКС, против такого мирового порядка, в котором государству как институту, независимой силе и центру субъектности места никакого нет. Интересно, что в этом бунте также участвуют и США. Конкретно за эту идею топит Трамп. MAGA – это ещё и протест против приватизации государства, где его институты превращаются в фикцию и симулякр.
Надо признать, что возвращение миропорядка образца 1945 года нереально, а сохранение мирового порядка 1991 – немыслимо. Чем бы ни закончилась специальная операция на Украине, он разрушен.
Фото: globallookpress.com/Shen Hong
То, что делает Си Цзиньпин в КНР в последние годы – это, по факту, также реванш. Современный тренд – восстановление института государства в правах основного актора и субъекта мировой политики. Ключевой актуальный вопрос для политического мышления – это суверенитет и то, как он реализуется в наше время. И отсюда — то, что такое "мир суверенитетов".
Опасный тренд
Правило "с едой не договариваются" находится в основе злосчастных Минских соглашений, которые были написаны (и виделись со стороны России) в "старом", до 1991, понимании мира, состоящего из суверенных государств. Существует государство, в котором полыхает внутренний конфликт, существуют другие государства, которые поддерживают или сочувствуют разным сторонам данного противостояния, и они ведут переговоры о режиме прекращения огня и условиях грядущей нормализации. Ну, а потом оказывается, что подписанные соглашения никто не собирается выполнять. Сюрприз!
В миропорядке 1991 года страны не являются субъектами и гарантами.
Реальные актор считают, что президент России Владимир Путин, может думать о себе и своей стране всё, что угодно, но будет всё равно так, как решат те, кто решают друг с другом вопросы на яхтах.
Фото: globallookpress.com/Alexander Kazakov/Kremlin Pool
Но, по итогу, Путин решил, что едой он становиться не будет. Произошло это 24 февраля 2022. Но для того, чтобы навсегда перестать быть едой, необходимо сделать кое-что большее, чем просто начать специальную военную операцию. Потому что модель миропорядка-1991 ещё никуда не делась, и она будет себя защищать.
Запад и внутренние игроки хотят зачистить "буйных", самомобилизовавшихся на войну, представив их (опять-таки и "начальнику", и населению) как угрозу стабильности. Им нужно сделать мейнстримом тренд на «нормализацию», чтобы потом снова выйти на условный новый "Минск" ил "Стамбул-2".
По этой причине вопрос сейчас в том, есть ли у страны – а не только у главы государства – хоть какой-то инстинкт самосохранения.